Морг. В этом деле рано ставить точку!

«Какие бы приказы ни издавались, в морг, только за зарплату санитара, никто работать не пойдет. Начинал работать с санитаркой, которая в морге с 1947 года (сейчас ей 86, и 10 лет уже не работает). В то время не было ни приказов, ни законов, запрещающих взимать плату. Существовала людская благодарность, несмотря на бедность населения. Согласитесь, что зашить, помыть и одеть можно по-разному, при этом формально требования приказа нарушены не будут. «Современные» санитары работают по принципу «инициатива наказуема». Я не видел, чтобы кто-то из них тер металлической сеткой пятки бомжам. А она терла всем без исключения. Поэтому никто не жаловался на поборы, и даже шеф, приезжая с проверкой, закрывал на это глаза. Вывод: нужно работать без жалоб со стороны родственников».

«Дело состоит в том, что никакие законы не регламентируют ничьих должностных обязанностей (кроме высших должностных лиц государства). Должностные обязанности, в соответствии с требованиями трудового законодательства, разрабатываются, согласовываются и утверждаются в каждом отдельном учреждении, для каждой группы работников или персонально. При приеме на должность человек знакомится с ними и другими условиями работы, пишет заявление о приеме (то есть соглашается их выполнять). В этом и состоит суть трудового договора (даже если он не оформляется на бумаге).
Не думаю, что с вашим начальником и ОМО дело у вас в бюро может обстоять иначе (то есть наверняка в должностных обязанностях санитара морга все это детально расписано)». Это высказывания на форумах в Интернете.

В каком виде должно быть выдано из морга тело покойного? Чем руководствуется судмедэксперт Аверин, «отпуская» одним трупы голые, а другим – одетые? И на каком основании он взимает деньги с родственников, не предоставляя квитанций? Ответы на эти, ставшие уже наболевшими вопросы хотели бы получить многие жители нашего района. С момента выхода первой статьи, затронувшей тему, сложившуюся в отделении бюро судебно-медицинской экспертизы, прошло больше месяца. Тела по-прежнему выдаются в «неглиже», а для тех, кому «повезло», «такса выдачи» в праздничные дни, по слухам, увеличилась вдвое…

Что же творится на земле троицкой и что предпринимает власть, чтобы навести порядок? Для того чтобы решить, как действовать в данной ситуации, 13 января по инициативе депутатов районного Совета Н.Б. Гладышевой и А.Н. Ерошка при содействии заместителя главы администрации района В.М. Шарова в администрации района состоялось совещание всех заинтересованных структур. Их представители: Н.Б. Гладышева, А.Н. Ерошок, С.Н. Дружинин, депутаты районного Совета, М.В. Морозов, заместитель прокурора, О.В. Баев, врио начальника МО МВД РФ «Троицкий», В.У. Бердников, глава администрации Троицкого сельсовета, К.Н. Фадин, главный врач ЦРБ, В.А. Аверин, заведующий Троицким отделением судебно-медицинской экспертизы, В.И. Бурнашов, предприниматель, оказывающий в районе ритуальные услуги. По приглашению власти на совещание приехал В.А. Башмаков, начальник краевого бюро судебно-медицинской экспертизы. И без приглашения, по собственной инициативе, но очень кстати, под предводительством З.Р. Гладких из Петровки прибыли люди, пострадавшие от безобразий, творимых в ОСМЭ. С их выступлений и началось собрание.

Претензии, высказанные родственниками умерших, были справедливы. Несмотря на горе и перенесенную обиду, люди высказывались корректно, четко формулируя свои вопросы. Они оставались прежними: какими должны выдаваться из морга тела покойных – голыми или одетыми? На каком основании судмедэксперт требует с родственников деньги и почему при оплате услуги не выдается официальный документ? Чем руководствуется Аверин, выдавая одним тела одетыми, а другим – голыми? Почему за время, прошедшее со дня выхода в газете статьи о беззакониях, творимых в морге, никаких изменений в лучшую сторону не произошло, никакие меры не принимались? Почему тела покойных не разрешают одевать родственникам или работникам ритуальной службы? Почему арендодатель, коим, по мнению граждан, является ЦРБ, не следит за порядком в сдаваемом помещении?

Начнем с работы, проведенной сотрудниками полиции.

-Заявление от жителей села Петровка поступило в МО МВД «Троицкий» 14 ноября 2011 года, — начал пояснять О.В. Баев. – 24 ноября было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. По результатам проведенных проверок, в ходе которых были опрошены выборочно не только жители села Петровка, но и других населенных пунктов, факт передачи Аверину денег частично подтвердился, о чем было указано в материалах проверки и отказных материалах. Опрошенные граждане частично подтверждают факт передачи денег за оказанные услуги. При устном согласовании с прокуратурой района на момент проверки состава преступления не предусматривалось, в связи с чем и было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. 12 января 2012 года материал вновь поступил в МО МВД «Троицкий» с указанием дополнительной проверки, которую мы обязаны провести в течение десяти суток, доработать и вновь представить в прокуратуру.

Что касается контроля за тем, как ведется работа в отданном в аренду КБСМЭ здании морга, то, как пояснил К.Н. Фадин, МУЗ «Троицкая ЦРБ» никогда арендодателем не являлась. До 1 января 2012 года арендодателем как собственник имущества выступал район, а с указанной даты права перешли к краевому комитету по имуществу.

-Я не являюсь распорядителем имущества, я лишь управленец учреждения, но не собственник, – заявил Константин Николаевич. – Но по мере своих возможностей я и мои заместители решали и пытались решить вопросы, в том числе и мирным путем. Насколько у нас получилось – судить вам…

Итак, на пару вопросов ответы получены. Слово – В.А. Башмакову, который должен был пролить свет на самые больные вопросы. Из всего сказанного, а говорил начальник краевого бюро судебно-медицинской экспертизы много, долго и, стоит заметить, интересно, вывод один: мыть и одевать покойного в обязанности работников ОСМЭ не входит:

-До 90-х годов прошлого века приказы Минздрава регламентировали нам определенные обязанности по исполнению государственного долга. Было четко сказано, кто и за что отвечает. В обязанности санитара входило обмыть, одеть, положить в гроб и выдать готовый к захоронению труп. Однако последние приказы Минздрава, расширив обязанности эксперта и специалиста среднего звена, не вменили в обязанность санитара обмывание и одевание. Пришлось в срочном порядке вносить изменения в должностные инструкции. Сегодня в обязанность любого судебно-медицинского эксперта входит лишь выполнение государственного заказа. Это проведение экспертизы трупа, установление причины смерти и т.п. Однако допускается возможность оказания платной ритуальной услуги, в том числе и нашей судебно-медицинской службой, хотя я и не сторонник того, чтобы наши сотрудники занимались платными услугами.

Из пояснений Валерия Анатольевича стало ясно, что на так называемых договорных отношениях между бюро СМЭ и родственниками покойных уже работают в Бийске, Барнауле и Рубцовске. Схема такая: во время прохождения процедуры подготовки к похоронам родственники заключают договор с отделением СМЭ, им выписывают квитанцию на сумму в 740 рублей, которую необходимо оплатить в Сбербанке.  В соответствии с этим договором сотрудники отделения СМЭ обязаны обмыть, одеть, подготовить к похоронам тело покойного надлежащим образом. Сложность перехода на такую систему работы в районном отделении заключается в том, что здесь лишь по одному эксперту, регистратору и санитару (в отличие от города, где работают по нескольку человек), и могут происходить накладки в работе, например, когда эксперт находится на выезде. Платные услуги можно оказывать лишь вне рабочего времени, а оно у эксперта составляет шесть часов. Но, так или иначе, на сегодняшний день для нашего района нет другого пути урегулирования ситуации с подготовкой тел к похоронам, кроме как идти на узаконивание таких же платных услуг.

В настоящее время краевым бюро судмедэкспертизы уже подготовлена вся необходимая документация, осталось лишь проинструктировать сотрудников Троицкого отделения СМЭ. Как только это будет сделано, родственникам, согласным на подобные договорные обязательства, тела умерших будут выдаваться в надлежащем виде.

Вроде бы все просто, если бы не одно «но»… И это «но» подразумевает собой разделение трупов на так называемые судебно-медицинские и патологоанатомические, последние, в свою очередь, делятся на подлежащие и не подлежащие вскрытию. Не вдаваясь в подробности, скажем, что отделение СМЭ работает только лишь с первой категорией трупов, и тут уж ничего не попишешь. Врача-патологоанатома в районе нет! Причина? Если раньше, отучившись пару месяцев, доктор  мог заниматься патанатомией, то сегодня, чтобы получить лицензию, необходимо отучиться год в ординатуре, и только после этого ему разрешат работать. На сегодняшний день объем патологоанатомических вскрытий в районе просчитывается только на 0,25 ставки, во всех районах края, кроме городов, практически нет патанатомии. Ни один из врачей не даст своего согласия, чтобы, отучившись год в ординатуре, работать на 0,25 ставки. А поскольку патологоанатомические трупы, подлежащие вскрытию, периодически присутствуют, район заключил договор с Бийским патологоанатомическим отделением для проведения там данного вида исследований. Что касается распределения обязанностей по транспортировке тел, то, если человек умер в больнице, доставку в Бийск обеспечивает лечебное учреждение. Доставить тело назад – обязанность родственников.

Тела, не подлежащие исследованиям, в морге, так сказать, могут находиться на временном хранении. Мыть и одевать их никто не обязан.

Как сказал в своем выступлении В.А. Аверин:

-Патологоанатомические трупы к нашему отделению никакого отношения не имеют. Никто мыть и одевать их не будет и не обязан! Тела приносят для временного хранения. Необходимо дополнительное помещение, где такие трупы будут храниться. Но это уже вопрос не ко мне, а к главному врачу.

Поднятый вопрос повлек за собой бурное обсуждение. Действительно, а что делать с такими трупами? По закону два часа после смерти тело находится в отделении. Если за эти два часа родственники его не забирают, труп переносят в морг на временное хранение. Раньше там было трупохранилище, но с установкой холодильной камеры места для содержания тел практически не осталось. И если раньше родственникам разрешалось одевать такие трупы самостоятельно, то теперь, из-за отсутствия места, им в этом отказывают. Единогласно решили – нужна пристройка. С ее появлением решится несколько проблем. Там могут готовить тело к погребению сотрудники похоронных служб или сами родственники, храниться тела умерших. Вопрос оставили открытым до мая, с наступлением которого необходимые работы будут планироваться.

С распределением трупов вроде бы разобрались. А как же взимание денег с родственников, которым, по заявлениям граждан, занимался судмедэксперт? В.А. Башмаков однозначно ответил – это незаконно! Сам г-н Аверин, категорически отрицавший вымогательство денег с родственников, давать какие-либо комментарии на этот счет отказался. Всем же заинтересованным лицам остается только ждать результатов проверки правоохранительных органов.

Открытым долгое время оставался и вопрос, как будут выдавать тела до того момента, когда отделение начнет работать на договорных обязательствах с родственниками покойных. В результате долгих споров пришли к мнению, что пока эту заботу возьмет на себя ритуальный комплекс, где работает В.И. Бурнашов. Однако, как заявил судмедэксперт, пускать представителя службы в морг он будет только в случае, если это не помешает его рабочему процессу, после окончания исследования, которое может закончиться в неопределенное время. (В связи с нахождением В.А. Аверина в отпуске по временной нетрудоспособности все трупы для исследований возят в Бийск. – Авт.).

Честно сказать, ответы на некоторые вопросы все же остались не понятными. И один из главных – об обязанностях санитара морга. Как сообщил мне по телефону В.А. Башмаков, в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 23 июля 2009 г. №147 «Об утверждении указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя «объем платных услуг населению» платными являются услуги подготовки (туалета) тела к погребению (санитарной и косметической обработке тел умерших, бальзамированию, одеванию, проведению реставрационных работ, укладыванию в гроб, хранению тела умершего и т.д.) в том случае, если эти услуги оказываются бюро судебно-медицинской экспертизы, патологоанатомическими бюро. Может, и удовлетворил бы меня такой ответ, но не дают покоя Правила судебно-медицинской экспертизы трупа, введенные приказом Министерства здравоохранения СССР от 9 июля 1991 года №182, где сказано, что трупы выдаются в гробу, обмытыми и одетыми, что подготовка и выдача трупов для погребения входят в обязанности санитара, санитарам морга запрещается взимание платы за услуги, связанные с туалетом и выдачей трупа. Еще большие сомнения возникли после звонка в Москву, в главное бюро судебно-медицинской экспертизы, где мне ответили, что данные правила действуют на территории России и по сей день, однако должностные инструкции каждое бюро вправе составлять самостоятельно. Кто прав?

Не было сказано ничего определенного и по поводу того, по какому принципу в отделении СМЭ решают, голым или одетым выдать тело и какому ритуальному агентству отдается предпочтение.

Так или иначе, точку в этом деле ставить рано. А закончить статью мне хочется словами Зинаиды Родионовны Гладких по поводу того, кому и по какому принципу доктор Аверин выдает тела: «Я жить еще долго собираюсь, но если, не дай Бог… А вдруг домовина у меня уже припасена? Так что? Не отдашь меня родственникам?». К сказанному так и хочется прибавить: «Живите долго и счастливо, дорогие земляки!».

Наталья ЯКОВЛЕВА.

Р.S. МО МВД РФ «Троицкий» просит всех граждан, которые в течение последних шести месяцев платили деньги за то, чтобы забрать тела покойных в надлежащем виде из морга, сообщить об этом в дежурную часть или непосредственно О.В. Баеву, т.22-1-33.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.