Мечта была – служить в Афганистане или в ВДВ. Она сбылась…

15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов в России

 15 февраля 1989 года последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана. Это событие ознаменовало для Советского Союза окончание афганской войны, которая продлилась почти десять лет и унесла жизни более 15 тысяч советских граждан.

 В нашем районе 37 ветеранов Афганистана. Они видели ту войну воочию и знают о ней не понаслышке. Один из них – житель райцентра Юрий Валентинович Шушаков, служивший по призыву с 1987 по 1989 год. Родом Юрий Валентинович из Дундихи. Заканчивал в райцентре ТСШ №1, потом была учеба в троицкой «фазанке» – СПТУ-73, где он получили специальности водителя и тракториста.

 -На районных соревнованиях по гиревому спорту занял первое место, а на следующий день призвали в армию, – вспоминает он. – Попал в учебную часть в североосетинском Орджоникидзе. Зиму поучились, постреляли в горах, и после учебки через Ташкент нас самолетом отправили в Шинданд. Перед отправкой выстроили на плацу и спросили, кто не хочет ехать в Афганистан. Никого не принуждали – те, кто сделал шаг вперед, остались служить в Союзе.

 Служил в автобате. Первое время самолеты на аэродроме спать не давали, то взлет, то посадка. Жара страшная, а у нас форма ПШ (полушерстяная), когда «песочку» (хлопчатобумажную) выдали, в ней полегче было, жара не так сильно чувствовалась, а в ПШ, бывало, сознание теряли.

 Во всех частях, где довелось служить, был в первом взводе первой роты. Мы из Союза по бетонке на КамАЗах возили продовольствие, боеприпасы. Всю дорогу на стыках плит тук-тук, тук-тук. Нашу роту не сильно обстреливали, по крайней мере, когда я там был, а до того бывало серьезно. Чаще под обстрел попадали «наливники» с солярой, а мы – нет. Служить нормально было.

 В 1989 году нас вместе со всеми вывели из Афгана и сразу на учения в Кушке отправили. Помню, молодые офицеры, которые не были в Афганистане, на стрельбах по мишеням попасть не могли, а наши пацаны влет их выбивали.

 Перед тем как пообщаться с Юрием Валентиновичем лично, у нас с ним состоялся короткий разговор по телефону, во время которого он говорил, что рассказать ему нечего, мол, служил, и ничего примечательного не было. В том же русле он продолжал при встрече, но, отвечая на вопрос о том, бывало ли страшно, обмолвился: «А как не страшно, когда рядом снаряды рвутся?..».  И становится понятно, что скрывается под словами «нашу роту не шибко обстреливали».

 Отличник боевой и политической подготовки, гвардии рядовой Шушаков домой писал часто. Скучал, интересовался, как дома дела. Писал, конечно, маме и своей будущей жене, которая впоследствии родила ему двоих сыновей и дочь.

 -Старший служит в армии, в Уссурийске, – рассказывает отец. — Александру 21 год. У него отсрочка по учебе была, а он пошел с матерью в военкомат и попросил призвать, несмотря на отсрочку, пришлось матери заявление о согласии его на призыв писать. Служит в разведке.

 Константину 17 лет, тоже скоро в армию пойдет, в спецназ рвется, спортом занимается. И наша долгожданная доченька Варенька, ей три года. Сыновья маленькими были, с ними жена сидела, а я – с Варенькой.

 В семейном архиве Шушаковых хранится дембельский альбом главы семейства, в котором много старых пожелтевших фотографий, напоминающих об Афгане. Показывая его, Юрий Валентинович вспоминает однополчан, с которыми выполнял свой интернациональный долг.

 -Из нашего взвода из учебки (в Афгане мы служили не вместе) погиб парень, и еще один подорвался на мине из нашей роты, – рассказывает ветеран. – Поехал с офицером без сопровождения, и подорвались. Офицер жив, а парень погиб.

 -С однополчанами общаетесь?

 -Времени много прошло, нас раскидало по свету, – говорит Юрий Валентинович. — Недавно через Интернет товарища из учебки нашел. 25 лет не виделись, он в Омске сейчас живет, на днях по скайпу общались.

 -Почему согласились служить в Афганистане, ведь была возможность отказаться?

 -Я мечтал, можно сказать, с детства служить или в Афганистане, или в ВДВ, и тут моя мечта сбылась – хоть не в десанте, но в Афгане. Служить в Афганистане считалось престижно.

 Несколько лет назад В.В. Путин говорил: «В афганскую войну было испытано все, все, на что способен человек, что он в состоянии выдержать. Это знают и помнят наши «афганцы»: им полной чашей пришлось хлебнуть и страданий, и горя, и отчаяния, и трудностей. Они воевали в чужой стране, а собственный народ практически ничего не знал ни о причинах этой войны, ни о ее целях, ни даже об отваге и подвигах наших солдат и офицеров». И только спустя годы народу стало известно об афганской войне, во многом благодаря самим воинам-интернационалистам, развернувшим в мощное «афганское» движение.

Работа по велению души

 Российский Союз ветеранов Афганистана был образован в 1990 году. 1985 год по праву можно считать отправной точкой в истории «афганского» движения на Алтае. В Барнауле на базе Октябрьского райкома комсомола был образован первый совет воинов-интернационалистов. Позже советы начали создаваться при институтах, на заводах, в других районах.

 -К тому времени «афганцы» уже созрели для организации, – говорит воин-интернационалист М.В. Иванов, — а до этого просто дружили, общались. Предпосылок для создания организации было немало: военно-патриотические клубы, коммерческие предприятия, созданные и руководимые афганцами. Первыми направлениями были жилищно-строительная, коммерческая деятельность, медицинская реабилитация, поддержка семей погибших «афганцев» и инвалидов.

 -В нашем районе организация официально зарегистрирована в 1998 году, — рассказывает ветеран Афганистана О.С. Серебряков, — но общение ветеранов началось задолго до того, еще с военно-спортивных сборов, организованных военкоматом в 1987 году, когда в районе было уже около 30 ветеранов Афганистана. По сути, в районе Союз существовал задолго до официальной регистрации, только не было печати и Устава организации.

 Сейчас в составе Троицкого отделения Алтайской краевой организации Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» числится более тридцати «афганцев». Основные цели и задачи отделения: военно-патриотическое воспитание молодежи, увековечение памяти погибших при исполнении воинского долга. На сегодня для нашего отделения самая важная, серьезная и ответственная задача – создание в райцентре мемориала.

 Ветераны участвуют почти во всех мероприятиях военно-патриотической направленности. Изготовлены и установлены на школах мемориальные доски в память о погибших при исполнении воинского долга учениках этих школ: в Заводском – Валерий Нечепуренко, в Загайнове – Денис Бердников, в Красноярах – Юрий Еремушкин, в Новоеловке – Игорь Гуров-Лягушин, в Беловском – Николай Колманов.

 -Многое делается не благодаря, а вопреки, – говорит служивший в Афганистане в 1987-1988 годах А.М. Неустроев. – Зачастую на собственные средства и в личное время решаем государственные проблемы военно-патриотического воспитания. У нас нет финансирования, нет своего помещения, где мы могли бы собраться для решения проблем и вопросов. Тем не менее, мы являемся связующим звеном между ветеранами Великой Отечественной войны и молодежью. Работа государства в этом направлении ослабла до такой степени, что парни не хотят служить в армии. Мы этой работой занимаемся по велению души, потому что нас так воспитали, и мы стараемся передать свой опыт молодежи.

 Силы и желание работать у нас есть, и этот потенциал надо использовать. Хочется, чтобы на нас обратили внимание.

Андрей ТИМОХИН.

«Солдаты необъявленной войны» — это книга памяти нашего района, посвященная участникам локальных войн в России и за ее пределами, составленная В.М. Каркавиной. Книга готовится к изданию, и состоит она из нескольких глав. Одна из них посвящается воинам-афганцам, нашим землякам.

 Помимо их воспоминаний, в книге есть стихотворение из личного архива участников афганской войны Юрия Стоволосова и Михаила Иванова.

 Здравствуй, дорогая! Из Афганистана

 я пишу, как прежде. Жив я и здоров.

 Мы в часы свободные ходим по духанам –

 базарнее Кабула нету городов.

 Не могу сказать о своей я службе –

 как всегда, с оружием в город я хожу,

 и бронежилеты здесь у нас в почете,

 и о ночных обстрелах тебе не напишу.

 Не скажу тебе я, как мы потеряли

 лучших из товарищей в этой стороне.

 Зря они судьбе свои жизни доверяли:

 умирать остались на стальной броне.

 И писать не стану об афганской пыли,

 тряске в бэтээрах в горных кишлаках,

 Как во время рейдов в переделках были,

 и свистели пули рядом, в двух шагах.

 А скажу тебе я, ангел мой хранитель,

 что во всех походах ты была со мной,

 тысячами нитей связаны с тобою,

и тебе обязан тем, что я живой.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.