И виноватых нет?

Прочитала в газете материал о состоянии памятника павшим в райцентре, и невольно возник вопрос: неужели власть устраивает некачественный ремонт, по поводу чего и забеспокоились люди? Странно читать комментарий С.А. Малых: во время работ уже были претензии, гарантийный срок истек, фирма прекратила свое существование. А почему не разорвали контракт, зачем приняли работу?..
В советские времена понятия не имели о грантах, гарантийных обязательствах, фирмах-однодневках. Просто чаще всего под руководством местных печников сами и для себя, пусть незамысловатые по форме, но прочные сооружали памятники, регулярный уход за ними позволял стоять несколько десятилетий. Это было святое место в селе, где принимали в пионеры, октябрята, проводили митинги.
В школах был общественно-полезный труд, который вместе с советскими пятилетками канул в Лету. Села были разбиты на ЗПД (зоны полезного действия). В рамках патриотического воспитания делалось если не все, то многое: помогали посадить, убрать огород, расколоть и складировать дрова, принести на коромысле из колодца воду, помыть пол, вымести ограду, вкрутить лампочку, вбить гвоздь, расщепать смолевое полено на лучины для растопки, заменить звездочку на доме вдовы или участника войны, просто поговорить… И все это было в радость. А как провожали в армию, как писали письма командирам частей! И ведь большинство из них отвечали.
А теперь непосредственно о мемориале защитникам Отечества. Обеспокоенность дальнейшей судьбой мемориала чувствуется в разговоре с В.М. Каркавиной, В.М. Духовым, О.Н. Лободиным. Что касается самих защитников Отечества, их родственников (со многими я общалась), то они признались, что утешение для них – забота сослуживцев, тех, которые воевали вместе и были последними, кто видел их родных в бою.
А еще говорят, что никто и не ждет грандиозного, сложного сооружения. Пусть это будет скромно, но в то же время выглядит строго, торжественно, эстетически выдержанно, а главное – прочно, чтобы после приемки работ не потребовался ремонт.
Но сегодня, судя по статьям в газете, ничего не ясно. Порадовал, и то немного, лишь призыв продолжать совершенствовать патриотическое просвещение населения, в том числе и через участие в марафонах. Вот хочу сказать несколько слов о них, вернее, о «горчинке», которую заметила не только я. Никто не спорит: марафоны памяти – хорошее дело, но, видимо, беда в том, что слабо готовится местный блок. Например, жители Петровки возмутились, что фамилии некоторых наших воинов не назвали. Не увидел своей фамилии в газете и прилетевший к родителям подводник с 10-летним стажем, который к 34 годам стал не только ветераном труда, но и пенсионером. Никто не пригласил двух наших выпускников, теперь уже в звании подполковников, которые в день проведения марафона в мае этого года были у родителей.
Организаторы марафонов успокаивают, мол, такие неувязки есть не только в Петровке, мол, «сами виноваты, молчите, не даете информации, а потом возмущаетесь»…
Неоднократно я поднимала вопрос, почему оказались забытыми военные, защищавшие интересы СССР далеко за его пределами. А ведь они в 50-60-х годах учились в школах района, некоторые из них уже покоятся на земле троицкой. Но живы их родственники, одноклассники, да и в школах много лет хранятся книги приказов, выдачи аттестатов. Я и сама называла некоторые фамилии. Плохо, что в районе нет базы данных по защитникам Отечества, о которых мы так громко говорим. И еще, «афганцы» просят их не называть «бывшими».
Считаю, что марафон должен быть уже итоговым мероприятием по военно-патриотическому воспитанию за определенный период.
Из откровенного разговора с заинтересованными людьми, в том числе и с теми, кто прошел Афган и Чечню, узнала, как непросто дается им диалог с властями. А мы, живущие в глубинке и собирающие деньги на святое дело, и не подозреваем, что не так все просто.
Однако к любым сборам денежных средств приходится относиться с некоторой осторожностью, и вот почему.
Лет 13-14 назад в Петровке собирали средства на новый памятник. Помню, один из участников войны отдал пенсию целиком. Никаких документов не составлялось. Памятник не построили, а судьба денег неизвестна: то ли потратили на разбор сгоревшей больницы, то ли на ремонт старого памятника…
А включишь телевизор – сколько бюджетных средств пропадает! С нас же собирают гроши. Заботится ли государство об увековечении памяти о своих защитниках, тем более в преддверии юбилея Победы?
З. ГЛАДКИХ, с. Петровка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.