На защите интересов личности и государства

История создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, начинается со времен Петра Первого. Петр I в ходе судебной реформы разделил уголовный процесс на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства. К сожалению, после смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта.

В дальнейшем попытки реформирования следственных органов, отличных от административной модели предварительного следствия, предпринимались неоднократно.

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации создан Федеральным законом от 05.06.2007 года, в соответствии с чем из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры.

Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О Следственном комитете Российской Федерации». Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан. Руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.

Следователями Следственного комитета Российской Федерации производится предварительное следствие по уголовным делам определенной законодательством категории, в основном относящимся к тяжким и особо тяжким преступлениям. Категория расследуемых уголовных дел постепенно увеличивается. Так, с 1 января 2012 года к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации отнесено предварительное расследование по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных против несовершеннолетних или с их участием.

К числу полномочий Следственного комитета относятся рассмотрение обращений граждан, содержащих сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам и жалобы на действия (бездействие) следственных органов и следователей.

Федеральный закон предоставляет сотрудникам Следственного комитета беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, иными предприятиями и организациями, и требовать от должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов и сведений. Сотрудники Следственного комитета вправе входить в помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, если у них имеются достаточные основания полагать, что там совершается преступление или что там находятся подозреваемые в совершении преступлений.

Следователи Следственного комитета также имеют право ношения для личной защиты боевого стрелкового оружия, а также право его применения. Они не могут состоять в общественных организациях, преследующих политические цели.

При назначении на должность сотрудник Следственного комитета принимает присягу и торжественно клянется бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности и беспристрастности расследования, защищать интересы личности и государства, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей, дорожить профессиональной честью, быть образцом неподкупности и моральной чистоты.

Троицкий межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю располагается на территории с. Троицкое Троицкого района Алтайского края, и его полномочия распространяются на Троицкий, Зональный, Целинный, Ельцовский районы Алтайского края.

В штате Троицкого межрайонного следственного отдела – руководитель, заместитель руководителя, старший помощник руководителя и пять следователей. В течение 2012 года в производстве следователей отдела находилось 65 уголовных дел, из которых 44 уголовных дела направлены в суды с обвинительным заключением для рассмотрения по существу.

15 января 2013 года исполняется два года со дня образования Следственного комитета как отдельной самостоятельной структуры, которая подчиняется непосредственно президенту Российской Федерации.

И. ФОМИНЫХ, руководитель Троицкого МСО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.