Купить кресло или платить штраф?

 В очередной раз, вызывая такси для поездки в детскую поликлинику, мы столкнулись с тем, что водитель намеревался пристегнуть ребенка, которому чуть более года, трехточечным ремнем безопасности. Реакция ребенка не заставила себя ждать. Мало того, что это делал сам водитель – чужой дядька, потому что родители с подобным устройством еще не сталкивались, так устройство еще и лишило ребенка свободы движения. Естественно, ребенок закатил скандал на всю округу, и таксист отказался везти пассажиров. Перезвонив диспетчеру, получили ответ, что так положено по закону. Честно говоря, сами собой появляются вопросы: как быть, если малому дитю не объяснишь, что такое закон и что так положено? Начихать на здоровье и сидеть дома или топать в поликлинику, да и мало ли куда еще, пешком по морозу? А может, при каждой поездке готовить деньги не только на услуги такси, но и на штраф?

 Согласно законодательству Российской Федерации «перевозка детей до 12 лет осуществляется в автотранспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства». Таким образом, в нашей стране маленькие дети могут путешествовать в «автолюльках», автокреслах и бустерах – сиденьях без спинки. Возраст и комплекция ребенка должны соответствовать особенностям конкретной модели детского автомобильного сиденья. Например, нельзя перевозить ребенка старше года в «автолюльке», а малыша младше пяти лет – на «автотабуретке» (бустере).

 Согласно ПДД детское автокресло устанавливается на заднем сиденье автомобиля. По статистике, места посредине заднего сиденья и за водителем считаются самыми безопасными. Ребенок до 12 лет не может ехать на переднем пассажирском сиденье. Исключение – младенцы, которые перевозятся в автокреслах, закрепленных против хода движения машины. В данном случае должны быть отключены фронтальные подушки безопасности.

 Штраф за нарушение правил накладывается на водителя автомобиля. Речь идет только о тех транспортных средствах, которые оборудованы ремнями безопасности, штраф предусмотрен за перевозку пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией ТС эти ремни предусмотрены. Штраф за автокресло (неисправное или его отсутствие) составляет 3000 рублей. Если автокресло в салоне есть, а малыш перевозится не в нем – например, его держит мама, это все равно считается административным правонарушением и наказывается штрафом. Классические детские автокресла рассчитаны на вес до 36 кг. Если ребенок до 12 лет весит больше, он едет на заднем сиденье автомобиля и пристегивается штатными ремнями безопасностями, которые проходят через адаптеры, не позволяющие лямкам смещаться на шею и живот ребенка.  В том случае, если рост ребенка превышает 150 см, он также может перевозиться без детского автомобильного сиденья.

 Помимо закона о детских автокреслах родителям рекомендуется также следовать определенным правилам. К примеру, даже в самом непродолжительном путешествии с ребенком необходимо позаботиться, чтобы в машине отсутствовали незакрепленные предметы, которые в случае аварийного столкновения могут послужить источником серьезной опасности для всех пассажиров, в том числе и малышей.

 Безусловно, детская безопасность вообще и в автомобиле в частности – серьезная тема для разговора. Официальная статистика, приводимая в разное время ГИБДД, показывает, что из числа детей попавших в аварию, каждый седьмой ребенок погибает, а каждый третий получает разного рода ранения. Причем смертельные травмы чаще получают малыши до семи лет (порядка 45%). По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), использование в транспортных средствах детских удерживающих устройств (ДУУ) позволяет снизить смертность среди младенцев на 71%, а среди детей более старшего возраста – на 54%.

 При этом некоторые родители нарушают правила перевозки детей уже по пути домой из роддома. Детские кресла отсутствуют в списке рекомендуемых вещей, которые необходимо иметь при выписке. Такая норма действует в некоторых скандинавских странах, где ребенка могут просто не отдать родителям, если машина не оборудована детским креслом.

  Соцопрос в тему

 Как справляются родители с проблемой перевозки детей в автотранспорте и как дети реагируют на то, что их свободу движения в транспорте ограничивают, мы решили выяснить путем соцопроса.

 Максим (детям 5 лет и 1 год 4 мес.):

 -Когда старшему был год и его посадили в детское кресло, пристегнули, он орал всю дорогу. Потом возили, не пристегивая, только перед гаишниками застегивали ремни. А младший – вообще без проблем, усаживаем, пристегиваем – не возмущается нисколько.

 Неля (ребенку полтора года):

 -Возим когда как, бывает – пристегиваем, бывает – нет. Кресло купили, когда ребенку было один-два месяца, как говорится, на вырост. Ребенок на кресло реагирует по настроению, сидеть в нем он еще не против, а вот когда дело доходит до того, чтоб пристегнуть, вот тут уже начинается недовольство. По осени не так проблематично было, а зимой, когда одежда и без того сковывает движения, пристегивать его стало сложнее.

 Евгения (полтора года):

 -Детское кресло у нас есть, но пользуемся им, только когда едем в город, что случается редко. Наша старенькая «Нива» не оборудована ремнями безопасности на заднем сиденье, поэтому кресло крепить негде, и возим на руках, а когда надо ехать в город, просим кого-нибудь отвезти нас и ставим свое кресло. Конечно, сидеть в нем ребенок не желает, и приходится всю дорогу как-то отвлекать его внимание.

 Некоторые, как посмотришь, не боятся маленьких детей даже на переднем сиденье возить…

 Андрей (1 год 4 мес.):

 -Машина у нас есть, а кресла пока нет. Вчера был в Барнауле, заходил в магазин посмотреть детские кресла. Самое дешевое кресло-трансформер, которое можно разложить, если ребенок в дороге уснул, стоит 3090 рублей, мне приглянулось за 3900. Вроде и надо бы купить, но не уверен, что нам оно вообще нужно. Ребенка редко возим на машине. Как ребенок будет на него реагировать, пока не знаю, в кресле еще не доводилось возить.

  Кстати

 Штраф за отсутствие автокресла в Германии составляет 40 евро, Италии – от 71 евро, Франции – от 90 евро. В США штраф за перевозку ребенка без детского автокресла может достигать 500 долларов.

 Совсем недавно штраф в России был гораздо меньше, но сейчас он сравнялся со стоимостью хорошего детского кресла, что заставляет задуматься о его приобретении.

  КАСКО для велосипедистов?

 В скором времени в России может появиться новый тип страхования – КАСКО… для велосипедов! По крайней мере, именно в таком страховом продукте прямо заинтересованы велоактивисты Москвы, сообщают «Известия».

 Как пояснил вице-президент Федерации велоспорта Москвы, руководитель движения «Русвелос» Петр Дворянкин, в ближайшее время активисты обратятся к производителям и дистрибуторам, чтобы совместно со страховщиками создать подобный продукт.

 Рассматриваются два варианта: человек покупает велосипед вместе со страховкой или – более классический –покупает велосипед и страхует его отдельно. Первый вариант более вероятен, поскольку страховой компании проще застраховать оптом большое количество велосипедов.

 Стоит отметить, что КАСКО на велосипеды уже применяется в мире. К примеру, в Японии компания Hodaka предлагает пять моделей со страховкой на случай ДТП на сумму до 1 млн. долларов. Такая страховка в Японии нужна многим велосипедистам, ведь если при ДТП владелец двухколесного транспорта будет признан виновным, он будет выплачивать крупные компенсации.

  Суд признал правоту автовладельца

 Не так давно автолюбители района стали возмущаться тем, что страховщики принуждают вместе с ОСАГО дополнительно страховать жизнь автовладельца. В противном случае, если автолюбитель отказывался от дополнительной услуги, ему под разными предлогами отказывали и в оформлении ОСАГО. Наши читатели обращались в числе прочих инстанций и в редакцию с просьбой дать разъяснения, правомерны ли действия страховщиков. Напомним, что мы по этому поводу получили ответ из краевого управления Федеральной антимонопольной службы, и, как оказалось, подобные жалобы поступали не только из нашего района. Частью 2 статьи 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Указанное означает, что иные договоры, носящие добровольный характер (договор добровольного страхования жизни и здоровья и т.п.), могут заключаться только при наличии волеизъявления страхователя, и их заключение не может обусловливать заключение договора ОСАГО. Таким образом, на основании вышеизложенного рекомендуется гражданам при обращении в страховые компании для заключения договоров ОСАГО не заключать никаких дополнительных соглашений (договоров страхования жизни и здоровья и т.п.), навязываемых представителями страховщиков (при условии, если вы не изъявляете желание заключить дополнительный договор добровольно). Депутат райсовета А.Н. Ерошок в частном порядке обращался в прокуратуру по вопросу законности действий страховой компании при заключении договора ОСАГО, понуждающей граждан одновременно заключать дополнительный договор. При проведении проверки доказательств того, что страховщик обязывает своих работников заключать договор ОСАГО только при условии одновременного заключения дополнительного договора, что является воздействием на волю страхователя, свидетельствующим о принуждении подписать договор на условиях, не относящихся к предмету договора, под угрозой наступления негативных последствий (в виде отказа заключить обязательный для страхователя договор ОСАГО), не получено. Таким образом, нарушений действующего законодательства в сфере страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств не выявлено, основания для принятия мер прокурорского реагирования не усматривается.

 Другой житель райцентра решил обратиться за защитой своих прав в мировой суд. Его при оформлении страхового полиса ОСАГО также вынудили подписать дополнительный договор страхования жизни. Он попытался отказаться, но страховой агент сказал, что не может заключить договор ОСАГО без договора  страхования жизни.

 -Был вынужден подписать дополнительный договор, – рассказывает индивидуальный предприниматель, юрист В.В. Цыгельный. —  В Троицком не знал, куда еще можно обратиться за страхованием, а в город ехать не было возможности, так как действие предыдущего полиса истекло.

 За ОСАГО заплатил около 2,5 тысячи рублей, дополнительный договор обошелся в 650 рублей. Обратился с иском в суд по поводу признания дополнительного договора недействительным и взыскания со страховщика выплаченной ему премии, а также с просьбой о компенсации морального вреда в сумме 1000 рублей, что предусмотрено законом о защите прав потребителей. Сумма иска была не важна, принципиально было дать понять, что страховщики не правы и иски могут стать массовыми и нести им убытки.

 В суд в качестве свидетеля вызвали представителя компании, оформлявшего договор. В суде свидетеля предупредили об ответственности за дачу ложных показаний, и он во всем сознался, хотя сама фирма отрицала факт принуждения к заключению дополнительного договора. В итоге суд удовлетворил мои исковые требования о возврате денег, уплаченных по дополнительному договору, и обязал страховщика выплатить компенсацию за моральный вред в размере 500 рублей. Тем, кто хотел бы по аналогичному вопросу обратиться в суд, могу посоветовать подавать коллективные иски – проще доказывать свою правоту.

 Андрей ТИМОХИН.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.