Метод кнута и пряника, или Удобно, когда мусорка рядом…

Мне как учителю географии и биологии понятно опасение М. Фадеева из пос. Беловского о качестве питьевой воды (материал от 14 апреля). Эта проблема касается практически каждого села, ведь хранение и применение гербицидов, удобрений, ГСМ оставляет желать лучшего. Кстати, в одном из последних номеров газеты поднимался вопрос об утилизации отходов и полей фильтрации. После просмотра телепередачи «Среда обитания» мы, может, заменим пожелтевшие бананы из газовой камеры и приятные на вкус яблоки после обработки их нефтепродуктами, на овощи из собственного огорода, а вот без воды и ни туда, и ни сюда. А значит, стоит ли принимать всерьез успокаивающие ответы специалистов?.. И я сейчас это докажу.

Основы экологических знаний закладываются в школе согласно учебному плану и программе. Так вот, уже в 6-м классе ученики узнают, что атмосфера, гидросфера и литосфера взаимопроникают друг в друга со всем своим содержимым. Существует так называемый круговорот веществ и энергии, а против законов природы не попрешь. Поэтому опасные вещества с места их первоначального складирования со временем благодаря круговороту переместятся за тридевять земель, а уж до водонапорных башен в самое ближайшее время, особенно весной. На карте Алтайского края отчетливо видно, какое множество рек и ручьев впадает в Обь. А она несет свои воды в Северный Ледовитый океан, составную часть мирового океана. Отсюда вывод – загаживая окрестности своих сел, мы способствуем загрязнению окружающей среды глобального уровня. В старших классах эти понятия углубляются и расширяются, ну, а взрослые могут найти информацию в СМИ, в том числе в краевых и местных газетах, особенно в месячник благоустройства, в течение которого разрабатываются условия конкурса, предлагаются номинации с солидным денежным вознаграждением победителям. Таким образом, власти стараются использовать в первую очередь метод пряника, а потом уж кнута.

А взяться за перо послужил вот какой повод. В начале апреля мои родственники в с. Троицкое купили квартиру по ул. Чапаева со свалкой в придачу на обрыве реки и сразу письменно обратились в сельскую администрацию с требованием о ее ликвидации. Им пообещали сделать это в двухдневный срок. Но понятие «ликвидация» оказалось относительным – сгрести в кучу, столкнуть в яры, засыпать песком, то есть, по нашим меркам, захоронить. Жители улицы уже давно бьют тревогу, но свалка только растет. Везут на конях, грузовых и легковых машинах, на КамАЗах, мотивируя тем, что на указателе надпись давно выцвела и не разберешь, то ли запрещено, то ли разрешено. По словам очевидцев, пик пришелся на пасхальную неделю, и только один водитель грузовика после замечания развернулся и повез мусор на полигон. Правда, один из жителей улицы заметил, что когда свалка рядом, это очень удобно, что валить можно прямо здесь. Но как не бояться зловония, возбудителей всевозможных болезней?! А если, не дай Бог, запрыгают лягушки? А ужи и змеи могут ползать не только в хозпостройках, но и квартирах, уже не говоря об эстетическом облике. Знают об этой беде и Е.Ю. Зубарева, специалист администрации района по охране окружающей среды, и депутат Троицкого сельсовета Н.В. Ардубанова, и С.А. Малых, и.о. главы администрации сельсовета. Несколько раз общалась по телефону и я с ними. Н.В. Ардубанова обещает провести сход жителей округа, но сейчас ей некогда, сильно занята, в том числе и накануне назначения главы сельсовета. С.А. Малых обвиняет самих жителей, что не сообщают номера, фамилии нарушителей хотя бы анонимно. Но, уважаемый Сергей Александрович, ведь далеко не каждый гражданин согласится на роль Павлика Морозова, а вы как руководитель должны знать, что вина нарушителя должна быть доказана, а для этого надо не только поймать за руку, но с учетом требований нужно составить протокол с указанием свидетелей и понятых. Вот и организуйте не эпизодическую, а систематическую работу депутатов, участковых, уличных комитетов, административной комиссии, «зеленых патрулей» из старшеклассников и т.д. А жители обязательно оценят и помогут, ведь не враги же мы сами себе.

Не случайно говорят, что хороший руководитель ищет пути решения проблем, а плохой – причины того, чтобы ее не решать.

Зинаида ГЛАДКИХ, ветеран педагогического труда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.