Особенные или обыкновенные?..

3 декабря – Международный день инвалидов

В России растет количество детей-инвалидов. По данным статистики, только за последние пять лет их стало на 9% больше. А что прячется за этими сухими цифрами? Боль и слезы родителей, страдания детей и зачастую – беспомощность медицины. Но все люди имеют право на полноценную жизнь.

Жизнь ребенка-инвалида не должна ограничиваться только его домом, если это позволяет состояние его здоровья. Ему нужно общаться с другими детьми, ходить по возможности в школу или детский сад, посещать кружки и просто жить, наслаждаясь своим детством.

Ребенку с особенностями порой очень сложно научиться жить среди здоровых людей. Но и здоровым детям непросто найти общий язык с особенными детьми. В обществе много говорится красивых и правильных слов о гуманном отношении к людям. Существуют школы для детей-инвалидов, для них организуются различные мероприятия, устраиваются благотворительные концерты. Но на деле нередко эти мероприятия разделяют детей на две группы: ты – нормальный, а ты – инвалид… Так особенные дети оказываются изолированными от общества.

Хотя, впрочем, это, ставшее в последнее время популярным, слово «особенные» в применении к детям-инвалидам, так же, как и определение «дети с ограниченными возможностями», далеко не всем кажутся правильными.

-Они не особенные, они обыкновенные, — утверждает педагог-психолог Комплексного центра социального обслуживания населения Е.В. Герасимова.

Она работает здесь сравнительно недавно – с сентября этого года. До того вместе с мужем, Валерием Михайловичем, который теперь занимает в Центре должность социального педагога, работали в Петровской коррекционной школе. Евгения Валериевна говорит, что работать в Центре интересно, хотя и сложно в том плане, что группа детей разновозрастная и уровень подготовки, соответственно, тоже разный. Обычно на занятиях присутствует в среднем от восьми до 16 детей, это не только дети-инвалиды, но и обычные дети.

Специалисты отделения психолого-педагогической помощи семье и детям проводят реабилитационную и консультативную работу с детьми и их родителями, а также мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, осуществляют социально-педагогическую коррекцию, оказывают подросткам помощь в выборе будущей профессии.

В рамках подпрограммы «Мир, открытый для всех» долгосрочной целевой программы «Дети Алтая» на базе отделения открыта лекотека, которая представляет собой комнату психологического сопровождения и социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Другими словами, лекотека – это игровая комната с огромным набором развивающих игр, в некоторые из них с удовольствие поиграли бы не только дети, но и взрослые. Евгения Валериевна считает, что любая из этих игр воздействует на развитие речи, даже если ребенок играет молча. И это потому, что в человеческом мозге есть два центра, отвечающих за речь и связанных непосредственно с кончиками пальцев.

Но у детей, приходящих в Центр, помимо лекотеки есть немало других интересных занятий. Например, недавно появилась выставка рисунков «О славе тех времен». Не менее интересна выставка, выполненная в технике батика (живописи по ткани). Это направление ведет Елена Викторовна Еловикова. Издалека кажется, что некоторые работы выполнены профессиональными художниками, но Евгения Валериевна утверждает, что технику успешно могут освоить даже люди, не обладающие способностями к рисованию.

Ребята, занимающиеся в Центре, постоянно участвуют в конкурсах. Например, в ежегодном краевом конкурсе «Голос ребенка» они постоянно занимают призовые места. А совсем недавно привезли два диплома с конкурса правовых дружин, который проходил в Барнауле. Кроме того, команда получила в качестве приза футбольный мяч и сладости.

Конечно, специалисты Центра не ограничиваются работой только с детьми, но нельзя не согласиться с тем, что среди людей с ограниченными возможностями здоровья именно дети являются наиболее уязвимыми. Ведь любой стресс может стать для них крушением мира и ломкой ценностей. И в этот момент очень важно суметь протянуть ему руку помощи и произнести такие простые и такие важные для любого ребенка слова: «Ты сможешь!».

Светлана КУДИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *