Если правы – требуйте!

Все мы являемся потребителями. Свет, газ, вода есть в каждом доме, за эти блага цивилизации нам предъявляют счета, и, как добросовестные потребители, мы за них платим. Не часто, как многим хотелось бы, но мы покупаем мебель, бытовые приборы. Хорошо, если товар нас устроил, как говорится, душу радуют и цвет, и размер, и качество. А если нет, то начинаются у потребителя «заморочки» и головная боль: как вернуть товар с минимальной потерей времени и нервов? В законе о защите прав потребителя с последними изменениями от 25 октября 2007 г. сказано: «Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания».

Рассказывает пожилой человек: «Мне сын на юбилей подарил пылесос. Говорил: «Хватит веником махать, привыкай к цивилизации». Раза три я навел пылесосом чистоту, и тут он перестал работать. Сын отвез его в магазин, так как он на гарантии, – сделали. Через какое-то время он опять сломался. Ну, и зачем мне такая техника? Одно только расстройство».

Если потребитель купил товар и в процессе эксплуатации обнаружил в нем недостатки (не оговоренные продавцом), то по закону по своему выбору он вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула), потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, потребовать соразмерного уменьшения покупной цены, потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита. Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возмещением указанных товаров.

Время – это не только деньги, но и здоровье

В магазин за продуктами мы ходим практически каждый день, и, наверное, многие покупали просроченный товар (по собственной невнимательности или доверяя продавцам). Мы, конечно, справедливо негодуем, стараемся этот магазин, где купили просроченный товар, обходить стороной либо же высказываем продавцам свое недовольство.

Одна молодая мама рассказывает: «Я в декретном отпуске, муж получает «минималку», нехватка денег в семье ощущается остро. Было такое, что собрали последние копеечки на пакет молока. Муж пошел в магазин, принес домой молоко, а оно оказалось кислым. Я расплакалась от обиды…»

Между тем, с 15 февраля в России отменили обязательную сертификацию продуктов питания, косметики и посуды. Теперь производители могут выставлять свой товар на полки магазинов на основании собственноручно заполненной декларации в соответствии с заявленными ими же требованиями безопасности. Без обязательного сертифицирования в розничную продажу отныне поступают питьевая вода, сахар, соль, хлебобулочные и кондитерские изделия, овощные и рыбные консервы, мясные полуфабрикаты, колбасы, алкоголь, пищевые концентраты, ароматические вещества. Полный отказ от обязательной сертификации является одним из условий вступления России во Всемирную торговую организацию. Теперь поставщики и производители более самостоятельны, а мы должны рассчитывать на их порядочность.

Ранее обязанность тестировать продукцию в лабораториях лежала на сертификационных центрах. То есть раньше, если мы усомнились в качестве товара, могли потребовать сертификат качества. Сейчас мы такой возможности не имеем и должны проявлять бдительность, но, согласитесь, что пожилой покупатель вряд ли сможет разглядеть на упаковке дату изготовления товара и срок годности. А если внимательно читать все, что написано на упаковках, уйдет немало времени.

Эксперимент у прилавков

Мы задались целью проверить, сколько займет времени покупка продуктов в одном из магазинов самообслуживания, если читать все, что написано на упаковке. Выбрали наугад набор продуктов.

Молоко. Берем пакет, изучаем: энергетическая ценность, адрес производителя… Дошли до даты изготовления… Смазано. Берем другой пакет из этой же серии. Здесь более четко просматривается день, когда был сделан этот продукт. Не просрочен.

Идем дальше. Кефир. «Дату и срок годности, — написано, — смотрите на шве пакета». Смотрим: на некоторых упаковках они выдавлены, и не сразу поймешь, что там за циферки.

Полуфабрикаты. Хорошо, что хотя бы пишут, из чего они сделаны. Но многие из нас с долей недоверия относятся к составу тех же котлет или «ежиков». Каковы они на вкус, можно узнать, только приготовив и попробовав дома.

Рыбные консервы. Вкруг банки написано: «Дата и срок годности – смотри на крышке». Переворачиваем банку, смотрим: цифр много, но, вроде, не просроченная, значит, берем. Тут же стоит пожилой человек: «Помоги, прочти, годный или нет товар», – и подает банку с зеленым горошком. Значит, бдительность у наших людей есть, раз берут не все подряд, а стараются читать, что предлагают. Разбираемся: по датам годный. А пожилой покупатель продолжает: «У меня день рождения, дочь пришла помочь на стол собрать. Открыли банку горошка. Хорошо, дочка заметила, что в ней жидкость непонятного цвета. Стали читать, а товар-то просроченный. Вот бы я себе подарок сделал да и остальным – тоже…».

Помнится, в советское время люди, не опасаясь, брали в магазинах все подряд, потому что знали, что любой товар проходит жесткий осмотр со стороны государства.

Посещение магазина и самостоятельное изучение упаковок перечисленных продуктов обошлись нам в сорок минут. Но не всегда и не у всех есть столько времени на это. Поэтому, как всегда, будем надеяться на добросовестных производителей и продавцов и на русский «авось».

Мы не должны выпрашивать книгу жалоб

А вот некоторых продавцов бдительность покупателей очень раздражает. Так не должно быть, ведь каждый продавец заинтересован в том, чтобы привлечь больше покупателей.

-В районе маслосырозавода, где мы живем, есть магазин «Забава», — рассказывает наша читательница. — Время от времени я захожу сюда за продуктами. В очередной раз поинтересовалась здесь, откуда привезли яйца (только прошел «бум» по поводу массового отравления работников «Алтайского бройлера» яйцами предприятия «Рябушка»). Мне – ответ в грубой форме: «А откуда я знаю? Мои – нормальные». Я попыталась урезонить продавца (ею, кстати, является сама хозяйка магазина), но куда там! Я попросила жалобную книгу – не дала. Нам есть, с чем сравнивать: в районе маслосырозавода несколько магазинов, и в других иначе относятся к покупателям. Разве не должен продавец предоставить необходимую информацию по желанию покупателя? И почему мы должны выпрашивать жалобную книгу?

По закону в каждом магазине должен быть уголок потребителя, где находится книга жалоб. Если же его нет, то она выдается продавцом по первому требованию покупателя, без всяких разговоров.

Мы съездили в этот магазин и тоже спросили о пресловутых яйцах: «Так все же чьи они?». Продавец (кстати, почему у многих из них нет бейджиков?) пояснила вполне любезно: «Многие в последнее время спрашивают, откуда яйца. Да из Новоалтайска. Будь они откуда угодно, от сальмонеллеза никто не застрахован, я не думаю, что на предприятиях, выпускающих яйца, идеальные стерильность, упаковка тоже многоразового использования, и вряд ли ее каждый раз чем-то обрабатывают…». Не то что уголка потребителя, а просто жалобной книги мы в магазине не увидели.

Есть, к сожалению, недобросовестные продавцы, которые заявляют: «Я наемный рабочий, то, что мне привезли на реализацию, то я и буду продавать, пусть даже и просроченный товар, покупатели должны сами смотреть, что они берут».

Небольшой магазинчик. Из молочных продуктов – только йогурт.

-Свежий?

-Конечно, свежий, берите.

-А давайте посмотрим дату выпуска, — не унимается покупатель, обжегшийся на покупке аналогичного товара.

Продавец смотрит дату, срок годности. Оказывается, он был не годен к употреблению еще неделю назад.

-Нет, пожалуй, я такой товар брать не буду, — говорит покупатель.

-Ну, как хотите, — говорит продавец, — и ставит йогурт обратно на прилавок, авось, и купит его какой-нибудь, не такой привередливый покупатель…

Или вот еще ситуация, свидетелями которой мы стали. Заходит женщина в магазин и требует, чтобы ей поменяли пакет молока, так как из него течет. Продавцы в оправдание: «Вы сами его чем-то проткнули, а у нас требуете замены». Покупательница оказалась не робкого десятка, стала требовать позвать администратора. На что услышала: «Он в отпуске, и его никто не заменяет». Но разбушевавшуюся покупательницу было уже не остановить, и чтобы не усугублять обстановку, продавцы все-таки заменили злополучный пакет на новый. Но, согласитесь, не каждый потребитель способен отстаивать свои права.

Опасная лампа

Наша страна, как говорил Президент России Д.А. Медведев, в целях экономии должна вскоре перейти на энергосберегающие  лампы. Плюсы и минусы их использования обсудили уже давно. А вот речь об их утилизации как-то не заходила. Между тем, люминесцентные и энергосберегающие лампы содержат пары ртути. В рабочем состоянии они, конечно, безвредны, но как стали негодными – не стоит их выбрасывать на свалку. Есть опасность отравления ртутью из разбитой колбы и вероятность загрязнения имущества граждан: ртуть легко адсорбируется различными материалами. Одна разбитая лампа способна загрязнить несколько тысяч кубометров воздуха.

Современные компактные люминесцентные лампы (КЛЛ) в зависимости от мощности содержат всего 2-6 мг ртути (для сравнения: в линейных люминесцентных лампах ее гораздо больше – 20-50 мг), но и это количество небезопасно. При вдыхании воздуха, содержащего пары ртути в концентрации не выше 0,25 мг/м3, они задерживаются и накапливаются в легких. В случае более высоких концентраций ртуть всасывается неповрежденной кожей. В зависимости от количества ртути и длительности ее поступления в организм человека возможны острые и хронические отравления, а также микромеркуриализм (хроническое отравление малыми дозами ртути). В наибольшей степени к ртутным отравлениями чувствительны женщины и дети.

В целях предупреждения возникновения угрозы жизни и здоровью граждан все магазины, осуществляющие продажу ламповой продукции (люминесцентных и энергосберегающих ламп бытового назначения), должны привести информацию о товаре в соответствие с требованиями федерального законодательства. Для этого до сведения потребителей в наглядной и доступной форме должна быть доведена информация о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров. А также информация о действиях потребителя, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя. Проще говоря, если вы уже пользуетесь энергосберегающими лампами, то при их перегорании ни в коем случае не выбрасывайте, а верните в тот магазин, где они были приобретены. По всем интересующим вопросам можно обращаться в отдел Роспотребнадзора к специалисту И.В. Налимовой (т.22-4-02). В ближайшее время эта информация будет доведена до сведения всех заинтересованных лиц, в том числе руководителей предприятий торговли, осуществляющих продажу ламповой продукции (люминесцентных и энергосберегающих ламп бытового назначения).

Опрос

Каждый в ответе за то, что купил

Мы поинтересовались у потребителей, часто ли они обращают внимание на срок годности продовольственного товара.

Нина, 33 года: У меня дети маленькие, поэтому приходится смотреть, не просрочен ли товар.

Сергей, 58 лет: Я редко хожу в магазин, в основном это делает жена, и я точно знаю, что она что попало брать не будет.

Светлана, 38 лет: Стараюсь ходить в один и тот же магазин, где знаю уже всех продавцов, и если товар плохой, они не советуют его брать.

Влад, 9 лет: В магазин я хожу только за жвачками, а они всегда вкусные.

Андрей, 71 год: По телевидению нас постоянно предупреждают, что мы сами в ответе за тот товар, который купим. Поэтому сейчас стараюсь брать все в упаковках и прошу смотреть на срок годности.

Алексей, 20 лет: Был случай, когда взял с полки просроченный товар, но ничего, пришел в магазин, мне его заменили, даже слова против не сказали.

Надежда, 60 лет: Недалеко от моего дома есть очень хороший магазин с милыми продавцами. Они всегда помогут что-нибудь выбрать, а если нет чего-то, то обязательно скажут, в какой день привезут. Я очень довольна их отношением к покупателям.

Наталья ЗАБОЛОТИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.