«Мы не думали о позиционировании…»

К 100-летию комсомола

Владимир Михайлович Шаров считает, что опыт, приобретенный на комсомольской работе, очень помог ему в дальнейшей деятельности, которая также была связана с постоянным и тесным общением с людьми. А в райком комсомола он пришел неожиданно для себя.

В 1983 году Владимир Шаров после окончания Алтайского государственного университета вернулся в стены родной Зеленополянской школы, чтобы преподавать детям математику. Но, проработав всего год, он получил от заведующего районным комитетом народного образования предложение возглавить коллектив Вершининской восьмилетней школы, директором которой был в течение двух лет.

И тут его судьба вновь сделала крутой поворот – в феврале 1986 года пленум райкома комсомола избрал его вторым секретарем районного комитета ВЛКСМ. Решения пленума имели практически силу закона, и Владимир Михайлович незамедлительно приступил к своим новым обязанностям.

В то время он уже был кандидатом в члены партии, хотя вступить в КПСС совсем не стремился, и вот почему:

-Когда секретарь парткома совхоза «Троицкий» Александр Платонович Чепкасов предложил мне вступить в партию, я отказался, так как считал, что к этому еще не готов. В то время мне казалось, что быть членом партии – это очень высоко и значимо…

О своей роли в должности второго секретаря РК ВЛКСМ и о комсомольской работе в районе он рассказывал увлеченно, и видно было, что эти четыре года оставили заметный след в его жизни:

-Второй секретарь – идеологический секретарь, в его ведении находятся и социальные вопросы. Это сыграло основную роль, когда в 2002 году я согласился на должность заместителя главы администрации района по социальным вопросам. Тот опыт работы мне очень пригодился. Комсомол призван был решать воспитательные, политические, военно-патриотические задачи, вопросы, связанные с развитием физкультуры и спорта, созданием общественных объединений, организацией культурного отдыха и досуга. Кроме того, в то время существовала система народного контроля, и одним из направлений нашей работы был выпуск «Комсомольского прожектора», который освещал нарушения производственной дисциплины. Я был членом комитета народного контроля.

Как раз в то время начали создаваться молодежные кафе, целью деятельности которых был не только досуг, но и дискуссии, собрания. Сначала мы (при содействии райпо) создали кафе «Молодежное» в райцентре. В этом приняли активное участие Алексей Анцупов, Сергей Мартынушкин и другие наши единомышленники. В кафе была светомузыка, проводились мероприятия. Вскоре появилось еще одно кафе – в общежитии техникума.

Потом начали пропагандировать создание подобных кафе в других селах. Одно из первых появилось в селе Заводском. История его появления такова: в новом детском саду было большое подвальное помещение, и комсомольцы попросили разрешения использовать его. Кафе в детском саду?! Сначала это казалось невозможным. Но секретарь Алексей Лисицын гарантировал, что будет порядок, и нам разрешили.

Комсомол не шел параллельно жизни, он вплетался в жизнь, в том числе и на производстве. В колхозах и совхозах создавались комсомольско-молодежные звенья. Это был период расцвета сельского хозяйства. Молодые ребята могли позволить себе хорошо одеваться и даже купить машины.

Комсомол имел реальную политическую силу. При райкоме действовал школьный отдел, в каждой школе была комсомольская организация.

Одно из самых ярких воспоминаний – это маевки, проводимые нами в райцентре. Мы устраивали факельные шествия: делали самодельные факелы из консервных банок, которые закрепляли на палках, и шли по проспекту Ленина. Это было грандиозное зрелище. А потом жгли костер на берегу речки. Никто никого не загонял, все участвовали по собственному желанию. Мы шли за идеей и свято верили в город Солнца…

В 1988 году в комсомоле появились первые ростки коммерциализации – создание молодежных центров при райкомах ВЛКСМ, и Владимира Шарова избрали директором молодежного центра. Он считает, что именно тогда у него появились первые сомнения в коммунистических идеалах. Среди комсомольских работников стало появляться все больше и больше функционеров. Начали проводиться формальные комсомольские собрания. Нехватка средств, собираемых за счет комсомольских взносов, породила такое явление, как «привлеченные средства». Это означало, что комсомольцы, например, проводили субботник, а заработанные деньги сдавали в райком. Сначала это была идея, а потом все вылилось в формализм, когда на первое место ставилось выполнение плана по сбору средств.

Вторым этапом, наглядно продемонстрировавшим перемены в комсомоле, Владимир Михайлович считает XXI съезд ВЛКСМ:

-Все перемены и революции начинаются в молодежной среде. В 1990 году меня избрали делегатом комсомольского съезда. В воздухе уже витало ощущение раскола. Армянские и азербайджанские делегации сидели по разным сторонам. Мне довелось побывать на последнем съезде ВЛКСМ и на I съезде РКСМ. А в 1991 году было принято решение о роспуске ВЛКСМ…

Несмотря на то, что, по распространенному мнению, комсомол на том этапе просто изжил себя, Владимир Михайлович на всем протяжении нашего разговора не раз подчеркивал, что эта работа дала ему очень многое: это и опыт работы с людьми, и уверенность в своих силах, и умение достигать поставленных целей.

Он видит плюсы и минусы в современных попытках создать нечто подобное. На вопрос о роли современных молодежных движений и общественных организаций он ответил так:

-Хочется, чтобы желание делать добрые дела шло изнутри и было постоянным явлением. Раньше были тимуровцы, теперь – волонтеры. Но иногда видишь не дело, а позиционирование. Хотя акции, по большому счету, тоже нужны.

Именно в молодежных организациях и выявляются лидеры в разных направлениях деятельности. Мое комсомольское прошлое помогает увидеть это. В свое время мы не думали о позиционировании. Думали только о том, чтобы чувства, которые мы испытываем, охватили всех, чтобы как можно больше людей загорелось идеей какого-то благого дела. Но, с другой стороны, тогда было больше возможностей попасть в историю. Комсомольские стройки в масштабах страны, помните? Если взять только Алтай – это и целина, и «Коксохим», и строительство Кулундинского канала…

И действительно, история комсомола неразрывно связана с историей страны. Комсомольцами были наши деды и наши отцы. Это они строили фабрики и заводы, отстаивали свободу Родины на полях сражений, поднимали целину. Свято верили в то, что выполняют задание Родины, а на их героических примерах воспитывалось не одно поколение наших соотечественников.

Светлана КУДИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.