К 90-летию района. Троицкий район в лицах

Прежние времена уже не вернуть…
Судьбы некоторых населенных пунктов нашей страны в буквальном смысле напоминают человеческую жизнь, которая согласно старой народной мудрости очень коротка. Многие из них перетерпели рождение, развитие, падение и «смерть». Все больше сел в России уходит в небытие. Процесс исчезновения деревень симптоматичен и для нашего района. Это произошло и с поселком Куличье. Как ни странно, но в районном архиве об этом населенном пункте практически нет никаких сведений.

Куличье: утраченные страницы истории
Мы обратились к Михаилу Александровичу Кунавичу, который проживал в спецпоселении в Куличьем. По его словам, строительство поселка началось в 1934 году. В это время заключенные, направленные сюда, строили бараки, валили лес. Также в поселок съезжались колхозники из других населенных пунктов и районов. В нем насчитывалось около 1200 человек. Во время Великой Отечественной войны в Куличье переселяли людей разных национальностей: калмыков, немцев, поляков, украинцев, белорусов, венгров. По воспоминаниям Михаила Александровича, в поселке были фельдшерско-акушерский пункт, магазин, контора, лесозавод, семилетняя школа, детский сад, радиоузел, заправка. В Куличьем работала хорошо налаженная лесная промышленность, имелась узкоколейная железная дорога. Впоследствии, с приростом населения, была построена железная дорога (направление – Куличье-Заводское-Петровка), которую использовали для транспортировки леса. На берегу озера располагался лесозавод, железная дорога от которого заходила в воду. Самую тяжелую работу выполняли спецпоселенцы. Им нельзя было выезжать за пределы поселка. Только с разрешения коменданта НКВД можно было попасть в другой населенный пункт. Люди жили в основном в бараках, некоторые из них, по мере возможности, строили насыпные избы. На территории поселка в 1947-1968 годах функционировали лестранхоз и леспромхоз, впоследствии ликвидированные. Из-за отсутствия работы люди начали уезжать из Куличьего. Это и поспособствовало его распаду.

Последний из куличан
Сейчас в Куличьем проживает один человек – восьмидесятисемилетний пенсионер Василий Алексеевич Колеров. Сам он родился в не существующем ныне с. Новокольском Кытмановского района, где окончил два класса начальной школы. В 1939 году Василий Алексеевич вместе с родителями приехал жить в леспромхоз, участок на озере Алехино, находящееся недалеко от Куличьего. В.И. Колерову на тот момент было около 17 лет. В семье было пять человек.
-Во время войны было очень тяжело, — вспоминает Василий Алексеевич. — Заработанных денег не хватало, на семью выделяли по 600 граммов ржаного хлеба. Мы ели крапиву, свекольную ботву с молоком. В Алехино была столовая, до войны люди питались в ней. От войны досталось всем, и есть было просто нечего. Но после голодных лет выжили все. На фронт людей забирали машинами, а возвращались оттуда уже поодиночке. Помню, как один солдат с ампутированной ногой на костылях прошел немалый путь от Троицкого до Куличьего.
По словам Василия Алексеевича, участок был небольшим. Здесь имелись три водяные мельницы, потом построили машинно-тракторную станцию. Он работал вздымщиком смолы (живицы) из сосны, которую в годы войны применяли в изготовлении боеприпасов. В 60-х годах с участка начали уезжать.
-В Куличье я перебрался в 1958 году из-за детей, так как им нужно было учиться, — рассказывает Василий Алексеевич. — Здесь начал работать на погрузке леса. Работа была очень тяжелой. Лес поднимали с земли и грузили на повозки. Потом решил работать печником. Один из куличан меня попросил сделать ему в доме печь, на что я ему ответил, что я не печник, а каменщик. Тем не менее, решил попробовать. Как говорится, первый блин вышел комом. Со временем приловчился, некоторые печи по сорок лет стояли. Дома в Куличьем были небольшие. Главное – было где переночевать, а каждое утро – на работу. Работали все, как муравьи. Техники не было, поэтому валили лес вручную. Грузили его в вагоны. Паровоз, на котором транспортировали лес, топился дровами. На лесозаготовительные работы привозили заключенных, которые выполняли тяжелую работу.
В.А. Колеров жил и работал не только в нашем районе, но и на протяжении нескольких лет – в других
Но все-таки вернулся обратно в Куличье. Здесь строил лесопильный завод.
-Куличье было большим поселком, здесь проживало много людей, — рассказывает пенсионер. — Многие из них работали в местном леспромхозе. Валили лес, прокладывали дороги. Здесь проживали люди разных национальностей, особенно трудолюбивыми были немцы. Честно говоря, население в целом было не особо приветливым. Из поселка люди уезжали постепенно. В 90-х годах сюда уже никто не возвращался, и людей становилось все меньше и меньше.
Так что могло послужить распаду села?
-Новые «правители», новая власть, — считает Василий Алексеевич. — Руководители бригад были довольно безответственными и невнимательными людьми. Именно по этой причине леспромхоз был ликвидирован. Жители поселка остались без работы. Если бы сейчас здесь были озера, а раньше в них было много рыбы, то, может быть, и поселок был бы жив.
Единственный житель Куличьего В.А. Колеров с оптимизмом относится к жизни, несмотря на трудности и неудобства. Чтобы купить продуктов, пенсионеру приходится ездить в Заводское на «Газели», которая следует из Озеро-Петровского. Хлеб он покупает у водителя, который перевозит продукты из одного села в другое.
У Василия Алексеевича в Барнауле живут две дочери, они время от времени его навещают. Созваниваются с ним по мобильному телефону.
-Меня многие спрашивают о том, что держит меня здесь, не хочу ли я уехать, — говорит пенсионер Колеров. — У меня нет желания уезжать, уже привык. Свет есть, воду набираю в колодце, у меня два телевизора. Сейчас слежу за последними событиями на Украине. Развлекаюсь, как могу (смеется). Жаль, что поселок исчез, но прежние времена уже не вернуть.
На въезде в Куличье по-прежнему стоит табличка с названием поселка. Вблизи, на холме, возвышается памятник солдату. Вся территория Куличьего поросла высокой травой, и нет никаких следов, свидетельствующих о том, что ранее здесь жили люди, бурлила жизнь. Осталось несколько построек: небольшой домик, баня, кухня и дом В.А. Колерова. Сколько еще будет существовать Куличье?
-Столько, сколько я проживу, — говорит В.А. Колеров.
Довольно печально наблюдать такую картину. Кажется, пустынное место тем не менее до сих пор еще хранит атмосферу той, прошлой, жизни. Но хотелось бы, чтобы эта история была увековечена в документах, книгах или архивах.

Первым делом – самолеты…
У нашего района интересная и богатая история, которую творили и вершили люди. А судьба каждого человека, как и района в целом, неповторима.
В добрые советские времена многие мальчишки и девчонки, состоявшие в пионерской организации, посещали кружки Дома пионеров. Их, разных направлений, было много: фото-, радио-, авиа- и судомодельные кружки, рукоделия, творческой самодеятельности и другие. После уроков школяры прямиком бежали в Дом пионеров, чтобы вновь соорудить самолет, потом запустить его в воздух, изготовить куклу, сделать потрясающий фотоснимок родной природы и т.д. Иными словами, каждый из них не сидел без дела, а все потому, что педагоги умели заинтересовать ребят и поддерживали этот интерес на протяжении нескольких лет. Отсюда и энтузиазм, и увлеченность детей.
Многие жители с. Троицкого вспоминают, как ребята мастерили модели самолетов и запускали их в небо. Интересное было зрелище. В этом есть определенная романтика, романтика полета. Организатором и педагогом авиа- и судомодельного кружка был Леонид Федорович Ведров. Его имя до сих пор на слуху, особенно у тех, кто ранее занимался в авиамодельном кружке.
Родился Л.Ф. Ведров в 1930 году в с. Верх-Боровлянка. Перед войной семья Ведровых перебралась в Троицкое. Затем отца Леонида Федоровича забрали на фронт, где он погиб в 1942 году. Времена были тяжелые. После окончания семилетней школы он с друзьями обсуждали, куда поступать.
-Кто-то решил поехать в Новосибирск, кто-то – в Томск, — рассказывает он. — Денег на билет не было, поэтому до города добирались на вагонах. Я хотел поступить в топографический техникум, но не получилось. Тогда принял решение пойти в лесотехнический техникум на авиационное отделение. Здесь я проучился полгода. Потом в Троицком открыли культпросветшколу. Мать написала письмо, чтобы приезжал учиться в село. Годы были тяжелые и голодные, семье нужно было помогать. Я хотел забрать документы из техникума, но мне отказали, не хотели отпускать. Со второго полугодия обещали назначить стипендию. К тому же в это время я вступил в комсомол, и мне предлагали выбрать любое другое образовательное учреждение для дальнейшего обучения. Тогда мама узнала у директора культпросветшколы в Троицком о возможности моего обучения без документов. На что ей ответили, что это возможно. В результате я окончил культпросветшколу и стал методистом по клубной работе.
Впоследствии Леонида Федоровича назначили заведующим отделом культуры в Целинном. Затем направили в Мамонтовский район, где он занимал ту же должность.
-Потом меня решили направить в Троицкое, — вспоминает Л.Ф. Ведров. — Честно сказать, я не хотел, так как очень понравилось в Мамонтовском районе. Жить в Троицком было негде, а ведь у меня была уже своя семья. Пришлось первое время проживать у мамы. Райком не мог предоставить мне жилье. Но я попросил написать распоряжение на лес. Тогда мне пришлось уволиться с работы, для того чтобы построить дом. Подзаработал денег на лесосеке, набрал лес для дома.
В Троицком Доме пионеров Леонид Федорович Ведров начал работать руководителем фотокружка «Умелые руки». Однажды ему предложили съездить в город посмотреть, чем занимаются ребята в барнаульских домах пионеров.
-Я был вдохновлен увиденным, — рассказывает он. – Мальчишки собственными руками делали действующие вещи – модели кораблей, самолетов, ракет и т.п.
Так в райцентре появился кружок – авиа- и судомодельный. Леонид Федорович проработал в Доме пионеров до самой пенсии – четверть века. Немалый срок. Жизнь была яркой, насыщенной, с постоянными поездками на соревнования. Вместе с ребятами он побывал в Брянске, Ростове-на-Дону, Грозном, Калининграде, Перми, Иваново, Омске, Свердловске, Новокузнецке и других городах.
-Жизнь была совсем другой, — говорит он. – Помню, в Перми, на одном из футбольных матчей, организаторы попросили нас устроить показательные выступления в перерывах между таймами. Мы согласились. Когда закончили, то публика на трибунах ликовала и просила повторить еще раз.
Чтобы создать модель действующего самолета или корабля, нужны были материалы, которые подчас трудно было раздобыть. Многие удивлялись тому, как «из ничего» мальчишки делали прекрасные авиамодели. При этом они выполняли не только экспериментальные модели, но и копии действующих самолетов, боевых кораблей. Схемы находили в журналах, потом составляли план в соответствии с масштабированием. Довольно кропотливая и скрупулезная работа, в процессе которой все нужно было прорабатывать до мелочей.
-Мы делали модели самолетов, которые весили три копейки, — вспоминает Леонид Федорович. — Как правило, это были комнатные модели, и их запускали в спортивных залах или больших помещениях. В качестве каркаса использовали тонкие стебли, нитроклей, крылья самолетов смазывали сахарным раствором. Также делали модели из самого легкого дерева, которое трудно было найти. Для создания моделей очень подходила микалентная бумага, но ее нелегко было достать в селе. В одном из кружков Барнаула этого материала было много. Однажды я узнал, что им нужна жесть. Я выписал на ремзаводе жесть и отправил им, а они нам взамен – микалентную бумагу. Как говорится, с мира по нитке, так мы и находили материал. Мальчишки делали моторчики, сами их заправляли. На соревнованиях модели проходили жесткий отбор. Сначала модель демонстрируют на соответствие всем параметрам, масштабам оригинала, а далее ее нужно показать на практике, то есть пройти испытание. Тренировки и испытания авиамоделей мы проводили в поле за ремзаводом. Я возил туда ребят на своей машине. Запускали в воздух таймерные модели, порою следили за ними даже до самой Тюмени.
По словам Л.Ф. Ведрова, любое культурное мероприятие в селе не обходилось без показательных выступлений кружковцев. Запуск ракет, самолетов, воздушные бои – все это привлекало глаз публики. И поток желающих записаться в кружок увеличивался.
-У меня занималось очень много мальчишек. Я до сих пор помню случай, когда ко мне на занятия пришел директор первой школы Владимир Семенович Воротынцев. Он был удивлен тому, что ребята, которых в школах называли оболтусами, проявили себя в кружке как ответственные и трудолюбивые. Для некоторых ребят занятия в кружке стали путевкой в жизнь. Например, Сергей Королев после окончания школы поступил в Омское летное училище, работал в Барнауле, впоследствии был назначен директором аэропорта. Алексей Невежин тоже окончил летное училище и работал в команде на вертолете Ми-8.
-Тогда ребятишки были очень увлеченные и заинтересованные, — вспоминает Леонид Федорович. — Сейчас зайдешь в магазин, столько много всего, что можно построить большой самолет. Раньше абсолютно ничего не было, приходилось трудновато, но мы справлялись. В прошлом году был в Бийске на соревнованиях по авиамоделям. Мы раньше мечтали о таких самолетах, они гораздо больше, технологичнее.
После ухода на пенсию были попытки сохранить авиамодельный кружок, но, к большому сожалению, ничего не получилось. В свое время в Доме пионеров Л.Ф. Ведров создал музей авиа- и судомоделей, выполненных ребятами, который также не удалось сохранить.
-Я не хотел уходить на пенсию, — рассказывает он. — Но тогда нужно было либо уходить на пенсию, либо работать и получать заработную плату. В крае меня уважали и удивлялись тому, что мы с ребятами из подручных материалов делали потрясающие модели самолетов, кораблей, ракет.
Сам Леонид Федорович признается, что у него была давняя мечта смастерить настоящий самолет. Но времени никак не хватало, потому что все свое время он посвящал любимой работе. Сейчас у Леонида Федоровича в доме есть кое-какие модели самолетов, кораблей, неоднократно участвовавшие в соревнованиях, объемные альбомы с фотографиями, на которых запечатлены соревнования, поездки, моменты создания самолетов, ракет и их запуск в воздух, а самое главное – яркие воспоминания о славных временах. Л.Ф. Ведров помогает родной дочери, на своей «Волге» он возит ее на пасеку. Несмотря на столь солидный возраст и хлопоты по дому, у него до сих пор есть желание отреставрировать старые модели и вновь запустить их в небо.
Дмитрий БУДКОВ.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.