Если не мы, то кто?

15 февраля – День вывода войск из Афганистана. День памяти воинов-интернационалистов

История афганского движения на Алтае насчитывает более 30 лет. Троицкое отделение Российского Союза ветеранов Афганистана как общественная организация работает в районе с середины 90-х годов, причем со временем к ветеранам афганской войны присоединились и ветераны боевых действий в Чечне и других локальных войн.

Накануне памятной даты мы встретились с активом отделения Союза ветеранов Афганистана и локальных конфликтов – Андреем Неустроевым, Евгением Копыловым, Максимом Занем. Говорили о том, как работает организация, — что сделано, что планируется, а также о том, что, по мнению ветеранов боевых действий, значит патриотический настрой и какова их позиция.

 

Памятные даты и события

-Для нас 15 февраля – это не только памятная дата, это еще и день встреч однополчан и всех воинов-интернационалистов. Ведь у нас в районе живут ребята, прошедшие не только Афган и Чечню, но и другие локальные конфликты, например, уже есть парни, которые побывали в Сирии. Мы собираемся в нашем кабинете по четвергам. Он находится в административном здании в центре села Троицкого. Кроме организации ветеранов боевых действий, здесь же работает совет ветеранов войны и труда.

В прошлом году все наши мысли и силы были направлены на открытие мемориала участников локальных войн и вооруженных конфликтов. Мы долго и трудно шли к этому событию, которое стало самым значимым не только для ветеранов Троицкого района, но и всего края. А в этом году 28 мая 100-летие со дня образования отметят пограничные войска. Мы проявляем инициативу по созданию памятного места на мемориальной площади, посвященного пограничникам. Ведь пограничные войска принимали участие и в афганской войне, и в войне на Северном Кавказе. Только афганских пограничников у нас девять человек. Клич по селам района мы уже бросили, многие готовы помочь рублем. Мы будем исходить из той суммы, которую удастся собрать. Через глав сельсоветов хотим оповестить всех пограничников о том, что нынче эту дату мы будем торжественно отмечать в райцентре. Знаем, что в Зеленой Поляне есть импровизированная погранзастава, которая появилась благодаря одному из старейших пограничников района – Михаилу Ивановичу Карманову.

И, конечно, мы продолжим благоустройство мемориала, в частности, нужно сделать освещение стелы, выложить площадки под БТР и так далее.

Патриотическое воспитание – это прежде всего живое общение

-Если мы планируем какие-то поездки по школам района, связанные с 15 февраля либо другими датами, то все расходы полностью ложатся на наши плечи. С одной стороны, государственные структуры хотят, чтобы мы работали с молодежью, рассказывали о целостности нашей страны, ее границах, ее защитниках и так далее, но при этом не очень поддерживают нас. Напрашивается горький вывод – это нужно только нам.

В 2017 году мы стали делать взносы по 200 рублей в месяц в фонд организации мероприятий. И, например, 4 октября прошлого года делегация Троицкого отделения принимала участие в праздновании 60-летия космических войск и запуска первого искусственного спутника земли, которое проходило в Барнауле. С наших взносов мы подарили гитару солдатам воинской части, принимавшей участие в открытии мемориала.

Да, у нас в районе проходят патриотические мероприятия, и это хорошо. Но если мы перестанем работать в этом направлении, то это будет заметно.

В прошлом году мы традиционно участвовали в уроках мужества в школах и техникуме. А 5 февраля ездили в Загайновскую школу, где в день гибели в Чечне Дениса Бердникова состоялся урок памяти. Собралась вся школа, пришли родители Дениса, жители села. Но что-то никто из администрации района не вспомнил об этом дне. Есть и другие даты, когда мы приходим на мемориал, возлагаем цветы, и бывает, что кроме нас, — никого. Так, 22 июня 2017 года ни один чиновник не пришел к мемориалу и не положил цветочек.

Мы общаемся с однополчанами из других районов. Почему там 15 февраля, в день памяти воинов, участников локальных конфликтов, проходят мероприятия, где встречаются все ветераны? Они съезжаются со всего района. У нас такого нет, второй год подряд – только митинг. Хочется на наших мероприятиях видеть как можно больше ребятишек, и в качестве зрителей, и в качестве участников. Ведь патриотизм закладывается с детства… И то, что детей один раз в День Победы организованно ведут на митинг, – это больше похоже на принуждение.

У молодежи перевернутое понимание жизни. Раньше не служить в армии было позором, сейчас – если пошел в армию, значит, неудачник.

У нас нет патриотических клубов, а ведь в свое время были, и дети там охотно занимались. Патриотизм не может появиться на пустом месте, нужна жизнеспособная долгосрочная программа, и обязательно – при поддержке власти. У нас очень много идей, с которыми не всегда соглашается районная власть. Мы понимаем трудности бюджета, но нам всегда идут навстречу, помогают предприниматели. И было бы во много раз солиднее, если на какое-либо общественно значимое дело мы вместе с администрацией села или района стали бы просить финансовой помощи у предпринимателей, которые, в свою очередь, увидели бы, что в деле заинтересованы не только мы, но и власть. Мы открыты для диалога со всеми и всегда, но мы не согласны, что про нас вспоминают, когда приспичит.

Сколько было работы накануне открытия мемориала! Мы старались побыстрее закончить, работали днем и ночью, но ни один чиновник не проявил, на наш взгляд, должного интереса. Простые жители волновались больше, одна девушка, видя, что мы работаем без перекуров, привезла пакет булочек и тем самым поддержала нас. Было очень приятно.

А что касается детей… Им интересно общаться с нами, и можно устраивать встречи не где-то в помещении, а возле мемориала. Кроме того, нам бы хотелось, чтобы школы взяли над ним шефство, помогали нам. И мы вместе с ребятами с удовольствием занимались бы уборкой территории, а потом пили чай. Вот такое неформальное общение с людьми, которые побывали на войне, для школьников было бы очень интересно и полезно.

В школах учат наукам, но мы уверены, что есть дефицит общения со взрослыми (учителя не в счет). Мы имеем большой опыт живого общения с ребятами, нам есть что им сказать. И те ребята, которые с нами общались, нам кажется, становились на ступеньку выше в понимании жизни, чем сверстники. Они горды тем, что познакомились с нашим боевым обществом.

Наталья Заболотина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.