Ни сломить, ни запугать

Около полутора десятков жителей села Заводского имеют прямое отношение к Военно-Морскому флоту – служили на морях и океанах. Конечно, в разные годы, на разных кораблях, имели различные звания и морские профессии. Кто-то из них нес службу в радиорубке, другие – в машинном отделении, третьи обслуживали торпедные аппараты, а кто-то нес боевую вахту в береговой охране. Все они с удовольствием вспоминают военно-морские будни и говорят, что если страна будет в опасности, готовы надеть морскую форму и попроситься во флот. И глядя на то, как бывшие военные моряки с трепетом в душе относятся к своему празднику, как они готовятся к нему, с каким волнением вспоминают о годах, проведенных на боевых кораблях, сомневаться в этом не приходится.

Накануне Дня Военно-Морского флота пятеро бывших моряков собрались возле здания местной школы, чтобы почтить память своего товарища Валерия Степановича Нечепуренко, геройски погибшего при исполнении обязанностей на подводной лодке К-129, награжденного посмертно орденом Мужества. Моряки принесли к памятной доске, установленной на фасаде школы, в которой он когда-то учился, цветочную гирлянду. С фотографии смотрит совсем молодой парень в бескозырке, у которого наверняка были бы дети и внуки… Минутой молчания под флагами России и Военно-Морского флота моряки почтили память героя-земляка и всех, кто не сошел на берег.

Каждый год в праздничный день моряки собираются на берегу речки, что течет неподалеку, вспоминают годы службы, делятся воспоминаниями и впечатлениями об увиденных во время дальних походов морях, портах и городах. Кто-то бывал на Кубе, кто-то – во Франции или на Средиземном море, а кто-то ни разу не выходил в море, а нес службу, охраняя берега родной страны.

Неформальным лидером ветеранов Военно-Морского флота в Заводском уже много лет считается А.А. Нуждин. Он из семьи моряков, его отец и брат служили на Тихоокеанском флоте, а Александр Анатольевич в 1985-1987 годах служил на Балтийском флоте на большом противолодочном корабле «Славный». Десятки тысяч миль за кормой: побывал в Сирии, с дружескими визитами заходили в порты Германии, Польши и других стран.

-Когда я пришел на корабль, ему было уже 20 лет, — вспоминает Александр Анатольевич, — но он был в полном порядке, совсем недавно прошел модернизацию, мы даже ходили на Кубу. Этот дальний поход продолжался почти семь месяцев. Наша база располагалась в Балтийске, недалеко от Калининграда. Служил в минно-торпедной боевой части командиром отделения электриков. Наш боевой корабль имел очень серьезное вооружение, после модернизации был полностью перевооружен новейшими системами. Наша служба в то время была насыщенной и интересной, время пролетало незаметно, особенно когда выходили на боевое дежурство. На флоте возмужают и взрослеют быстро, ответственность на нас возлагалась реальная, и мы понимали, что за нашими спинами стоит большое и сильное государство – Советский Союз. На нашем корабле служило более 300 человек, из них около 45 офицеров, а остальные – «срочники». От каждого из членов экипажа зависела живучесть корабля в боевых условиях, никто не сачковал и свой участок работы знал досконально. Мы служили там, куда нас послала Родина.

Андрей Петрович Казаков нес службу в качестве командира отделения гидроакустиков. Он призывался из Заводского и сюда же вернулся после службы. Но по дому не скучал, говорит, что на флоте было веселее, чем в родном селе. Он служил в 2001-2003 годах, в те времена, когда армия и флот переживали далеко не лучшие дни.

-Службу нес на Балтийском флоте, а призывался из родного села, — делится воспоминаниями Андрей Петрович. — Служили мы тогда не один год, как сейчас, и хорошо, что у меня в то время не было девушки, так что я не переживал за нее. Служить в те годы было нелегко, офицерам и мичманам денежное содержание выплачивали мизерное и несвоевременно, они часто искали на берегу подработку. Но хорошо, что за последние годы положение выправилось, и теперь они зарабатывают достойно. Наш народ с уважением относится к людям в военной форме, престиж военной службы вырос. На нашем корабле было холодно, так как он строился по заказу Индии в тропическом исполнении, а мы проводили ходовые испытания. Его длина была 158 метров, а ширина – 36. Корабль был оборудован новейшими приборами и вооружением. Кстати, до сих пор корабли этой серии стоят на вооружении Военно-морских сил Индии.

Валерий Алексеевич Покрышкин носит знаменитую фамилию Героя Советского Союза, и это обстоятельство ко многому обязывает. Служил на Балтийском флоте с 1974 по 1977 год электриком приборов управления зенитно-артиллерийским огнем в звании старшего матроса на мощнейшем крейсере «Яков Свердлов».

-Наш крейсер был очень большой, четыре башни, вооруженные 152-миллиметровыми орудиями, шесть башен – со 100-миллиметровыми орудиями. По штату экипаж крейсера имел 1200 матросов, мичманов и офицеров, — рассказывает о своей службе Валерий Алексеевич. — Была даже музыкальная команда. Заходил наш крейсер во французские порты с дружественными визитами. Надолго запомнился мне десятибалльный шторм, в который мы попали в Бискайском заливе, была сильнейшая килевая качка, многие стали на лицо зелеными, так ребят тошнило, и когда шторм закончился, нам пришлось драить палубы, а ведь длина нашего корабля – почти четверть километра, а высота от киля до клотика – 52 метра. «Учебка» наша была в городе Мамоново Калининградской области.

Петр Павлович Другов из Куличьего служил в первой половине 80-х годов прошлого столетия. Его служба проходила на большом противолодочном корабле «Способный», он был связистом.

-Служил я с 1981 по 1984 год на Тихоокеанском флоте. В базе мы практически не стояли, все время – море. Только на боевом дежурстве мы были более шести месяцев. Бывал в Южно-Китайском море, когда шли на Камрань и в Индийский океан, и не раз попадал в сильнейшие шторма. Перед окончанием службы довелось ходить по Охотскому морю. Человек привыкает ко всему, да и ничего страшного с нами не случалось. Но самым тяжелым было время, проведенное в «учебке» на острове Русском, – тяжело переживал расставание с родными, а к корабельной службе привык быстро. Мы были дружны, в спальном кубрике было по 30 матросов, вахты продолжались по четыре часа, склянки отбивали сигнальщики. Наш корабль – скоростной, его максимальная скорость составляла 38 узлов (70 километра в час. – Ред.). Запомнилось, что когда наш корабль пересекал экватор, то по старой морской традиции тех членов экипажа, кто проходил его впервые, окунали в бассейн, установленный на юте, и заставляли пить морскую воду.

Андрей Петрович Капусто призывался из Зонального, хотя родом из Заводского. Он рассказывает:

-Мне довелось служить в 1996-1998 годах на Тихоокеанском флоте в дивизии морской пехоты, это одно из важных подразделений ВМФ, водителем бронетранспортера БТР-80 в береговой охране. В море выходить мне не доводилось, но от нашей службы зависела неприкосновенность береговой линии. Мы охраняли всю морскую линию Владивостока, и слава Богу, что на нашем участке нарушений границы за годы службы не было. Из интересного вспоминаю совместные учения с американскими коллегами, они разительно и, по-моему, в худшую сторону отличаются от наших солдат и моряков, даже боялись высаживаться в соленую воду моря. Служба научила относиться к жизни нормально и воспитала меня, если сказать по правде, то до службы я был хулиганистым парнем. Кормили нас хорошо. Многое зависит от командира, он у нас был хорошим офицером и прошел две войны – афганскую и чеченскую. До сих пор поддерживаю связь со своими сослуживцами, хотя и живем в разных уголках нашей страны – от Улан-Удэ до Саратова и Москвы.

К сожалению, не все бывшие моряки смогли прийти на встречу в этот день, многие были заняты по работе, но на свой праздник – День Военно-Морского флота – придут обязательно, надев тельняшки и форменные головные уборы.

Им всем флот дал многое, они возмужали на службе и стали настоящими мужчинами. Все моряки называют себя братишками, их лозунг – «Один – за всех, и все за одного», по-другому нельзя, ведь с военного корабля в бою убегать некуда и спрятаться негде. Кто бы ни выполнял какую-либо работу на корабле, все они служили на благо Родины и своего экипажа, им приходилось регулярно выходить в море для несения боевой службы. Все они благодарны судьбе, что довелось служить во флоте.

Виктор РЯБОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.