Какой транспорт выбирает пассажир?

Недавно в одном учреждении я услышала реплику: «Как же медленно двигается очередь, а ведь меня такси ждет». Подумалось: зачем же платить деньги за ожидание, если можно сделать все свои дела, а потом вызвать такси? Оказалось, что это сельская жительница, которая приехала в райцентр с частником. Конечно, как говорится, за наши деньги любые капризы, а на деле оказывается все просто, но… незаконно.

О том, что с 1 января 2012 г. действует закон, регламентирующий осуществление пассажироперевозок, мы уже писали, и о том, какие атрибуты у таксомоторов должны присутствовать, – тоже. Ну, а то, что поездка на такси в какое-либо село, обойдется недешево, и так понятно. Так как же люди из сел добираются до райцентра?

-С пассажироперевозками у нас в районе сложная ситуация, — говорит первый заместитель главы администрации района В.В. Журавлев. – В целях обеспечения повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, активизации работы владельцев транспортных средств по укреплению производственной и транспортной дисциплины, безопасности перевозки пассажиров, отбора наиболее опытных, дисциплинированных перевозчиков, руководствуясь законом Алтайского края №91 и постановлением администрации района №554, мы проводим конкурс на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах района. С выигравшими конкурс заключаем договор, в котором прописаны права и обязанности сторон.

В основном у нас на все села района есть маршруты, кроме Большой Речки, Петровки, Хайрюзовки. Но проблема состоит в том, что нелегальные таксисты отбивают у регулярных официальных перевозчиков пассажиров. И пока с точки зрения закона привлечь их к ответственности сложно. Водители-нелегалы говорят, что по доброте душевной везут в райцентр брата, свата и, естественно, никаких денег за проезд с них не берут. А люди, в свою очередь, не задумываются о том, что их везут незаконно, и самое главное – что они подвергают свою жизнь опасности. Ни один из пассажиров не спросит у водителя, когда он последний раз был на СТО. Некоторые автомобили по своему техническому состоянию смело можно списывать в утиль, но никак не заниматься на них пассажироперевозками. Дорога непредсказуема, и поломка машины в пути может обернуться вполне реальной проблемой для пассажиров – идти домой пешком или платить еще деньги водителям попутных машин.

В.Н. Марчуков, начальник ОГИБДД, более категоричен в ситуации с нелегальными пассажироперевозчиками.

-Люди скоро сами «похоронят» свои муниципальные маршруты, — говорит он. – Может дело дойти до того, что официальные пассажироперевозчики закроются, а неофициальные установят какие хотят цены, и опять люди будут возмущаться. Все мы понимаем, что закон о такси еще сыроват, но мы держим на контроле ситуацию с таксомоторами по всему району. Пока мы применяем к ним общие правила ПДД, выписываем штрафы за ремни безопасности и нарушение скоростного режима.

У ООО «АТП «Троицкое» картина с пассажироперевозками складывается не очень позитивная:

-Помимо межгорода мы обслуживаем восемь муниципальных маршрутов, — говорит начальник АТП В.Д. Шумков. – И могу утверждать, что у нашей организации на протяжении более трех лет дохода с них нет. Выезжаем по внутрирайонному маршруту один раз в неделю, а раньше было и три, и пять раз, но возить некого, автобусы идут пустые. Водители рассказывают: пассажиры уже садятся в автобус, подъезжает какая-нибудь машина: «Вы до Троицкого поедете?». Люди выходят из автобуса, пересаживаются в автомобиль и уезжают, ну и как нам работать? На междугородном сообщении у нас на автобусах по требованию лицензирования стоит ГЛОНАСС.

Кстати, Правительство РФ с 1 января 2012 г. обязало компании, осуществляющие пассажирские перевозки, устанавливать на транспортных средствах систему ГЛОНАСС, наличие которой станет обязательным условием для выдачи лицензии. Новое правило касается лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, компаниями или индивидуальными предпринимателями, за исключением случая, если перевозка осуществляется для обеспечения собственных нужд. С 1 июля 2012 г. отсутствие ГЛОНАСС будет считаться грубым нарушением лицензионных требований. Предполагается, что оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС поможет сделать перевозки более безопасными, а также отслеживать маршруты, по которым передвигается транспорт, в частности, для борьбы с отставанием от расписания.

-Сейчас нам говорят, — продолжает Владимир Дмитриевич, — что и на автобусах, обслуживающих муниципальные маршруты, нужно ставить ГЛОНАСС. Если нас обяжут это сделать, то я автоматически закрываю все маршруты, так как нет средств на оборудование. Администрация нам не дает никаких дотаций. Я знаю, что, например, в Завьялове, Усть-Курье были аналогичные ситуации – все пассажироперевозчики закрыли свои маршруты, и их администрации сразу же нашли финансы на дотации.

Мы встретились и с другими официальными перевозчиками, А.В. Самодуровым и В.Н. Трофимовым, которые работают на внутрирайонных маршрутах. Они возмущены ситуацией, сложившейся в сфере пассажироперевозок.

-Мы заключали договоры с администрацией района, — говорят они, — на обслуживание определенных маршрутов. Мы свои обязанности выполняем добросовестно, по расписанию. Но нам это не выгодно из-за нелегалов. Мы обращались и в администрацию района, и в ГИБДД, просили, чтобы навели порядок, но никаких сдвигов нет. У нас 13-местные «Газели», ежедневно мы делаем круг около 100 км, но если наберем семь пассажиров, – это хорошо. Дело в том, что людей в Троицкое возят деревенские «бомбилы». Эти водители знают, что мы ездим точно по расписанию, и за пять-десять минут подъезжают к остановке и забирают людей. Цену делают всего на 10 рублей дороже нашей. Мы только въезжаем в село, а нам навстречу вереница «бомбил» уже поехала в Троицкое с пассажирами. Мы у этих водителей спрашиваем: «На каком основании ты занимаешься пассажироперевозками?». А он в ответ: «Я таксист». Мы не можем проверить сами, так ли это на самом деле, хотя точно знаем, что никакого разрешения у него нет. Они не проходят предрейсовый медосмотр, и машины у них в неизвестном состоянии. Сколько мы знаем таких случаев, что неделю прогулял человек, а на следующий день садится за руль и везет людей. Кто знает, что с ними в дороге может случиться? Психология человека такова, что хоть на 10 минут, но уеду пораньше, а с кем и на чем – неважно. Как люди могут доверять свои жизни водителю, у которого стаж месяц и машина на ладан дышит? Получается парадоксальная ситуация: мы, официальные перевозчики, работаем на подхвате, забираем тех пассажиров, которые не успели на так называемое такси. Мы сколько раз предлагали в администрации района: создайте комиссию, мы вас даже сами провезем по нашим маршрутам, и посмотрите, сколько «бомбил» работает. Осенью мы как-то бросали обслуживать маршрут на Краснояры, но почему-то заплакали все – другого слова мы подобрать не можем. Ладно, открыли вновь этот маршрут, но все повторяется. Мы согласны работать, но давайте тогда работать все цивилизованно, если ты таксист, оформляй лицензию. Почему нас, официальных перевозчиков, загоняют в строгие рамки – законами, договорами, обязательствами, а «бомбил» – нет? Мы уже сколько раз предлагали в администрации района: давайте соберем совещание, будем мы, представители администрации района, главы сельсоветов, участковые, ГИБДД, и вместе сообща решим эту проблему или хотя бы выработаем единую линию работы. Но нас, к сожалению, никто не слышит, или проблема будет решаться, когда мы закроем все свои маршруты?

Наталья ЗАБОЛОТИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.