Концепция развитая уголовно-исполнительной системы РФ

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации, предусматривающего совершенствование уголовного, уголовно-процессуального, административного и уголовно-исполнительного законодательства РФ, Министерством юстиции РФ с участием заинтересованных органов государственной власти проводится работа по изменению уголовной и уголовно-исполнительной политики государства с учетом необходимости сохранения в России нравственно устойчивой социальной структуры общества.

Многие вопросы, влияющие на эффективность деятельности уголовно-исполнительной системы, выходят за рамки Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Между тем, они принципиально влияют на условия, в которых будет функционировать УИС, и результативность исполнения наказаний.

Деятельность УИС во многом зависит от работы других правоохранительных органов. Отсутствие специального досудебного изучения личности правонарушителя с целью выработки рекомендаций для суда в части избрания меры пресечения или вида наказания нередко влечет ошибки, ведущие к переполнению следственных изоляторов и исправительных учреждений.

Не осуществляется должный контроль за поведением лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе условно-досрочно и по отбытию срока наказания. На государственном уровне не создана система оказания помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в решении вопросов их бытового и трудового устройства, что в конечном счете влияет на результативность деятельности УИС. Из исправительных учреждений ежегодно возвращается в общество более 260 тыс. человек.

В целях совершенствования уголовной политики государства и разрешения наиболее значимых для деятельности УИС проблем Министерством юстиции РФ разрабатываются предложения:

  • о переносе в оправданном объеме акцента на усиление административной ответственности и применение уголовных наказаний, не связанных с долгосрочной изоляцией человека от общества, вариативности назначаемых судом видов наказаний, а также стимулирование осужденных к ресоциализации после освобождения из мест лишения свободы;
  • по внесению изменений в уголовное законодательство, направленных на декриминализацию ряда преступлений, усиление уголовной ответственности по отдельным преступлениям, снижение минимальных и максимальных пределов санкций в ряде статей УК РФ, изменение квалифицирующих признаков преступлений, расширение видов и оснований применения наказаний, альтернативных лишению свободы.

Одновременно подготавливаются предложения, направленные на усиление административного воздействия на лиц, совершивших общественно опасные деяния, в том числе по включению в КоАП РФ деяний, исключенных из УК РФ в связи с их декриминализацией, и усилению ответственности за уклонение от отбывания административных наказаний.

Концепция разработана с учетом предлагаемых изменений уголовного, уголовно-процессуального, административного и уголовно-исполнительного законодательства РФ, дальнейшего совершенствования контроля за деятельностью УИС, в том числе судебного, а также прокурорского надзора за соблюдением законов администраций учреждений и органов, исполняющих наказания.

Для чего создана Концепция, что является ее целью и какие задачи стоят перед ней:

— повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;

— сокращение уровня рецидивной преступности лиц, отбывающих наказание;

— гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.

Для достижения поставленных целей необходимо решить задачи:

— совершенствование уголовно-исполнительной политики, организация исполнения наказаний, направленная на социализацию осужденных;

— изменение структуры УИС, создание новых видов учреждений;

— осуществление строгой сепарации или раздельного содержания осужденных в соответствии с их уголовно-правовыми и криминологическими характеристиками;

— расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы, и много других задач.

Уголовно-исполнительная инспекция по Троицкому району, кроме выполнения своих основных служебных функций, в том числе участвует в исполнении вопросов Концепции.

Г. САФОНОВА, начальник УИИ №23 по Троицкому району.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.