Краеведение – это большая и серьезная работа

Пожалуй, наиболее часто в этом году звучат слова – «65-летие Великой Победы». Жаль только, что самих творцов этой Победы в живых остается со временем все меньше. Именно поэтому каждое слово о них, каждое их слово имеет и должно иметь ценность для всех. Ветеранам, да и в целом Великой Отечественной войне, и, конечно, Победе в этом году посвящается много мероприятий. Не исключение и краеведческая научно-практическая конференция школьников и студентов «Это нашей истории строки», состоявшаяся 28 апреля в АГППК. Ее организаторы – Детско-юношеский центр и колледж. По словам его директора С.Н. Шитикова, участие в конференции принимали те школьники и студенты, которые по праву могут называться элитой. А.С. Тупикин добавил к этому, что сегодня важно, чтобы школьники не только зубрили учебники, но и умели пользоваться и другими источниками знаний. И те ребята, которые участвовали в конференции, несомненно, это умеют.

Их было довольно много – 25, школьники – начиная с четвертого и заканчивая одиннадцатым классом. Естественно, что такое количество народу (вместе с педагогами) трудно вместить в одну аудиторию. Поэтому конференция проходила «в режиме» трех секций по темам. Две из них посвящались периоду истории военного времени: «Земляки-тройчане на фронтах Великой Отечественной войны», «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны». А третья – «История предприятий и организаций Троицкого района». В каждой из этих секций был свой руководитель. Это Л.Ф. Юшкова, руководитель районного методического объединения учителей истории, Г.Н. Манакова, ведущий специалист комитета по делам архивов, А.А. Завьялов, зам. директора АГППК по научно-методической работе.

Работы, представленные на конференции, были такими же разными, как и их авторы. Кто-то построил работу на рассказах очевидцев событий, ветеранов, кто-то – на материалах из самых разных архивов, газет, Интернета, в конце концов.

В первой секции десять школьников рассказывали в основном о наших земляках, которые сами принимали участие в сотворении Победы. Например, Настя Тарасова (воскресная школа) отразила в своей работе тему, особо не освещаемую и, может быть, на чей-то взгляд немного спорную, – «Роль православия в переломном ходе Великой Отечественной войны». А, например, Кирилл Афонькин (ТСШ №1) написал свою работу «Ее лагерный номер 24096» об узнице концлагеря – Галине Николаевне Ласкиной. Данил Талдыкин (ТСШ №2) описал свои впечатления от Мамаева кургана в работе «Главная высота России – 102,0». Кстати, его работа растрогала С.Н. Шитикова своей искренностью. Елена Алексеева (Загайновская школа) в ходе своего исследования жизни и подвигов Николая Мироновича Марчукова, Героя Советского Союза, обнаружила, что в разных источниках зачастую в его биографии допущены ошибки.

Во второй секции участников было шестеро. Их работы впечатляли не меньше, чем работы тех, кто писал о фронте. Два исследования посвящались детям военных лет – это работа Анастасии Буяновой (ТСШ №2) «Дети войны» и работа Арины Минасян (ТСШ №2) «Дети войны в творчестве поэта Троицкого района Ожогина Б.Д.». Студенты колледжа Наталья Ваганова и Павел Нерушак рассказали о труженицах тыла, за которыми закреплены их группы. Их работы основывались именно на воспоминаниях этих женщин.

Первым в секции «История предприятий и организаций Троицкого района» выступил с докладом Антон Сенченко, учащийся Ельцовской средней школы. Антон рассказывал об истории пионерского и комсомольского движения села и показал его в судьбе своей бабушки Е.Д. Шиловой. Антон стал самым юным участником конференции, но, несмотря на это, его доклад был очень содержательным и осмысленным. Юный исследователь не только уверенно представил собравшимся свои изыскания по заявленной теме, но и достаточно хорошо отвечал на задаваемые жюри вопросы. Жюри отметило, что у Антона незаурядные способности и в будущем он, безусловно, достигнет высоких результатов в исследовательской работе.

Анна Карпенко (Зеленополянская школа) рассказывала об истории образования РТМ совхоза «Троицкий». Ее исследование носило, скорее, историко-социальный характер, в котором было показано славное прошлое и незавидное настоящее самого крупного предприятия населенного пункта. Из ее доклада напрашивается вывод, что при разрушении градообразующих предприятий, таких, как РТМ, у села незавидное будущее.

Эту тематику продолжила Екатерина Ракова, также из Зеленополянской школы. Екатерина рассказывала об истории возникновения и развития племсовхоза «Троицкий». Жюри секции отметило хорошую содержательность доклада и превосходные ораторские способности выступающей. Екатерина умело представляла исторические факты, приводила статистические данные, что свидетельствует о высоком исследовательском уровне ее работы.

История предприятий и организаций, возникших в советский период, оказалась близка и Анне Рац (Пролетарская школа). Тема ее выступления: «История совхоза «Пролетарий» и поселка Гордеевский». По истории п. Гордеевский исследования школьников уже представлялись на предыдущих конференциях. Однако Анне Рац удалось найти новые источники, которые обладают большей исторической достоверностью и свидетельствуют о серьезной поисковой работе школьницы.

Татьяна Гроо (Ельцовская школа) выступила с докладом об истории разрушения Ельцовской церкви. В ее работе использовался достаточно широкий спектр исторических источников (устные, письменные, изобразительные и пр.), благодаря чему Татьяна заслужила высшую оценку жюри. Тема ее исследования очень актуальна тем, что позволяет более глубоко узнать историю возникновения с. Ельцовка и ее первых жителей. Благодаря церковно-приходским документам можно восстановить историю многих семей данного села.

Выступление Егора Коваленко (Ельцовская школа) завершало работу секции. Его работа «Педагогическая династия Мальченковы – Обгольц – Коваленко» достаточно интересна с точки зрения исследовательской новизны. История профессий, а особенно их преемственность в семье, является приоритетным направлением у современных профессиональных историков, в том числе и в Алтайском крае. Исследование Егора Коваленко осуществлялось в данном русле и заслужило серьезное внимание жюри. Ему рекомендовано продолжить поиски по данному направлению.

В работе секций была предусмотрена кофе-пауза, все участники могли выпить чаю или кофе и немного перекусить. А после того, как все работы были представлены на суд жюри, участники конференции пообедали в столовой колледжа (отдельное спасибо руководству за прекрасную организацию!), после чего посмотреть небольшой профориентационный концерт студентов АГППК. А после концерта началось то, чего с нетерпением ждали и участники конференции, и их руководители, – подведение итогов и награждение.

Но сначала С.Н. Шитиков вручил всем участникам сертификаты за участие в работе краеведческой научно-практической конференции школьников и студентов «Это нашей истории строки». Не остались без внимания и те люди, без которых было бы невозможно школьникам и студентам написать свои работы, то есть их руководители.

И вот – награждение. В каждой секции было три призовых места. Следовательно, можно назвать шесть призеров конференции и трех абсолютных победителей. Третьи места заняли: Илья Шуйский (ТСШ №2) с работой «Великая Отечественная война в истории моей семьи», Дмитрий Соболев (ТСШ №2) с работой «История моей школы в годы войны» и Егор Коваленко (Ельцовская школа) с работой «Педагогическая династия Мальченковы – Обгольц – Коваленко». Вторые места: Александр Гроо (Ельцовская школа) за работу «Человек в истории России», Екатерина Ракова (Зеленополянская школа) за работу «История образования племсовхоза «Троицкий». Ну, а лучшими работами стали работы Татьяны Гроо (Ельцовская школа), Дмитрия Демина (Красноярская школа) и Ирины Берх (ТСШ №2).

Ирина Берх очень трогательно рассказывала о женщинах, работавших в тылу, о тяготах их жизни. Причем основывалась ее работа в основном на воспоминаниях самих тружениц тыла и называлась «Женское лицо войны». А Дмитрий Демин начал презентацию своего исследования издалека – с того, что в их семье есть семейная реликвия – Золотая Звезда, принадлежащая его прадеду, воевавшему на Карельском фронте. И именно прадеду и его подвигам он и посвятил свою исследовательскую работу.

Жюри секции рекомендовало Татьяне Гроо продолжить дальше свои исследования по истории родного села.

По уже сложившейся традиции Молодежная Дума района учредила и свои призы – за самый креативный подход к разработке проекта. Награды МД получили Антон Сенченко (Ельцовская школа), Александр Гроо и Екатерина Шпилева (ТСШ №2) с работой  «Женщина-фронтовичка, мама моего учителя».

Но, как бы то ни было, директор колледжа С.Н. Шитиков совершенно верно заметил, что все, кто принял участие в конференции (независимо от того, занял ли он призовое место), уже победитель.

Организаторов конференции и педагогов порадовал возраст участников. Активно включились в работу учащиеся, которые в рамках школьных занятий могут еще достаточно долго и плодотворно заниматься поисковой и исследовательской работой.

Все материалы конференции будут опубликованы в сборнике и получат внимание людей, интересующихся историческим краеведением.

Мнения

В.К. Бубенцова, учитель истории ТСШ №2, руководитель одного из победителей конференции Ирины Берх:

-Я присутствовала на такого рода конференции второй раз. Могу сказать, что организация очень хорошая. Мне понравилось, как потрудились работники колледжа, они предусмотрели все: и кофе-паузу, и обед. Замечательный был концерт их агитбригады.

Работу конференции в этом году разбили на секции, не знаю, как в других, а в нашей секции была очень хорошая и спокойная обстановка, вопросы участникам задавали корректные. Я думаю, что ребята не чувствовали себя стесненно, они знали, что даже если их доклад выйдет за рамки отведенного времени, их не прервут, дослушают до конца. В прошлом году многих участников прерывали. Боясь, что и в этом году будет так, мои девчонки Ирина Берх и Ксения Абрамова перед конференцией работали уже не над тем, как бы свою работу улучшить, дополнить, а наоборот, как бы ее урезать, чтобы уложиться в регламентированное время. Кстати, я думаю, что времени на доклад можно было выделить и больше, чем 10 минут.

Вообще уровень конференции был достаточно высоким. Хорошо, что ребята сами готовились. Мне кажется, что у каждого из участников ушло довольно много времени на подготовку работы, на сбор материала. Мои девчонки были и в военкомате, и в музее. А когда в руках оказались списки тружеников тыла, пошли и к ним самим. Они очень много узнали от тех женщин, с которыми беседовали. Ребята многое взяли для себя, когда готовились, собирали материал. Такие конференции полезны для детей прежде всего тем, что они много нового узнают для себя, и, что самое главное, сами занимаются исследованием.

Мне кажется, что такие конференции необходимы, но… Они должны быть более доступными, что ли… Чтобы дети со своими докладами могли выступать не один раз, потому что материал собран большой, интересный, который не помешало бы выслушать многим.

Е.Г. Колыхалова, директор ДЮЦ:

-По сравнению с прошлым годом уровень работ вырос, но, на мой взгляд, ненамного. Конференции действительно предшествовала серьезная подготовка, и детско-юношеский центр руководил этим процессом. Но беда в том, что у нас нет методиста по краеведению, что значительно осложняет работу в этом направлении. Тем не менее мы ставим перед собой цель – в следующем году организовать учебу краеведов, а по итогам прошедшей конференции обобщить, проанализировать представленные работы, выработать рекомендации для учителей.

Хотелось бы, чтобы проводились внутришкольные краеведческие конференции, и мы настоятельно рекомендуем это педагогам. В ТСШ №2 она состоялась и прошла успешно.

Главная задача – научить детей проводить исследовательскую работу, и очень важно, чтобы представленные на конференции работы оставались в школах. Тогда ими можно будет воспользоваться в дальнейшем.

Безусловно, нам есть к чему стремиться, и эту большую работу мы будем продолжать.

Ксения Алексеева, Алексей Завьялов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>