Цена военного детства

Война принесла всей нашей стране, да и не только нашей, много бед, горя и несчастий. Она разорила сотни городов, сел, унесла миллионы жизней людей. Не пощадила она и детей. Тысячи тысяч ребят лишила отцов и матерей, осиротила и обездолила.

Я не жила во время войны. Мне не довелось ходить в огненные атаки, освобождать от фашистских захватчиков города и села. В военную пору меня вообще не было, но я знаю войну не только из кино, учебников, книг, но и еще из рассказов моей бабушки – моего самого близкого и дорого человека, моей наставницы и подружки, жившей в те времена. И это тоже была война. Другая ее ипостась.

Валентина Тимофеевна Ефименко родилась на Алтае в конце войны, за год до Победы. Не только в бою, но и здесь, в тылу, было чрезвычайно трудно выжить. Все взрослые и подростки были с утра до вечера заняты работой, обеспечивая армию всем необходимым: одеждой, питанием, боеприпасами.

В детстве, когда моя бабушка научилась только сидеть и ползать, ее, привязанную короткой веревкой к деревянной кровати, оставляли на весь день с пятилетним братом. Пятилетним! А ведь детство во все времена только детство. Для братика и его деревенских ребятишек и тогда детство было целой вселенной, полной неожиданностей и каких-то интересных тайн. И зеленые лужайки звали их побегать, побеситься вволю, поваляться на упругой и ласковой траве, поиграть самозабвенно в чижика, в городки, в лапту, в войну… А уж как манили к себе ребят сухой Кулундинской степи мелкие весенние озерца-блюдца! Для них это была непостижимая стихия, а кораблик из щепочек, плывущий по канаве и подгоняемый прутиками, – просто восторг! Кому канава, а для них это была самая незабываемая река детства.

И брат частенько убегал к сверстникам на улицу поиграть, а маленькая Валя, оставшись одна, плакала и просилась к нему. Иногда брату удавалось сестренку отвязать и отпустить на пол, где было просторнее, где она надолго умолкала. Ожидая брата, подползала к двери, через которую убегал ее пестун, так звали брата в семье. Вечером, к приходу родителей, он затаскивал сестренку на кровать и снова привязывал ее.

К весне девочка подросла и уже умудрялась перебираться через порог в сени, где деревянного пола не было. Здесь, на сырой холодной земле, она ползала, грязная и голодная.

Вскоре она тяжело заболела, перестала ползать, ножки стали тоненькими-тоненькими, как плеточки. В семье думали, что она умрет, но девочка выжила и только долго-долго не могла вставать на ножки, не могла ползать. Победу встретила, сидя на лавке у окна.

Моя прабабушка свою больную дочку, маленького инвалида войны, очень любила, жалела, надеялась, верила и спасала, как могла. Она носила из горько-соленого озера воду с грязью, наливала в логушок (маленькую деревянную кадушку) и усаживала в него свою дочку. Только к пяти годам девочка окрепла и пошла по земле, где был настоящий мир: избы, люди, огороды, животные и цветы, птицы, и облака. Это было сказочное чудо, это было настоящее счастье!

Прошло более шестидесяти лет, но моя бабушка отчетливо помнит детство, проведенное в логушке на печи и на лавке, когда до слез, до крика хотелось быть, как все, и быть со всеми вместе. Сейчас она уже давно на пенсии, но мне очень трудно представить ее отдыхающей. За плечами большая жизнь, много поощрений за труд и активную общественную работу по сей день. Больше всего моя бабуля ценит мир, труд и порядочность. Хочет, чтобы дети и внуки знали свои корни, гордились своими предками, своей Россией и делали все, чтобы был мир на земле. Вот о чем мечтает моя бабушка, Валентина Тимофеевна Ефименко.

Анна ЕФИМЕНКО, 7 «б» класс ТСШ №2.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.