Кто поможет, если не они?

Если вы молоды, здоровы и окружены семьей из адекватных родственников, то вряд ли скоро, или вообще когда-нибудь, вспомните о такой организации, как Центр социального обслуживания населения. Но если ваша жизнь сложилась совсем иначе, вам, возможно, не обойтись без помощи этого самого Центра.

 Недавно услышала высказывание одной женщины (которой, кстати, в трудной ситуации именно Центр социальной помощи помог найти жилье), что работники Центра, а конкретно – отделения срочной социальной помощи на дому, – бездельники. Мол, сидят тетки в теплом кабинете да бумажки с места на место перекладывают. И как-то обидно мне стало за людей. Бывала я вместе с работниками Центра в командировках, видела, с каким контингентом приходится им общаться. Еще свежа в памяти картина, как немощная бабулька из Усть-Гавриловки «купалась» в собственных экскрементах, и именно эти женщины мыли, переодевали ее, меняли постельное белье. Может, кому-то и кажется, что вся работа отделения – это участие в акциях по раздаче вещей малоимущим да составление отчетов, но на самом деле это многоликая, трудная и далеко не всегда приятная работа.

 Вернуть человека к нормальной жизни – первое из правил

 Уже само название – отделение срочной социальной помощи – говорит само за себя. Если человек попал в сложную жизненную ситуацию, здесь ему помогут, причем не откладывая эту самую помощь в долгий ящик. Выбирать, с кем работать и кому помогать, не приходится. Это и неблагополучные, и малообеспеченные семьи, и бездомные, бывшие зэки, одинокие старики и т.п. Но на то она и социальная помощь, чтобы оказывать ее незащищенным, обездоленным, зачастую оказавшимся на самом дне гражданам. Работники отделения Татьяна Владимировна Ситникова, Наталья Евгеньевна Десяткова, Вера Ивановна Петрова и Нина Ивановна Тимонина, строго следуя негласному кодексу, не позволяют себе отказать в помощи кому бы то ни было.

 Для начала мне хотелось бы развеять миф о ничегонеделании и рассказать об основных задачах отделения срочной социальной помощи. Отделение работает со всеми категориями граждан, попавших в трудную ситуацию. Если человек нуждается в помощи – здесь он ее получит. И недаром работники говорят: «У нас в руках человеческие жизни. К нам обращаются оставшиеся без крова и поддержки родных, больные и потерянные, и наша задача – сделать максимально возможное, чтобы человек вернулся к нормальной жизни».

 Помощь, оказываемая отделением, подразделяется на несколько видов. Социально-экономическая – это поддержка особо нуждающихся одеждой, обувью, какими-то предметами домашнего обихода, а в критической ситуации, – и продуктами питания. Правовая – помощь в восстановлении и оформлении документов, пенсий, временной регистрации по месту жительства (последняя касается бомжей и освободившихся из мест лишения свободы). Такая регистрация оформляется сроком на один год, по истечении которого уже сам гражданин обязан позаботиться о себе. Медицинская помощь – сопровождение нуждающихся граждан работниками Центра до районной и краевой больниц, где им оказывают необходимую медицинскую помощь или проводят обследования. И это тема, которая требует особого внимания, – вернемся к мнению о ничегонеделании. Как правило, в сопровождении нуждаются люди в запущенном состоянии, многие из которых даже передвигаться самостоятельно не могут. Так вот, женщины отделения (а к слову, все они хрупкого телосложения) подчас тащат несчастных «клиентов» до больницы на своих плечах. Опять же спасибо медикам районной больницы – осматривают на первом этаже, а потом дают носилки и помогают в транспортировке. А вот в крае, бывает, и намучаешься: мало того, что с этажа на этаж необходимо ходить, так еще есть категория людей, которые боятся лифтов и отказываются на них перемещаться. Ну, это одна сторона медали. Вторая – а где гарантия, что бомж, которого сопровождает специалист Центра, не болен туберкулезом, сифилисом или еще какой заразой? Про то, что все они кишат вшами, – разговор вообще не идет, это уж как «за здрасьте». Бывали случаи, когда и краснеть приходилось за своих подопечных, выслушивать нарекания от краевых докторов за грязное, не мытое неделями тело. Было такое у гинеколога, к которому привезли одну из клиенток отделения, – чуть со стыда не сгорели! А еще есть трофические язвы, пролежни… Кто-то возмутится – зачем про такое писать? А затем, что это работа, грязная и дурно пахнущая, да к тому же скромно оплачиваемая. А вы о ничегонеделании…

 -Если бы вы видели, в каком запущенном состоянии люди к нам попадают, — рассказывает Нина Ивановна Тимонина, заведующая отделением срочной социальной помощи. – Грязные, завшивленные. Огромное спасибо санитарочкам и медсестрам районной больницы, которые наших клиентов после госпитализации моют, чистят, приводят в более-менее человеческий вид. Прежде чем вшей выведут, не одну процедуру обработки проведут. Вообще районной больнице мы очень благодарны за помощь. Особые слова признательности хочется сказать Ирине Ивановне и Евгению Викторовичу Королевым, Светлане Николаевне Кулаковой, коллективу инфекционного отделения да и вообще всем, кто идет нам на помощь. Если бы не больница, не знаю, что бы мы делали, это наша палочка-выручалочка.

 Одни предают, другие подают руку помощи

 Кто-то приходит в Центр за помощью сам, о ком-то сообщили соседи. Кого-то удается устроить в опекунскую семью, кого-то просто берут на жительство неравнодушные сострадательные односельчане, кого-то удается устроить в дом-интернат. Опять же, пока оформляются документы для этого, людям нужно где-то жить, вот и ищут работники, куда бы их пристроить, используют все варианты, начиная от больницы и заканчивая собственными домами. Да, такое тоже есть в практике, не оставлять же человека ночевать в мороз на улице.

 К сожалению, среди населения бытует мнение, что стариков, как и чужих детей, сердобольные граждане  забирают к себе жить исключительно из-за денег. А у меня предложение: вы, шепчущиеся за спинами и подсчитывающие «нетрудовые» доходы, возьмите хотя бы на недельку больного старика, который не всегда успевает дойти до туалета, который, как малое дитя, проносит ложку мимо рта и «кормит» постель вокруг себя, впадает в маразм и капризничает. Много ли найдется таких желающих? Думаю, нет. А те, кто берет на себя эту нелегкую ношу, делают это от чистого сердца и уж никак не из-за денег, тем более что как таковых официально оформленных опекунов в районе очень мало. В основном люди берут к себе стариков из чувства сострадания, заменяя старикам отказавшихся от них родных.

 Не всегда взамен заботе и уходу опекуны получают благодарность. Бывает и по-другому. В одном из сел района бабушка проживала с внуком, а точнее, внук жил в бабкином доме и жену туда привел. А потом наступило время, когда бабуля стала молодым в тягость. Вот они и предложили ей поискать другое место для проживания. Бабушка приехала в Центр социальной помощи, где ей нашли семью, согласную взять к себе для проживания. И вроде все было хорошо, старушка жила в достатке и заботе, но вдруг затосковала, занемогла, стала отказываться принимать пищу. Приехавший на вызов доктор решил забрать ее в больницу и подлечить. Оказывается, заболела старушка от тоски по своему внуку… Вот такие дела. Выписавшись из больницы, стала она капризничать, высказывать претензии к своей «хожалке», мол, все плохо, не хочу у вас больше жить. Но и внук не спешил бабку забирать. Тогда в Центре решили: может в другой семье бабушка приживется? И снова нашлись люди, взявшие старушку под свое крыло, но… ситуация повторилась: тоска, капризы, претензии. А здесь и внук появился – надо дом продавать. Оказывается, старушка-то – богачка, целых два дома в наличии. В общем, внук ее забрал, один из домов продали, и теперь проживают все вместе во втором домовладении. Вот только надолго ли? Неизвестно…

 К сожалению, тех, кого предали родные и близкие, в районе немало. И они не всегда старые, но всегда немощные. Избитую престарелую женщину, назовем ее баба Нина, в Центр социальной помощи привели случайные прохожие, обратившие внимание на старушку, отрешенно сидевшую на лавочке недалеко от Дома культуры. Родные, с которыми старушка жила, периодически забирали всю ее небольшую пенсию, а в очередной раз то ли бабушка не все отдала, то ли показалось, что мало, но поколотили старушку изрядно. Как так получилось, что родственникам это сошло с рук, – неизвестно, но именно они сначала доставили бабушку к медикам, которые наложили швы на рану, а затем уже оставили ее в скверике, усадив на скамейку. Там-то ее и обнаружили проходившие мимо тройчане и привели в отделение срочной социальной помощи. Сегодня баба Нина живет в опекунской семье. Она – учитель с большим стажем работы, множеством благодарностей и наград за свой труд – своим спасительницам посвятила целое стихотворение.

 С опекунами доживает свой век еще одна жертва сыновнего беспредела. Баба Маня в одночасье стала как кость в горле сыну и снохе. Уж за какие такие «грехи» – не знаю, но те просто указали старухе на дверь. Летом бабка проводила дни и ночи на картофельном огороде, а как наступили холода, родня смилостивилась и разрешила ей зимовать в бане. Так что в Центр соцпомощи бабу Маню, замерзшую и больную, забирали именно из бани. Наверное, месяцы, проведенные в «резервации», старушка вспоминает со слезами.

 На дне

 Еще одна категория – это те, кто оказался на улице, бомжи. Когда-то на уроках географии мы с ужасом слушали рассказы учителя о бездомных Америки, спящих на скамейках в парках и укрывающихся газетами. Сегодня бездомные – часть нашего общества. И у каждого из них своя история о том, как он оказался «на дне».

 Бомжа Валеру в райцентре знают, пожалуй, все. Вот уже примерно год он просит «Христа ради» рядом с магазином «Мария-Ра». День на день не приходится, но, судя по всему, Валера доволен – подсчитав дневную выручку, он спешит в продуктовый отдел, где покупает провизию, ну, и к провизии еще кое-что. Вероятно, тройчане Валеру не обижают – сигареты он курит с фильтром, которые сегодня далеко не дешевые. Еще в недалеком прошлом Валера пребывал в местах не столь отдаленных, а после отсидки оказался в статусе бомжа. В Центре социальной помощи ему помогли восстановить паспорт и прочие документы, нашли жилье, оформили прописку, подыскали работу. Однако колоть и складывать дрова Валера не захотел – не барское это дело. Ему бы что «поинтеллигентнее», и чтоб доход регулярный. А потому ежедневно промышляет выпрашиванием денег у прохожих, и, что самое удивительное, – ему подают. Вот такой у него «бизнес»!

 Однако не все бывшие бомжи такие, как Валера. Частенько в Центр соцпомощи заходит М., тоже бывший зэк и теперь уже бывший бомж. В той беспризорной жизни он «много пил и много видел», жил себе в удовольствие (хотя какое это удовольствие – на улице…) и не считался с мнением окружающих. Вроде нашел он себе пристанище в одном из сел района, да не ужился с хозяевами, а те привезли его в райцентр да и оставили на улице. Мол, иди куда хочешь, если нормальная жизнь тебя не устраивает, куй свое счастье сам. И если бы не работники отделения срочной социальной помощи, неизвестно, что бы с этим «кузнецом» стало, скорее всего, замерз бы где-нибудь под чужим забором. Отмыли, вылечили, сделали документы, оформили регистрацию. Теперь М. живет по месту работы (а с трудоустройством тоже помог Центр) и, что очень важно, получает пенсию, поскольку возраст у него давно уже пенсионный.

 -Если бы не ваша помощь и забота, замерз бы я давным-давно, — благодарит М. работниц отделения срочной соцпомощи. – Это вы мне жизнь спасли…

 Вообще найти пусть и временное пристанище – дело сложное, а потому рассматривают любые варианты. Недавно в Центр позвонили из Барнаула и предложили свои услуги по устройству бомжей. Один, от отсидки до отсидки проживающий в родительском доме, который сам же и спалил минувшим летом, согласился поехать в Барнаул. Приживется ли он там? Покажет время. Хотя надежды мало, да и время на свободе «затянулось», как бы снова не попался на правонарушении.

 Вот такая она – работа отделения срочной социальной помощи, которую делают женщины. Вернее, мною описана только небольшая ее часть. Но, думаю, и этого достаточно, чтобы хоть немного иметь представление, каково это – делать добро людям.

Наталья ЯКОВЛЕВА.

Нужны костыли

Новая услуга Комплексного центра социального обслуживания населения – предоставление во временное пользование технических средств реабилитации, таких, как инвалидные коляски и костыли. Колясок в Центре пять, и три уже «в работе». А вот костылей только одна пара, и они сразу же понадобились больному. По возможности в качестве социальной помощи Центр выдает памперсы и пеленки.

 Помощь прибудет быстрее

В целях оказания срочной адресной социальной помощи недавно при Центре социального обслуживания населения начала работать мобильная бригада. В рамках программы Пенсионного фонда России для Центра был приобретен автомобиль «Нива», на котором работники могут в любой момент приехать к нуждающемуся. Задачи мобильной бригады не новы: это оказание социально-медицинских (сопровождение в лечебные учреждения, на заседания ВКК, МСЭ), социально-экономических (содействие в оформлении пенсий, документов для оформления в дом-интернат) услуг, сопровождение в судебные заседания, предоставление психологической помощи тем же бездомным и т.п. В течение года мобильная бригада планирует обслужить 250 нуждающихся в помощи пенсионеров.

 Ваши дети выросли?

Тогда поделитесь и отдайте в безвозмездное пользование детскую кроватку, коляску, ванночку или манеж. В отделении срочной социальной помощи с удовольствием примут эти вещи и передадут нуждающимся семьям с маленькими детьми. Увы, несмотря на якобы рост благосостояния, очень многие семьи, имеющие детей, нуждаются в самом необходимом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.