Нить, связавшая душу страны с Боровлянкой

К 70-летию снятия блокады Ленинграда

 27 января – одна из важнейших дат Великой Отечественной войны, в этом году исполнилось 70 лет окончанию блокады Ленинграда. День памяти 900 блокадных дней состоялся и в Боровлянской средней школе. Боровлянка давно и навсегда связана с Ленинградом невидимой нитью, об этом напоминают детские могилки на кладбище села и памятник всем умершим детям, привезенным сюда из блокадного Ленинграда.

 Школьникам и гостям мероприятия еще раз напомнили о том, как нелегко было выжить простым людям в дни блокады. Напав на СССР, фашисты по своему разработанному плану  намеревались за считанные месяцы захватить нашу страну и говорили, что если Москва – это сердце, то Ленинград – душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на этот город с целью стереть его с лица земли. Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. А женщины рыли окопы вокруг города. Солдаты устанавливали противотанковые укрепления. Началась эвакуация мирных жителей. Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты, ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город. Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов, в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена, и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище. Чтобы как-то обезопасить людей, предупредить их, на стенах домов делали надписи: «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле».

 Город Ленинград, а ныне Санкт-Петербург, еще называют музеем под открытым небом. Трудно представить его без граненых шпилей Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Инженерного замка, без круглого златоглавого купола Исаакиевского собора. Они радуют глаз даже в ненастный осенний день. Но когда враг был так близко, эти яркие точки становились прекрасными ориентирами для вражеских артиллеристов и летчиков. Решили тогда их срочно замаскировать. Купол Исаакия и шпиль Петропавловского собора решили покрыть серой краской.

 Многие памятники не успели снять с пьедесталов и спрятать. Тогда решили обложить их мешками с песком и обнести толстыми досками, как это сделали с памятниками Николаю I и Петру I.

 Но бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод. Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.

 Снабжать город продовольствием приходилось довольно сложным путем. Его подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни, стала проходить по льду. Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом. А когда лед стал толще, продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев.

 Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, артиллерия вела прицельный огонь. Часто лед трескался и машины тонули. 

 На Дороге жизни хорошо знали шофера Максима Твердохлеба. В канун 1942 года он должен был доставить мандарины из Грузии детям на новогоднюю елку. Ехать пришлось ночью. Но фашисты не спали. Два «мессера» атаковали грузовик и изрешетили его пулями. Разбилось смотровое стекло, водителя ранило в руку, из машины повалил пар. Можно было выскочить из машины! Но как же детишки? Отважный шофер довел машину до берега, в ней потом насчитали 49 пробоин. Ленинградские дети получили на новогодней елке мандарины.

 Всего 125 граммов хлеба получали жители Ленинграда в самые страшные голодные дни. Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба, есть было нечего.

 Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.

 Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель… Но, несмотря ни на что, продолжали работать школы, библиотеки, театр.

 Блокада была прорвана 18 января 1943 года, однако до ее полного снятия – 27 января 1944 года – ленинградцам пришлось ждать еще целый год. За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1,5 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 процента из них погибли от бомбежек и артобстрелов, остальные умерли от голода.

 Пескаревское кладбище считается одним из самых крупных, где хоронили умерших от голода ленинградцев.

 В Боровлянской библиотеке есть книга блокадницы Людмилы Пожидаевой, она называется «Блокада глазами ребенка». Там она не только описывает свои детские ощущения от страха, голода и холода в это время, но и иллюстрирует все свои записи. Мороз идет по коже, даже когда просто смотришь на эти рисунки.

 Актив школьного музея тесно сотрудничает с краевым обществом блокадников, по крупицам собирая сведения о тех детях, которые приехали из Ленинграда.

 Почетным гостем мероприятия была Нина Андреевна Смирнова. Она была эвакуирована сюда вместе со своим детским домом. Она говорила:

 -Я была еще совсем маленькой, когда началась война, но хорошо помню вой сирен и грохот бомбежек, а еще голод. Когда наш детский дом привезли в Боровлянку, здесь тоже жили впроголодь, и мы также голодали, единственное, что здесь не было артобстрелов. Но голод никого не щадит, и многие, доехавшие сюда, умирали от истощения уже здесь. Я думаю, что нужно продолжать поиски либо очевидцев, либо детских могил, и мне кажется, что списки умерших ребятишек еще пополнятся новыми именами.

 Гости дня памяти, В.М. Шаров, заместитель главы администрации района, и О.П. Поснова, начальник управления социальной защиты населения, вручили Нине Андреевне подарки и цветы от администрации района. Они сказали:

 -Мы даже представить себе не можем, как трудно было гражданам жить в блокаде столько времени. Да и те, кто был эвакуирован, впоследствии умирали, сказывались истощение и болезни. Тем более для нас почетно, что у нас живет такой человек, как блокадница Нина Андреевна.

 О том, что в селе Боровлянка был открыт памятник детям-блокадникам, благодаря СМИ знает вся Россия, и до сих пор на адрес администрации района или Боровлянской администрации приходят письма и отклики людей со всех уголков страны. Вот и недавно на адрес районной администрации пришло такое письмо, отрывок из него зачитал В.М. Шаров: «Пишет вам из Санкт-Петербурга Т.Н. Ознобшина. Из сообщений радио и телевидения мы узнали о том, что в вашем селе открыт памятник ленинградским детям. Моя соседка Тамара Ивановна Котова (Сафронова) была эвакуирована из Ленинграда в августе 1942 года в Боровлянку с 31-м детским домом. Через два месяца Тамара Ивановна отметит свое 80-летие. Это очень хороший, добрый человек с нелегкой судьбой. Она рассказывала мне о своем детстве, о годах, прошедших в эвакуации. Узнав о том, что жители вашего села помнят о ленинградских детях, о том, как создание памятника стало для всех общим делом, Тамара Ивановна была тронута до глубины души. Ей очень тяжело вспоминать эти трагические годы, потерю родных. Все переживания, связанные с нахлынувшими воспоминаниями, отразились на ее самочувствии.

 В списке детей, эвакуированных в Боровлянку, она нашла не только себя (правда, с ошибкой в фамилии – не Котева, а Котова), но и своих двух близких подруг по детдому – Серафиму Федотову и Тамару Осееву».

 Глава Боровлянской администрации В.Е. Фомин сказал:

 -Я считаю, что мы сделали большое дело по увековечению памяти детей, эвакуированных к нам из Ленинграда. Скоро мы передадим это памятник вашей школе, и тогда вы, ученики, будете в ответе за него. Я думаю, что вы достойно отнесетесь к этой благородной миссии, будете следить и убирать территорию кладбища.

 После торжественной части все желающие поехали возложить цветы к памятнику детям блокадного Ленинграда. А на обратном пути заехали к Наталье Федотовне Крахмалевой. Она была нянечкой, которая сопровождала часть детей из Ленинграда в Боровлянку. В связи с плохим самочувствием Наталья Федотовна не смогла присутствовать в школе на дне памяти, но ждала гостей дома.

 -Мне ведь нынче 89 лет будет, – говорит она. — Все болезни смогла победить, кроме одной – хондроза. Я в свое время проходила курсы снайперов, приходилось помногу часов лежать, не двигаясь, на земле, и в мороз, и в дождь, но потом  на медкомиссии меня забраковали…

 Гости вручили Наталье Федотовне благодарственное письмо в честь 70-летия прорыва блокады Ленинграда от военного комиссара Алтайского края С. Катрашенко, а также цветы и подарки от администрации района. Пожелали ей бодрости духа, здоровья и сказали, что обязательно приедут на ее 90-летний юбилей.

Наталья ЗАБОЛОТИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.