«Скотина ваша – и проблемы тоже ваши», Или как найти крайнего, чтобы защитить свой мундир?

На днях состоялось очередное заседание административной комиссии сельсовета, на котором рассматривались вопросы по бродячему скоту. Но накануне в селе страсти просто кипели. А дело в том, что 28 июня на совещании глав сельсоветов глава района сделал серьезное замечание, так как сам видел это безобразие, проезжая через Петровку. И буквально на следующий день, 29 июня, глава села вместе с работниками сельской администрации и участковым, который только что вышел из отпуска, принялись активно составлять протоколы на жителей части села, где бросил пасти очередной недобросовестный пастух. Но конфуз усугубился еще и тем, что составители протоколов в один голос заявляли, что их заставила это делать Зинаида Родионовна, то есть я! Они же, мол, согласны были закрыть глаза. Поэтому несколько обиженных сразу позвонили и спросили, как их коровы могли помешать мне, живущей на другом конце села. И попросили лучше помочь найти пастуха, чем требовать составлять протоколы. Некоторые даже присвоили мне статус старосты. Наиболее смелые пошли в сельскую администрацию, чтобы взять справку о наличии или, скорее, отсутствии скота да вывести на чистую воду самих составителей, трое из которых не всю свою скотину провожают в стадо. А участковый, мол, в упор не видит свободно разгуливающих по улице лошадей. В ответ услышали, что строжился глава района, пообещав прибегнуть к суровым мерам. Возмутил жителей и тот факт, что работник сельской администрации охотно помогал опознавать коров односельчан в начале лета уже на другом конце села, в то время как его корова свободно гуляла на воле.

С пастухами действительно проблема. А вот прошлым летом пас добросовестный ответственный молодой человек, хороший семьянин, мечтавший пополнить бюджет за счет нелегкого труда. Но в середине лета перестали гонять стадо работники сельсовета. Их примеру последовали другие. К осени в связи со сдачей скота стадо совсем поредело, пастуха просто обманули, и все закрыли на это глаза. Но все-таки на сельском сходе в январе не забыли припомнить этот вопиющий факт. Замечу, что нынешняя глава работает в сельсовете 17 лет, большую часть – в качестве секретаря, поэтому имеет прямое отношение ко всему хорошему и плохому в селе. Еще в марте я поднимала вопрос пастьбы, но понадеялись на русское «авось». Видимо, поговорка «Готовь сани летом, а телегу зимой» – не для нас. Директор ЦЗН и мне, и звонившим жителям пояснил, что администрация не использовала до конца все возможности, не востребованы услуги психолога, не было объявления в газете, не разработана система поощрения на местном уровне, хотя инструментов предостаточно. Прав глава района О.В. Чигирев, что с людьми надо разговаривать, уметь слушать и слышать их. А еще на том же совещании он заметил, что в Петровке голов не так много, село не такое уж протяженное, и одному пастуху можно сгонять скот в одно стадо. И действительно, если раньше было три табуна, то теперь чуть больше ста голов, а в похозяйственной книге и того меньше. Например, на моем округе из 50 семей скот держат пять, то есть 10%. Петровцы переживают, что скоро не у кого будет купить молока.

Что касается «школьной горы», то там беспризорными оказались 20 голов, так как предприниматель, видя неразбериху, свои 15 голов начал пасти в особом режиме, используя прохладное время раннего утра и позднего вечера. Владельцев скота заставляют его привязывать или пасти поденно, мол, «скотина ваша – и проблемы ваши». Хотя было бы куда проще в начале мая прогонять одно стадо по тракту, а поскольку пастух без коня, вся надежда не столько на нравы животных, сколько на сознательность их хозяев, которые просто обязаны были приучить их пастись в стаде с весны. Четыре года назад стадо тоже бродило само по себе, но, слава Богу, все обошлось. Что касается поденной пастьбы, то тут тоже нужны четкая организация и вмешательство власти. Вот пример. В 2006 году в конце лета пастух бросил пасти, а глава сельсовета пояснил, что этот вопрос вообще не к нему. Жители нашего края вынуждены были пасти по очереди. И тут началось… Хозяева, имеющие большое поголовье, предлагали пасти день со двора. У кого одна корова, были возмущены и считали, что количество дней должно соответствовать количеству голов. Другие заявили, что их скотина пасется сама по себе. Третьи при подходе очереди отказывались пасти, ссылаясь на плохую погоду, болезнь, работу. Четвертые пояснили, что вчера поставили животных на стойловое содержание. А самое страшное, что за сохранность никто не отвечает, хотя это дело случая. Например, нынче во время грозы в стаде погибла корова. В прошлые годы животные пострадали от укусов змей. А вот 15-20 лет назад была совсем иная картина. Как-то мне довелось быть уполномоченной по пастьбе скота. Объявили конкурс пастухов, установили потолок цен, на собраниях обговорили все до мелочей, оформили договор, согласно которому уполномоченные собирали плату под роспись, так как и в то время были желающие расплатиться самогоном, что выводило пастуха из рабочего графика на несколько дней. Убедили завести сберкнижку, настояли на выдаче ветсправки на период болезни или позднего отела (естественно, эти животные находились под присмотром). Даже пошли на хитрость во благо всех, хотя и вразрез с законом, удерживая часть суммы и намекая, мол, отдадим тому, кто допасет до первых снегов. Вместе с главой Н.С. Войлошниковой и секретарем З.Ф. Семеновой утром изредка сопровождали пастуха и видели, кто не всю скотину выгоняет. Беседовали, убеждали, просили, но не конфликтовали, и это срабатывало. В итоге накапливалась приличная сумма, на которую можно было приобрести дрова и зимние вещи, а благодарные жители не только осенью прибавили оплату, но и подарили часы. А в течение лета собирали сумку с едой.

А теперь… С одной стороны – озлобленные жители, а с другой стороны – мы. Пасущееся прямо перед окнами сельсовета стадо добавляло накала в и без того накаленную обстановку. А поскольку животные бродят в центре «под присмотром» администрации изо дня в день, поэтому им и их хозяевам ничего не грозит, так как шанс попасть под поезд или быть украденными, чего и опасается полиция, минимален. Поэтому коровы свободно заходят в магазины, как в Индии, где их считают священными. Продавцы опасаются, что рогами выбьют стекла, и периодически отгоняют от окон. Сломаны саженцы, посаженные молодежью весной. Некоторым буренкам присвоен статус огородниц. На моих глазах крепенький бычок уверенно зашагал в контору, такое впечатление, что не раз там бывал. Кстати, несколько дней в центре блудило стадо предпринимателя, с которым предпочли не связываться, так как он выделял трактор. Так почему же приглашенные оказались крайними? Ответ прост: большинство живет на краю села, а по словам участкового, с него строго спросят, если, не дай Бог, не окажется протокола на владельца, чья скотина попадет под поезд или будет украдена. Глава же не сдерживала эмоций, ее активно поддерживали работники администрации, оказавшиеся в составе комиссии в большинстве, что позволяет в любой момент иметь кворум и выступить единой командой, не признавая хотя бы части промахов и за собой. Председательствующий успокаивал, повторяя: «При чем тут глава? Скотина ваша – и проблемы ваши». И эта фраза прошла красной нитью в течение двухчасового бурного заседания. Другая сторона тоже не сдавалась, но вели себя более спокойно, задавая многочисленные «почему». Суть их сводилась к тому, что государство старается повысить уровень жизни граждан, а в селе подсобное хозяйство – источник выживания, особенно для тех семей, где есть школьники и студенты. Но местная власть не только не помогает в приобретении кормов и реализации излишков продукции, но и не желает помочь даже в организации пастьбы. Привели положительные примеры других районов. Поэтому двое заявили, что проще ликвидировать хозяйство, чем испытывать такую нервотрепку, и уже начали продавать овец.

Кстати, об овцах. 19 июня на сессии были утверждены правила содержания домашних животных и птицы с устной поправкой, что на овец и телят махнем рукой, так как они никогда не паслись. От себя добавлю, что овец нельзя пасти с коровами из-за большого риска вспышки бруцеллеза. И меня удивило, что среди провинившихся оказался только один владелец овец все с того же края. Хотя их держат около полутора десятков хозяев. И опять же ссылка авторов протокола на меня… Вот не думала, что дойдет до такого абсурда! Подобная практика составления протоколов сталкивает лбами соседей, избирателей и депутатов, в итоге власть, которая представляет лицо села, рубит сук, на котором сидит. И прав был глава района в одном из интервью, высказав на этот счет следующее: «Если человек стал главой администрации, не имея при этом специального образования, ему надо учиться, чтобы понять тонкости работы». А это, на мой взгляд, означает уметь нивелировать ситуацию, предвидеть результат, в том числе отрицательный, как в данном случае, искать оптимальный компромисс, используя в первую очередь систему воспитательного воздействия, причем индивидуального характера. В заключение хочу сказать, что местным властям есть чем отчитаться, а вернее, оправдаться перед районными, чтобы защитить свой мундир. Но вот станет ли легче селу – большой вопрос.

Зинаида ГЛАДКИХ, депутат Петровского сельского Совета, член административной комиссии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.