Подходите к техосмотру серьезно и грамотно

26 ноября 2013 года в силу вступило постановление Правительства РФ от 13.11.2013 года №1013 «О техническом осмотре самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием». Стоит заметить, что законодательство в области проведения технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним периодически претерпевает изменения, и данное постановление в очередной раз внесло определенные новшества в существующую нормативно-правовую базу.
К сожалению, ввиду своей занятости владельцы самоходной техники не всегда успевают отслеживать изменения законодательства, были случаи, когда об изменениях в порядке прохождения технического осмотра владелец самоходной машины узнавал только в момент предоставления техники в инспекцию Гостехнадзора.
Чтобы помочь должностным лицам организаций, ответственным за эксплуатацию и выпуск техники на линию в исправном состоянии, в подготовке документации и самих машин к техническому осмотру, мы попросили ответить на несколько вопросов Петра Георгиевича Фадеева, начальника государственной инспекции Гостехнадзора Троицкого района.
-Понятно, что техосмотр начинается с проверки документов. И первый вопрос: какие документы необходимы для прохождения технического осмотра?
-Проходить технический осмотр можно по месту нахождения органа Гостехнадзора, независимо от места регистрации машины. Для этого необходимы: документ, удостоверяющий личность заявителя; доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя владельца машины (для представителя заявителя); документ, подтверждающий право работника на управление самоходной машиной данной категории с разрешающей отметкой о наличии необходимой квалификации для работы на данной машине, предоставленной для прохождения технического осмотра; свидетельство о регистрации машины, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, в случае если максимальная конструктивная скорость машины составляет более 20 км/ч (не распространяется на машины, в конструкции которых применен любой неколесный движитель, прицепы. Применяется с 01.09.2014 года в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2014 года №223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон РФ от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). Помимо представления вышеперечисленных документов необходимо заплатить госпошлину и представить подтверждающий оплату документ. После представления полного пакета документов и оплаты госпошлины начинается проверка соответствия машины данным, указанным в представленных регистрационных документах. А уже после успешной идентификации машины переходим к проверке ее технического состояния.
-По каким принципам проводится техническое диагностирование?
-Данное диагностирование проводится методами визуального и органолептического контроля. При этом выявляется соответствие машины требованиям (включая параметры), предъявляемым при проведении технического осмотра к машинам отдельных видов.
-Каковы данные требования?
-Требований несколько, и на каждом хотелось бы остановиться подробнее.
1. Тормозные системы самоходных машин должны соответствовать пунктам 4.3-4.5 ГОСТ Р ИСО 3450; не допускаются: утечка сжатого воздуха из соединений и элементов тормозной системы, подтекание тормозной жидкости и (или) нарушение герметичности трубопроводов либо соединений в гидравлическом тормозном приводе, коррозия, грозящая потерей герметичности или разрушением, механическое повреждение тормозных трубопроводов, наличие деталей с трещинами или остаточной деформацией в тормозном приводе, набухание тормозных шлангов под давлением и (или) наличие трещин на них и видимых мест перетирания.
Средства сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода и устройство фиксации органа управления тормозной системы должны быть работоспособны.
2. Рулевое управление. Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне угла его поворота. Не допускаются: неработоспособность усилителя рулевого управления (при его наличии), самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе, повреждение и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а также повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы), не предусмотренное изготовителем (в эксплуатационной документации), люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах тяг.
Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть работоспособно.
Также не допускается применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами, а максимальный угол поворота рулевого колеса (руля) должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией машины.
3. Механизм управления машин на гусеничном ходу должен соответствовать следующим требованиям: свободный ход рукояток рычагов управления муфтами поворота не должен отклоняться от значений, допускаемых изготовителем; должен обеспечиваться полный разрыв потока мощности в сторону поворота при полном перемещении рычага управления на себя, свободный ход тормозных педалей не должен превышать значений, установленных изготовителем. Не допускается различная величина свободного хода тормозных педалей.
4. Внешние световые приборы. Проверка устройств освещения и световой сигнализации проводится по ГОСТ 25478-91, ГОСТ 12.2.01 19-86. Не допускается разрушение и отсутствие рассеивателей и ламп, не соответствующих типу данного светового прибора, а также установка спереди машины световых приборов с огнями красного цвета или световозвращателей красного цвета, а сзади – белого цвета, кроме фонарей заднего хода и освещения регистрационного знака.
Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на органы управления рабочей и аварийной тормозных систем и работать в постоянном режиме.
На машинах, выполняющих работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, а также на машинах, передвигающихся по дорогам общего пользования со скоростью 20 км/ч и более и имеющих ширину более 2,55 метра, должны устанавливаться специальные световые сигналы (проблесковые маячки) желтого или оранжевого цвета. Количество и расположение проблесковых маячков должны обеспечивать их видимость на 360 градусов в горизонтальной плоскости, проходящей через центр источника излучения света.
5. Стеклоочистители и стеклоомыватели всегда должны находиться в рабочем состоянии. Машины, имеющие кабину, должны оснащаться хотя бы одним стеклоочистителем, а стеклоомыватель должен обеспечивать подачу жидкости в зону очистки стекла.
6. Колеса, шины и гусеницы. Шины колес должны иметь остаточную высоту почвозацепов (рисунка протектора), соответствующую требованиям конструкции по эксплуатации на конкретный образец техники, а также шины не должны иметь внешних повреждений (пробоин, порезов, разрывов), обнажающих корд, расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.
Не допускаются отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес, наличие трещин на дисках и ободьях колес, а также следов устранения их сваркой, видимое нарушение формы и (или) размеров крепежных отверстий в дисках колес, установка на одной оси шин различных размеров, конструкций, моделей с разными рисунками протектора.
По размеру или допустимой нагрузке шины должны соответствовать модели машины. Давление в шинах не должно превышать значений, указанных в маркировке шин, разность давлений в левых и правых шинах должна быть не более 0,01 МПа (0,1 кгс/см2).
Провисание гусеничных цепей машин на гусеничном ходу не должно превышать значения, предусмотренного изготовителем, а если такое значение отсутствует – не должно превышать 65 мм, остаточная высота почвозацепов машин на гусеничном ходу должна быть не менее 7 мм. Число звеньев в левой и правой гусеничных цепях должно быть одинаково, наличие трещин и изломов в звеньях гусеничной цепи не допускается. Разность провисаний левой правой гусеничных цепей не должна превышать значения, предусмотренного изготовителем, а если такое значение отсутствует – не должна превышать 5 мм.
7. Двигатель и его системы. Уровень дымности отработавших газов для самоходных машин с дизелями должен соответствовать ГОСТ Р 17.2.2.02. Подтекание и каплепадение топлива в системе питания двигателей не допускаются. Запорные устройства топливных баков и устройства перекрытия топлива должны быть работоспособны, выпускные системы двигателей должны быть исправными и комплектными.
8. Прочие элементы конструкции. Самоходные машины должны укомплектовываться зеркалами заднего вида слева и справа. Наличие трещин на ветровых стеклах в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается. Замки дверей кабины, механизмы регулировки и фиксирующие устройства сидений водителя, устройства обогрева и обдува ветрового стекла, предусмотренные конструкцией, должны быть работоспособны. Аварийные выходы и устройства приведения их в действие, приборы внутреннего освещения кабины должны быть в рабочем состоянии. Предусмотренные конструкцией самоходных машин звуковые сигналы должны быть исправны. Звуковой сигнал при приведении в действие органа его управления должен издавать непрерывный и монотонный звук. Уровень звука сигнала должен быть в пределах 90-112 дБА при заглушенном двигателе. Машины должны оснащаться ремнями безопасности, предусмотренными конструкцией. Ремни безопасности не должны иметь следующих дефектов: надрыв на лямке, видимый невооруженным глазом; замок не фиксирует «язык» лямки или не выбрасывает его после нажатия на кнопку замыкающего устройства; лямка не вытягивается или не втягивается во втягивающее устройство (катушку); при резком вытягивании лямки ремня не обеспечивается прекращение (блокирование) ее вытягивания из втягивающего устройства (катушки).
Самоходные машины должны укомплектовываться не менее чем двумя противооткатными упорами, оснащаться не менее чем одним порошковым или хладоновым огнетушителем емкостью не менее 2 л. Огнетушитель должен быть опломбирован, и на нем должен быть указан срок окончания использования, который на момент проверки не должен быть завершен.
Аккумуляторные батареи, сиденья, а также огнетушители и медицинская аптечка на машинах, оборудованных приспособлениями для их крепления, должны надежно закрепляться в местах, предусмотренных конструкцией.
Колесные машины должны оборудоваться надколесными крыльями. Ширина этих устройств должна быть не менее ширины применяемых шин. Отсутствие предусмотренных конструкцией машин грязезащитных фартуков и брызговиков не допускается.
Подтекание масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, мостов, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых гидравлических устройств не допускается.
Предусмотренное конструкцией самоходной машины устройство, исключающее возможность запуска двигателя при включенной передаче, должно быть в рабочем состоянии. Повышенное перемещение в подвижных сопряжениях машин не допускается. Движущие (вращающиеся) части машин (карданные, цепные, ременные, зубчатые передачи и т.п.) должны быть огорожены защитными кожухами. Ослабление крепления кабины, двигателя, компрессора, пускового двигателя, облицовки, рабочих органов, других элементов конструкции не допускается. Рычаги управления рабочими органами машин и орудия в заданных положениях должны обеспечиваться надежной фиксацией. Установка дополнительных предметов или нанесение покрытий, ограничивающих обзор с места водителя, ухудшающих прозрачность стекол, влекущих опасность травмирования, не допускаются.
На верхнюю часть ветрового стекла машины могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует требованиям ГОСТ 5727.
Замена аккумуляторных батарей, применяемых для запуска двигателя машины, а также аккумуляторных батарей машин с электроприводом батареи, напряжение, масса или размеры которых отличаются от предусмотренных изготовителем, не допускаются. Предусмотренные конструкцией устройства, предотвращающие самопроизвольный запуск рабочих органов машин, должны быть работоспособны. Предохранительные муфты привода рабочих органов машин должны быть исправны и отрегулированы. Предусмотренные конструкцией устройства для экстренного отключения рабочих органов должны быть работоспособны. Предусмотренные конструкцией устройства для снятия статического электрического заряда должны быть работоспособны. Дисбаланс вращающихся частей машин, превышающий установленные изготовителем значения, не допускается.
Самоходные машины должны оборудоваться знаком аварийной остановки. На машинах сзади должен устанавливаться государственный регистрационный знак. Государственный регистрационный знак должен устанавливаться по оси симметрии машины или слева от нее по направлению движения машины, при этом должно исключаться загораживание государственного регистрационного знака элементами конструкции, а государственный регистрационный знак не должен закрывать внешние световые и светосигнальные приборы и выступать за боковой габарит. На самоходных машинах, имеющих максимальную конструктивную скорость не более 30 км/ч, должен устанавливаться знак «Тихоходное транспортное средство».
-Если машина соответствует всем нормам и правилам, как происходит оформление результата технического осмотра?
-В соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №1013, по результатам технического осмотра машин оформляется один из следующих документов о прохождении технического осмотра:
-свидетельство о прохождении технического осмотра (в случае соответствия машины требованиям безопасности);
-акт технического осмотра (в случае несоответствия требованиям безопасности).
-Есть ли отличия в плане оформления акта и свидетельства?
-Правила говорят о том, что машина, в отношении которой оформлен акт технического осмотра, подлежит повторному техническому осмотру. Если самоходная машина повторно представлена на технический осмотр в течение 20 дней со дня оформления акта технического осмотра, то проверка технического состояния машины проводится только по указанным в этом акте параметрам машины, где установлено несоответствие требованиям безопасности.
-Надеемся, что названная последовательность проведения технического осмотра машин поможет их владельцам хорошо подготовиться к нему.
Беседовала Наталья ЯКОВЛЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.