О порядке определения размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления

Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 26.12.2016 № 51-АПГ16-19 признана противоречащей закону норма решения Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 23.12.2015 № 627 «О внесении изменений в решение Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 22.05.2008 № 731 «О порядке назначения, индексации и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности главы муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края (главы города), выборные должности (городского уровня) в органах государственной власти и управления Алтайского края в период существования Союза ССР и РСФСР, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы» в части установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, в размере 1000 рублей.

Верховный Суд РФ указал, что реализация полномочий органами местного самоуправления в области пенсионного обеспечения за счет средств местного бюджета не является произвольной; гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью. В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации; на муниципальных служащих в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственных гражданских служащих, установленные федеральными законами и законами Алтайского края. Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим за счет средств местного бюджета определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не может превышать максимального размера пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Алтайского края по соответствующей должности государственной гражданской службы Алтайского края с учетом соотношения должностей муниципальной службы в Алтайском крае и должностей государственной гражданской службы Алтайского края, установленного статьей 3 данного Закона (статья 9 Закона Алтайского края от 7 декабря 2007 года N 134-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском крае»).

С учетом изменившейся судебной практики по указанному вопросу прокуратурой района дана оценка Положениям о пенсионном обеспечении муниципальных служащих, утвержденным органами местного самоуправления района.

В связи с установлением представительными органами фиксированного размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, прокуратурой района принесено 7 протестов на муниципальные правовые акты, которые находятся на рассмотрении в представительных органах местного самоуправления.

***

Прокуратурой района в ходе мониторинга муниципальной правовой базы установлено, что Правилами благоустройства ряда муниципальных образований установлен запрет на установку вывесок без согласования с органами местного самоуправления.

Исходя из требований действующего законодательства, подобный запрет либо возложение обязанности о согласовании размещения вывески не входит в полномочия органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Согласно ст. 1474 Гражданского кодекса РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках.

При этом федеральным законодательством вопросы, регламентирующие параметры таких вывесок, порядок их размещения на зданиях, строениях, сооружениях, состав элементов вывесок (текстовые и декоративно-художественные части), их размеры не урегулированы. Соответствующие нормативно-определенные критерии отсутствуют.

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской   Федерации.

Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием регулируются гражданским законодательством (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, размещение по месту нахождения и осуществления деятельности вывесок с информацией о наименовании, виде деятельности, режиме работы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является обязанностью, которая установлена действующим законодательством.

При таких обстоятельствах возложение на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанности по согласованию размещения вывески, ее эскиза, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора. Федеральное законодательство такой обязанности не предусматривает.

Изложенная позиция высказана Верховным Судом Российской Федерации в апелляционном определении от 25.10.2016 №49-АПГ16-35, из которого следует, что в соответствии с положениями ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» вывески с информацией о наименовании лица, режиме его работы не относятся к рекламе, а поэтому для их размещения не требуется согласования с органами местного самоуправления.

Муниципальные правовые акты, устанавливающие подобные запреты и ограничения, содержат коррупциогенные факторы в виде установления дополнительных обременительных требований для реализации принадлежащих прав, а также принятия нормативного акта за пределами компетенции, предусмотренные подп. а) п. 4 и подп. д) п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96.

По результатам проверки прокуратурой района в этой части оспорены Правила благоустройства семи сельсоветов района.

А. Попова, старший помощник прокурора района.

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.