Время пришло дать бой неформальной занятости

Мы уже сообщали, что в январе на основании распоряжения губернатора А.Б. Карлина в администрации края была создана рабочая группа по снижению неформальной занятости. Ее состав представлен краевыми и территориальными органами федеральных органов власти, имеющими непосредственное отношение к решению задач по легализации неформальной занятости.
30 января первый заместитель губернатора края С.А. Локтев в режиме видеоселектора провел заседание рабочей группы по снижению неформальной занятости в крае. В совещании также приняли участие главы городов и районов края.
«Проблемой легализации неформальной занятости с октября прошлого года усиленно занимается Правительство России с учетом ее актуальности в контексте непростой экономической ситуации. Легализация рассматривается прежде всего как мера, направленная на обеспечение пенсионных прав граждан, с учетом кардинальных изменений в пенсионной системе. Для бюджетов всех уровней результатом решения этой проблемы является пополнение доходной части за счет НДФЛ», — пояснил С.А. Локтев, открывая совещание рабочей группы.
По оценке Минтруда России, в целом по стране порядка 22 млн. граждан трудоспособного возраста официально не трудоустроены, за них не уплачиваются страховые взносы во внебюджетные фонды.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец поставила задачу регионам – снизить до конца первого полугодия этого года не менее чем на 30% численность граждан, работающих без оформления трудовых отношений, и повысить не менее чем на 10% объем поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
«Задача сложная. Требует совместной и результативной работы краевых и муниципальных органов власти с участием федеральных структур, представленных в регионе и территориях края», — подчеркнул первый заместитель губернатора края.
Управлением по труду и занятости населения края определены основные сферы деятельности, на которые рекомендовано обратить пристальное внимание созданным в районах профильным рабочим группам: сельхозпроизводство, транспортные услуги, сфера потребительского рынка и торговли, строительство, лесопереработка.
Аналитическая работа с целью выявления неформальной занятости будет вестись также по целевым группам граждан: работники, за которых работодатели не производят перечислений страховых взносов в ПФР (по данным ПФР); предприниматели, закрывшие официальную деятельность, но продолжающие свое дело (по данным налоговой инспекции); организации, получающие господдержку, имея малую численность по перечислениям (данные органов, принимающих решения о ее предоставлении); иностранные работники (во взаимодействии с УФМС); предпринимательские структуры или физические лица, имеющие парк автомобилей, зарегистрированные ККМ (по данным налоговой инспекции); работающие люди пенсионного возраста; студенты.
Планируется выстраивание межведомственного взаимодействия по обмену информацией об организациях и гражданах (с ОПФР, УФНС, ГУВД и УФМС), активное вовлечение населения и общественных организаций в предоставление информации (ящики, «горячие линии», информация о проводимой работе, сайты, листовки).
Одним из показателей качества и эффективности работы станет контроль отчислений в Пенсионный фонд России. Алтайскому краю Правительством России доведены показатели по увеличению поступлений по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на 1,5 млрд. рублей.
Как отметили участники совещания, необходима информационная кампания для воспитания нетерпимости населения к такому явлению, как нелегальная занятость.
Итак, администрация края ставит вполне определенные задачи органам власти городов и районов по снижению неформальной занятости.
Постановлением администрации района от 23 января создана рабочая группа по снижению неформальной занятости в районе, первое заседание состоялось в конце января. В составе рабочей группы – 19 человек. Помимо главы администрации района, его заместителей, других специалистов администрации, в нее входят представители различных служб, так или иначе заинтересованных в снижении неформальной занятости и проведении соответствующей работы, в том числе: МО МВД РФ «Троицкий», Территориального фонда ОМС, прокуратуры района, управления Пенсионного фонда, Центра занятости населения, налоговой инспекции, территориального пункта УФМС России по Алтайскому краю в с. Троицком, редакции, а также главы КФХ А.В. Беломытцев (председатель совета работодателей) и А.А. Фетисов, а также председатель районного совета профсоюзов, психолог психоневрологического интерната Т.Г. Ямщикова.
Вел первое заседание рабочей группы О.В. Чигирев.
На самом деле, тема снижения неформальной занятости не новая, этой работой заинтересованные службы занимались всегда, но в свете событий, происходящих в стране, она становится особенно актуальной – как для органов власти, так и для самих работников, права которых нарушаются. Эти нарушения имеют различные формы: не заключаются трудовые договоры с работниками, заработная плата выплачивается «в конвертах», тем самым занижается ее реальный размер и меньше отчисляется налогов. Чем грозит выплата заработной платы «в черную», всем понятно: работники, которые вынуждены согласиться на эти условия, в будущем будут получать минимальную пенсию, они не могут рассчитывать на получение в полном объеме пособий по временной нетрудоспособности, отпускных пособий при увольнении, не имеют права на охрану труда, отпуск и т.д. Тема действительно не новая, но теперь потребовалось взаимодействие различных служб, чтобы попытаться навести порядок путем противодействия неформальной занятости.
-Мы представляем реальную картину, — сказал О.В. Чигирев, — по крайней мере, по сельскохозяйственной отрасли. Мы проводили совещания, приглашали руководителей хозяйств, и если выяснялось, что в КФХ, например, полторы-две тысячи гектаров земли, а работников официально числится два человека, – понятно, что остальные наемные работники трудятся без договоров, значит, получают зарплату «в конвертах».
-В нашем районе много предпринимателей, — продолжил В.М. Шаров. – Как увидеть, сколько у них работников, какие отчисления? С помощью статистики, отчетов в ПФР и другие фонды. Анализ этих данных может говорить о многом, но лишь в этом работа нашей группы, конечно, не будет заключаться. Мы будем посещать торговые и иные предприятия, чтобы выявить реальную картину, беседовать с работниками и работодателями. Не получится убедить их в том, что необходимо выводить заработную плату «из тени», платить налоги, как положено, значит, будем принимать более суровые меры.
На совещании обсуждалось также, что позволяет предпринимать законодательная база, необходимо ли воздействовать на работодателей морально.
Управление Пенсионного фонда подготовило для рабочей группы список предпринимателей, которые по итогам прошлого года не сделали отчислений в ПФР и страховые фонды.
-Начинать надо с сельских администраций, — считает глава КФХ «Сатурн» А.В. Беломытцев. – Главы и старосты знают, кто чем живет: кто-то работает как предприниматель, но не зарегистрирован, кто-то не оформляет трудовые отношения с работниками.
-Солидная налогооблагаемая база «уходит» из-за тех, кто не оформлен в качестве предпринимателей, а услуги оказывает, – это и отделка помещений, и ремонт автомобилей, и так далее. Надо с ними работать, чтобы они действовали по закону, — высказался глава КФХ А.А. Фетисов.
-Фонд социального страхования сопровождает человека от рождения до смерти. Принимая отчеты, мы видим, кто и какие отчисления делает, — сказала главный специалист филиала №5 государственного учреждения Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Т.Д. Бирюкова. – Приведу пример. По отчетам, в одном из кафе в Троицком работают два человека, причем одна из работниц – в декретном отпуске. Заработная плата по отчету – 800 рублей! Понятно же, что это неправда. Однако, исходя из этой суммы, выплачиваются пособия, и работники на это соглашаются. Могу привести другие примеры, когда заработная плата у наемных работников предпринимателей – 1300 рублей, и человек якобы работает на 0,3 или на 0,5 ставки. Вот она, скрытая заработная плата. Конечно, с такими предпринимателями надо работать. Придет комиссия, увидит за прилавком человека, на месте выяснит, что трудовой договор не оформлен, тогда есть повод для применения санкций.
Конечно, в деле борьбы с неформальной занятостью не обойтись без помощи прокуратуры.
На этом совещании звучали реплики: «Почему люди, соглашаясь работать без записи в трудовой книжке, без должного оформления, не думают о своих пенсионных правах? Сейчас надо иметь шесть лет стажа для назначения социальной пенсии, а через десять лет потребуется уже 15 лет трудового стажа», «Люди мирятся с этим от безысходности, и их можно понять, но мы мириться не должны», «Нужно задействовать административный ресурс в полной мере, у власти есть рычаги влияния на работодателей», «Работодатели не заинтересованы в отчислениях от заработной платы, выходит, им наплевать на работников, им-то они говорят: «Лучше зарплата «в конверте» сейчас, чем потом когда-то пенсия побольше, все равно пенсия у всех маленькая», «Почему в неравных условиях находятся предприниматели – те, кто платит налоги, как положено, трудоустраивает работников, и те, кто избегает этого, экономит за счет других?» и т.д.
Действительно, почему? Не раз приходилось слышать от тех же таксистов, осуществляющих свою деятельность законно, возмущение по тому поводу, что их «собратья-нелегалы» работают без оформления предпринимательской деятельности и получают доход.
В феврале мы опубликовали материал «Нет – неформальной занятости», в котором содержалось предложение работникам, чьи права ущемляются работодателями, обращаться в различные инстанции (в управление по труду и занятости населения, в Государственную инспекцию труда в Алтайском крае, в отдел по труду администрации района). Так, в отдел по труду за консультацией обратился житель Троицкого, чей пример может считаться вполне показательным. Мужчина несколько лет трудился в крестьянско-фермерском хозяйстве, а когда подошло время оформляться на пенсию, не смог подтвердить документально именно этот период стажа, поскольку глава КФХ не оформил с ним трудовые отношения, и, разумеется, не производились отчисления в социальные фонды. Пришлось обращаться в суд… И каков будет результат, пока не ясно, ведь никаких документов, свидетельствующих о том, что мужчина несколько лет трудился в этой организации, у него нет.
Кстати, мероприятия по легализации фактической предпринимательской деятельности увязываются с государственной программой «Содействие занятости населения Алтайского края» на 2015-2020 годы. Если человек оказывает услуги, но не зарегистрирован в качестве предпринимателя, во избежание неприятностей и санкций со стороны контролирующих органов стоит подумать о легализации деятельности, это возможно и с помощью Центра занятости населения, в рамках упомянутой программы. При выполнении определенных условий человек, решивший стать законным предпринимателем, может претендовать на целевую субсидию и обучение через ЦЗН.
Елена ЦЫГЕЛЬНАЯ.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.