Были в жизни кони вороные, но к душе пришлись стальные!

60-летие освоения целины

 Александр Богданович Баснер на Алтай попал в 1941 году в числе огромной «армии» поволжских немцев. Из троих детей Саша – самый младший, кроме него у родителей были две старшие дочки. Когда был совсем мальчиком, отца расстреляли (хотя детям говорили, что он просто умер). Жили они тогда в городе Вольске Саратовской области.

 Незадолго до начала Великой Отечественной войны старшая сестра, Эрна, студентка педагогического института, вышла замуж и вместе с мужем, выпускником этого же института, отправилась работать учителем в школу на станции Безымянная Энгельского района Саратовской области. А немного погодя молодые перевезли к себе и мать супруги, Лизавету Яковлевну, Эрику и Сашу, который тогда учился в четвертом классе. Вроде, жить бы на новом месте да радоваться, но… Началась война, и все проживающие на территории Поволжья немцы подлежали депортации. Так осенью сорок первого семья Баснер попала в Зеленую Поляну, и с тех пор Александр Богданович никуда из ставшего за эти годы родным села не уезжал.

 Через некоторое время после приезда мать забрали в трудармию, и Александр, чтобы помочь сестрам, решил устроиться на работу. Парнишка был уверен, что самое главное место в совхозе – это конюшня, ведь там частенько собираются мужики. Вот туда-то он и направился в поисках заработка.

 -Совхоз даже в годы войны был богатым, хорошим, людей старались поддержать. Сажали огромный огород, делали много всяческих солений, чтобы рабочих подкормить. А еще работающим в совхозе ежедневно полагалось пятьсот граммов хлеба, прибавок хороший. И я, чтобы помочь сестрам, решил устроиться на работу, – вспоминает начало своей трудовой деятельности в совхозе Александр Богданович. – Прихожу на конюшню и стою скромненько так в стороне. Подходит ко мне старший конюх и спрашивает, мол, кто таков и зачем пожаловал. Ну, я и рассказал, что работа мне нужна. Дядька оказался понятливый, добрый, сразу сообразил, где мои силы могут пригодиться, – отвел меня к жеребятам: «Вот тебе, парень, фронт работы! Корми, пои, выгуливай, одним словом – ухаживай за жеребятами». С тех жеребят и началась моя трудовая деятельность в совхозе.

 А было тогда Александру Богдановичу 13 лет от роду, и, конечно же, хотелось подростку и поиграть, с ребятами побегать, а еще хотелось учиться. Но… в совхозе рабочих рук не хватало, и директор не разрешил отрываться на учебу, мол, и пяти классов хватит, а работать надо. Ну, а спустя некоторое время, когда все же вопрос с обучением решили в школе положительно, уже сам Саша, успевший поработать и заработать первый хлеб, вкусивший самостоятельную жизнь, за парту садиться не захотел. Так что образования у него всего пять классов, хотя по тем временам вполне достаточное для начала взрослой жизни.

 А жизнь продолжалась. Сестры, пока шла война, смогли закончить свое образование. Эрна стала дипломированным педагогом, закончив недостающие курсы в учительском институте в краевой столице, а Эрика отучилась в бийском медицинском техникуме. Давали ей направление для поступления в институт, но документы не приняли – высланным нельзя! А Саша?.. А подросший Саша спустя несколько месяцев ухода за жеребятами получил «в собственность» пару лошадок и стал подвозить горючее к тракторам. И вот с этого начинается новый этап в жизни нашего героя…

 Труд тяжелый, труд любимый

 К гремящим и тарахтящим в поле машинам мальчишку тянуло как магнитом. Привезет он горючее, распряжет лошадей, отпустит в пас, а сам – на трактор. Первое время пассажиром-экскурсантом катался, а потом схватывающему, что говорится, на лету все премудрости управления «железным зверем» парнишке трактористы стали доверять машины. Так и повелось – лошади лакомились травой, тракторист отдыхал, курил в сторонке, а счастливый Сашка «нарезал» свои первые сотки.

 Однако долго это не продолжалось. Способного к технике подростка заметило начальство и вынесло вердикт: работать тебе, парень, трактористом! Отработав сезон, Александр пошел учиться на организованные здесь же, в совхозе, курсы механизаторов, а после окончания вновь сел на свой ХТЗ и отработал на нем до начала целиной эпопеи.

 В 1954-м в стране началось освоение целинных и залежных земель, и так получилось, что первый эшелон с целинниками приехал из Москвы в Алтайский край. Ну, а здесь добровольцев встречали свои, доморощенные целинники, среди которых был и Александр Баснер. С началом целинных работ Александр пересел на новый трактор АСХТЗ-НАТИ, называемый в народе Натиком. В отличие от своего, полностью сделанного из металла колесного брата ХТЗ, Натик имел деревянную кабину и гусеницы. И все же нам, сегодняшним, не понять: как можно было работать на этих «сооружениях» да еще и рекорды ставить? А они работали!

 -Мы старались с осени вспахать как можно большие площади, чтобы урожай лучше получить, — вспоминает Александр Богданович. – А весна настанет, земля оттает и мы в поле – влагу ловить. Это не то, что сейчас, когда пыль столбом стоит, а тракторы влагу прибивают. Нет, не так раньше было – гусеницы утопали в грунт, сил у трактора не хватало, чтобы бороны тянуть, вместо положенных 24-х половину вытягивал, горючее расходовал больше нормы, но зато влагу хорошо ловил. Помню, весной в поле работаю, подъехал главный инженер, наблюдает. Остановил я машину, подхожу и говорю, что нужно что-то решать с перерасходом горючего, ведь для дела это нужно. А инженер мне – молодец, так и делай, работай дальше, а там разберемся!

 Работу механизатора, как, впрочем, и любой крестьянский труд, легкой не назовешь. Тяжелый это труд, очень тяжелый, изматывающий, забирающий молодость, силы и здоровье раньше срока… С темна до темна – именно так говорят о работе тракториста. Когда летом образовывался небольшой перерыв в полевых работах, Александр, «подшаманив» трактор, отправлялся в лес на трелевку – нужно было заготавливать дрова и лес для совхозных нужд.

 Обработав на тракторе порядка десяти лет, Александр Богданович серьезно заболел. Виной тому были постоянные простуды, работа под открытым небом в дождь и ветер. Да и зимние «лесозаготовки» сказались, когда мальчишки одним только топором рубили деревья, на хилом горбу таскали из делян к лошадям бревна по пояс в снегу – готовили дрова для совхоза. В общем, из-за болезни с трактора пришлось уйти, хотя и жалел об этом сильно. Но… врачи были непреклонны – меняй работу!

 Сначала Александр Богданович работал бригадиром свиноводческой товарной фермы первого отделения свеклосовхоза «Троицкий», а после закрытия фермы ушел в мастерскую. Попросили сделать в новом клубе отопление – и по ходу дела выучился на сварщика, а потом еще целых двадцать лет занимался этим делом, ездил с ремонтом по всем отделениям. Но где бы ни работал Александр Богданович, работу свою он делал на совесть и всегда пользовался заслуженным уважением среди коллег и односельчан. Выйдя на пенсию, не смог он сидеть спокойно дома, а пошел работать на мельницу, дробить зерно на корма, а потом еще возчиком в совхозной столовой работал, продукты подвозил, в общей сложности десять пенсионных лет и отработал.

 -Вот так, в работе, жизнь моя и прошла, но где бы я ни работал, главной моей любовью были и есть тракторы, — признается Александр Богданович.

 Под дочкиным крылом

 Действительно, работа занимала большую часть его времени. А ведь еще была и личная жизнь, была любовь, семья, дети.

 Будущая супруга Александра Богдановича, Прасковья Литвинюк, приехала на Алтай из Белгородской области в 1946 году, спасаясь от послевоенного голода. Многие жители западной части страны искали тогда лучшей доли в неизвестной, но, как им казалось, сытой Сибири. Когда молодые люди решили пожениться, в сельсовете им отказали – оказывается, по закону того времени депортированные немцы не имели права заключать браки. Вот и стали молодые, как говорится, жить в «грехе» и расписались только в 1949 году, когда на свет должна была появиться первая дочка, Галина. А потом, с интервалом ровно в два года, в семье родились Эльвира, Александр и Юра. Как и муж, Прасковья Кондратьевна работала в совхозе, оставив малышей на попечение вернувшейся из трудармии бабушки, Лизаветы Яковлевны. Та их и кормила, и уроки помогала делать.

 -Мы родителей в детстве как сквозь сон помним, — с улыбкой вспоминает дочь Александра Богдановича, Эльвира, с которой он сегодня живет. – Утром мы еще спим – они на работу уходят, а вечером мы ложимся – родители возвращаются. Бабушка нас и подняла, и воспитала. Сестра и братья живут по соседству, в нашем селе, никто не уехал, все рядышком. А еще у нашего деда семеро внуков, тринадцать правнуков и даже уже народились два праправнука!

 Супруга Александра Богдановича умерла несколько лет назад, и с тех пор отец живет у дочери. Все бы ничего, но из-за болезни он почти потерял зрение, а потому не может заниматься привычной работой по хозяйству.

 В Москву не попал, но медали заслужил!

 Если бы не возраст с его болячками да навалившаяся слепота, и сегодня Александр Богданович мог бы еще самостоятельно делать кое-какие дела. Один из соседей Александра Богдановича, как когда-то он сам, работает механизатором. Пригнал он домой новенький современный трактор, дочка рассказала об этом отцу – пошли «посмотреть». Потрогал Александр Богданович машину, пощупал и понял – современная, мощная, универсальная! А сам вспомнил свой старенький трактор, на котором за смену нужно было засеять 24 гектара пашни, по гектару на каждый диск сеялки. Дашь на таком круг, а потом бежишь, хватаешь мешок с семенами, тащишь к трактору, засыпаешь семена в сеялку – и снова на круг. Да… Современные машины не такие, работать на них – одно удовольствие!

 Когда-то, в далеком 1955 году, передового тракториста, бригадира пригласили принять участие во Всесоюзной сельскохозяйственной вставке, но… повторилась история сестры Эрики – не положено! А в 1957 году «не положено» случилось снова. Так что не посчастливилось Александру Богдановичу погулять по Москве. И все же труд его отмечен высокими наградами: все в тех же 1955 и 1957 годах его наградили «медалями» участника ВСХВ, всего же медалей за работу было пять, и две из них – за освоение целины. Вот только сами медали «заиграли» внуки, дала как-то потихоньку бабушка им позабавиться, с тех пор медали не видели. А удостоверения попросили принести для каких-то нужд в партийную организацию совхоза. Отдал их Александр Богданович парторгу – и, как говорится, «с концами», а когда попросил вернуть назад, услышал в ответ – извини, утеряли. Обидно, а что поделаешь… Обратилась дочь в архив и на одну медаль взяла справку, в которой сказано, что согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 1957 года Александр Богданович Баснер, помощник бригадира, награжден медалью «За освоение целинных земель».

Наталья ЯКОВЛЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.