И стал пчеловод ответчиком в суде

Соседство с пчелами, точнее, с пасеками, расположенными по соседству, у некоторых жителей района вызывает настороженность, а порой и возмущение. Проблема становится актуальной с началом весны. Но все разговоры на эту тему сводятся к тому, что законодательно депутаты райсовета или сельсовета не могут ее решить, так как не обладают такими полномочиями, а краевые депутаты ничего подобного не принимали. Тем не менее, в нашем районе одна из жительниц с.Ельцовка отстояла в суде свое право на спокойную жизнь.

 Летом прошлого года она обратилась в суд с иском к соседу и просила возложить на него обязанности вывозить ульи за пределы села. В иске она указала, что проживает в двухквартирном доме, а у соседа в подсобном хозяйстве много пчелосемей, причем в непосредственной близости от ее жилья, и она была неоднократно ими укушена. Пчелы не дают женщине спокойно выйти во двор и огород. Она указала, что действия соседа нарушают ее право на благоприятную экологическую обстановку, а имеющийся забор не является сплошным и не защищает от возможности пролета через него пчел. Просьбу убрать пасеку с участка сосед отклонил.

 Искподдержала администрация сельсовета, пояснив, что владельцу предлагалось неоднократно вывезти пасеку за пределы села.

 Высказались в подтверждение слов истицы и некоторые из соседей. Свидетели также рассказали, что другие пчеловоды в селе свои пасеки на весну-лето вывозят за пределы Ельцовки.

 Суд, выслушав доводы всех сторон, счел, что иск подлежит удовлетворению.

 Доводы ответчика о том, что между ним и истицей сложились неприязненные отношения и что она не доказала, что именно его пчелы жалят ее, суд счел как не имеющими правового значения и несостоятельными, а требования истицы – обоснованными.

 Чем же руководствовался суд, принимая такое решение?

 В соответствии со ст.10 ФЗ от 20.02.1999 г. №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

 Еще один довод, по мнению суда, в пользу истца – п.2. «Инструкции по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и дачных участках», утвержденной Департаментом животноводства и племенного дела Минсельхоза РФ 17.06.2002 года, согласно которому каждый гражданин и юрлицо вправе иметь пасеку при соблюдении законодательства РФ, ветеринарно-санитарных правил и данной инструкции.

 Порядок регулирования безопасного размещения пчел определяет территориальное подразделение ФГУ «Инспекция по пчеловодству» с привлечением местной администрации. Граждане, юрлица должны содержать пчелосемьи на таком расстоянии от учреждений здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, культуры, которое обеспечивает безопасность людей.

 То, что должен быть двухметровый забор на земельном участке пчеловода, когда на нем размещены ульи с пчелами, знает, пожалуй, каждый, но есть еще и другие требования, как, например, то, что ульи с пчелосемьями должны располагаться  не ближе трех-пяти метров от сплошного двухметрового забора, а летки направлены к середине участка пчеловода. Последнее соблюдается довольно редко.

 В п.7 инструкции по содержанию пчелосемей говорится и о том, что при содержании пчел в населенном пункте  их количество не должно превышать двух пчелосемей на 100 квадратных метров участка пчеловода.

 Удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что ответчиком не соблюдались правила содержания пчел, нарушались требования «Инструкции по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и дачных участках», а именно: не возведен сплошной забор по всему периметру земельного участка, что позволяет пчелам беспрепятственно летать на участке истца, ульи в количестве 90 штук сконцентрированы в одном месте в непосредственной близости от границы соседних земельных участков, количество ульев более чем в два раза превышает допустимую норму содержания пчел в населенных пунктах. Факт укусов подтвержден амбулаторной картой.

 В итоге суд решил обязать ответчика вывозить ульи в весенне-летний период за пределы села.

 Пчеловод-ответчик, естественно, остался недоволен и подал апелляционную жалобу на решение районного суда. Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда согласилась с выводом суда первой инстанции, оснований для иной оценки доказательств, представленных суду, судебная коллегия не нашла и жалобу оставила без удовлетворения.

 О том, что вопрос по содержанию пчел в селах назрел давно, и он влечет за собой конфликтные ситуации, говорил 25 марта на сессии райсовета и депутат С.В. Киреев, а в связи c обращениями граждан по вопросу содержания пчел на территории населенных пунктов района депутаты приняли решение обратиться в Алтайское краевое Законодательное Собрание с предложением о внесении изменений в Закон Алтайского края от 06.12.2010 года №110-ЗС «О пчеловодстве».

Андрей ТИМОХИН.

Обращение в Алтайское краевое Законодательное Собрание

 Уважаемые коллеги!  На сегодняшний день на территории Троицкого района существует проблема, которая неоднократно поднималась жителями района, а именно содержание пчел на территории населенных пунктов. Данный вопрос обсуждался  и в местной газете «На земле троицкой».

 Самый наболевший вопрос – это ограничение пчелосемей на усадьбе, но в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона Алтайского края от 06.12.2010 года № 110-ЗС  «О пчеловодстве» граждане и юридические лица размещают ульи с пчелиными семьями без ограничения их количества на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности или ином праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.  

 В свое время в «Инструкции по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и дачных участках», утвержденной Департаментом животноводства и племенного дела Минсельхоза РФ 17.06.2002, было прописано, что при содержании пчелосемей в населенных пунктах и садоводческих товариществах их количество не должно превышать двух пчелосемей на 100 кв. м участка пчеловода. Но в связи с изданием Приказа Минсельхоза России № 269 от 09.07.2013 «О признании неподлежащей применению инструкции по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и дачных участках» документ утратил силу.

 Принимая во внимание изложенное, депутаты Троицкого районного Совета депутатов обращаются к депутатам Алтайского краевого Законодательного Собрания с предложением внести изменения в Закон Алтайского края от 06.12.2010 года №110-ЗС «О пчеловодстве», предусматривающие ограничения количества пчелиных семей при размещении их на территории населенных пунктов, либо дать право органам местного самоуправления поселений принимать решения по ограничению пчелиных семей на местном уровне, а также включить пункт о страховании пасеки в связи с участившимися судебными разбирательствами о возмещении ущерба, причиненного пчелами при гибели людей и животных. Кроме того, в суды поступают жалобы на пчеловодов от соседей, пострадавших в результате пчелоужаления. Страховые обязательства позволят более объективно оценивать эти случаи и при необходимости оказывать помощь не только пчеловоду, но и лицам, пострадавшим от пчел.

 Глава района Н.В. Натанюк.

 Обращение принято решением Троицкого районного Совета депутатов от 25.03.2014 года №13.

Кто защитит пострадавших?

 В феврале этого года в нашей газете развернулась дискуссия на тему содержания пчел, поводом для которой послужила конфликтная ситуация между пчеловодом и соседствующей многодетной семьей в Петровке. Конфликт разгорелся в основном из-за того, что пасека в полторы сотни ульев весной-летом стационарно располагается на усадьбе жителя села, и вывозить ее за пределы Петровки он не желает. Это, безусловно, причиняет неудобства проживающей неподалеку семье, в которой воспитываются несовершеннолетние дети (да и не только ей). После выхода материалов на эту тему редакция приняла отклики наших читателей, которых она не оставила равнодушными. В основном жители района выражали сочувствие семье, возмущение поведением пчеловода, размышляли, насколько может быть опасно для здоровья детей и взрослых такое соседство, интересовались, намерена ли районная власть каким-то образом повлиять на ситуацию.

 А одна из наших читательниц прислала письмо в газету, которое мы публикуем.

 «Я обратила внимание на публикации о пчелах. Хочу написать о себе. Я выросла в поселке Гордеевском, а потом всю жизнь жила в Барнауле. Родители держали пчел – немного, от двух до восьми колодок. По выходным я часто помогала родителям в работе с пчелами, и все было хорошо.

 В начале 90-х годов меня укусила пчела. Я запомнила, как это было, поскольку вдруг проявилась аллергическая реакция. Минуты через три стало жарко, зачесалось все тело, особенно подошвы. Я – бегом в больницу, после инъекций часа полтора посидела у них, и почти все прошло. А вот через год тоже укусила пчела, и все стало происходить в ускоренном темпе. Не добежав до больницы, я потеряла сознание из-за отека в горле и дыхательных путях. Только очень быстрая квалифицированная помощь спасла меня от смерти.

 По профессии я врач и знаю, что аллергические реакции при повторных случаях протекают гораздо тяжелее. А бывают и реакции немедленного типа – то есть смерть наступает до истечения 10 минут после укуса. За это время никакая медицинская помощь к нам не поспеет. Так что мальчик, перенесший аллергическую реакцию, находится в большой опасности (подумать только, рядом 150 ульев!).

 В Петровке я никого не знаю, но могу судить хотя бы по газете, что местная администрация не встала на защиту семьи, которая воспитывает приемных детей, а защищает удобных для нее людей. Многие мои знакомые в п. Гордеевском думают примерно так же, как я. А один молодой парень сказал даже, что было бы неудивительно, если бы люди в такой безвыходной ситуации в любом селе могли пойти на крайние меры.

 Конечно, хорошо, что большинство пчеловодов – серьезные люди и осознают опасность пчелиных укусов, вовремя вывозят пчел на лето.

 Так кто же защитит семью в Петровке и всех остальных людей от смертельной опасности?

Г. МАЛЯВКИНА, п. Гордеевский».

 

2 комментариев для “И стал пчеловод ответчиком в суде”

  1. «Еще один довод, по мнению суда, в пользу истца – п.2. «Инструкции по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и дачных участках», утвержденной Департаментом животноводства и племенного дела Минсельхоза РФ 17.06.2002 года, согласно которому каждый гражданин и юрлицо вправе иметь пасеку при соблюдении законодательства РФ, ветеринарно-санитарных правил и данной инструкции.»

    Всё верно утратил силу: Но в связи с изданием Приказа Минсельхоза России № 269 от 09.07.2013 «О признании неподлежащей применению инструкции по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и дачных участках» документ утратил силу.

    «Порядок регулирования безопасного размещения пчел определяет территориальное подразделение ФГУ «Инспекция по пчеловодству» с привлечением местной администрации. Граждане, юрлица должны содержать пчелосемьи на таком расстоянии от учреждений здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, культуры, которое обеспечивает безопасность людей.»

    Нет такой структуры и не было в России!

  2. Защитит, Федеральный Закон «О пчеловодстве» и правила содержания пчёл, но защитит и пчеловодов и жителей населённых пунктов!
    На, основании этих нормативно-правовых актов будет доработан Закон о пчеловодстве Алтайского края.

    Председатель правления РОО «Союза пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Алтайского края»
    Председатель правления Национальной ассоциации пчеловодов и переработчиков продуктов пчеловодства

    Тастан Сергей Дмитриевич

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.