Передовик производства… без начального образования

60 лет назад началось освоение целинных и залежных земель. Добровольцы со всего Советского Союза ехали к нам на Алтай, чтобы пахать землю, выращивать хлеб, строить новое жилье, одним словом – работать на целинных землях, а потому впоследствии этих людей стали называть целинниками. Однако на целине работали не только приезжие, большая доля из числа «осваивающих» принадлежала как раз таки местному населению. Селяне торжественно встречали добровольцев и вместе с ними выходили на поля. Одной из таких встречающих была и Октябрина Доманина. Октя…

Детство…
Они жили в Белоруссии – четыре сестренки, мал мала меньше, мать, ждавшая появления на свет пятого малыша, и отец. Когда началась война, мать с детьми в спешке уехали на Алтай, а отец, как большинство мужчин тех лет, сразу ушел на фронт. Пулеметчик, он погиб в самом начале войны, а потому не знал, что в алтайской глубинке у него родился долгожданный сын.
Сегодня это звучит странно и жестоко – детства у нее не было… Не было по образу и подобию того, что должно быть всегда и у всех детей: с игрушками, нарядными платьями, школьными тетрадками, и самое главное – сытым. В ее памяти детство – это постоянный голод, холод и обноски с чужого плеча.

-Не было у меня детства, — вспоминает Октябрина Александровна. – Когда мы приехали в Большую Речку, мама устроилась работать на свинарник. Жили бедно, поесть лишний раз было нечего, ни обуть, ни одеть – это про нас. После гибели отца замуж мама наша больше не вышла, кому нужна была обуза в пять детских душ? Так и тянула нас одна, как могла. Отдадут люди добрые старенькое платьице, надену – и довольна. Я и в школе потому не смогла учиться, что ходить было не в чем. Осенью пошла босиком, а там морозы, вот и приходилось дома оставаться – голыми ногами по снегу не пойдешь…

Целина…
В первый класс Октя, как звали родные девочку, начинала ходить четыре осени подряд. И все четыре раза бросала с наступлением заморозков. Ну, а когда стали ее в классе мамой кликать, и вовсе оставила попытки получить образование, так что есть у нее только «начальное начального». Нет возможности учиться – надо работать. Попросил директор совхоза Октю пасти телят, девчонка и согласилась. День пропасла и сказала: не пойду больше. Этот день ей, в погоне за егозливыми и строптивыми животными, с год показался. Но уговорил директор, все лето отработала она с Марией Артюшиной (Морозовой). С подпасков и началась трудовая карьера Октябрины Доманиной.
В колхозах-совхозах как? Если ты разнорабочий, то куда пошлют, там и работаешь. Так что поначалу Октя и свеклу полола, и траву с лапок на тракторе убирала, на току пшеницу подрабатывала, машины грузила, траву косила – корм скотине заготавливала, поварихой была, бригаду кормила. Ну, а когда началась целина и в район стали приезжать первые целинники, Октя стала работать прицепщицей. Работали трактористы и прицепщики по сменам, не отдыхала только сама машина – чтобы сделать как можно больше, трактор был задействован круглые сутки. Наверное, из-за той своей, пусть и тяжелой, забиравшей массу сил «целинной» работы, самый любимый фильм Октябрины Александровны – «Иван Бровкин на целине», про бравого вчерашнего солдата, в составе комсомольской бригады прибывшего покорять непаханые земли.
-Работали мы на совесть, с душой, не отлынивали. Тяжело, конечно, было, да где ее, легкой-то работы набраться? – вспоминает Октябрина Александровна. — МТС тогда располагалась в Троицком, на месте «механки», бригадиром нашего тракторного отряда был дядя Миша Корнеев.
За эту самую работу «на совесть» в 1956 году Президиум Верховного Совета СССР в числе других наградил Октябрину Доманину медалью «За освоение целинных и залежных земель».

Жизнь…
Отработав несколько лет в поле, Октябрина уходит на ферму. И сегодня, в возрасте 77 лет, Октябрина Александровна держит корову, вводя в недоумение знакомых.
-Оно тебе надо, в твоем-то возрасте? — бывает, слышит от односельчан.
-Надо! – признается Октябрина Александровна. – За коровкой ходить – одно удовольствие, да и труда большого для меня не составляет воды ей вынести да в сарае почистить. А сено-то сейчас косить не нужно, привезут в рулонах, сколь надо, – отмотаешь и даешь. А с коровкой одни плюсы – молоко всегда есть, сметана, а излишки продать можно.
Не понимает Октябрина Александровна, почему нынешняя молодежь скотины держит все меньше и меньше. Вот раньше – пока для совхозного стада корма не заготовишь, про свое подворье и не думай. Да и давали на покос от силы день-два, но успевали, хоть и руками косили-сгребали. А сегодня? Сегодня никто уже с литовками в луга-околки не ходит, если и держат скотину, то кормят сеном покупным. Привезут, выгрузят, остается только подкатить рулон поближе к сараю да разматывать по мере надобности. Так почему не держать-то? Детей малых смесями заграничными «травят», а раньше все на молочке росли, и никакой аллергии не было… Не понимает!
Кстати, с мужем, Дмитрием Владимировичем, они вырастили двоих сыновей, Александр и Владимир живут и работают в райцентре. У бабушки четыре внука, она с любовью рассказывает о своих снохах, Лиле и Галине. Сыновья помогают и сено корове завезти, огород (а он у нее громадных размеров) обработать.
-Когда я пришла на ферму, поначалу была, так сказать, на подхвате, — рассказывает о своей работе на большереченской ферме Октябрина Александровна. – А спустя некоторое время дали мне группу буренок. Скота тогда в совхозе много было, только у нас, в Большой Речке, четыре гурта. Летом доили мехдойкой, а зимой – вручную, поэтому и группы небольшие за доярками закреплены были, по 16-20 голов. Много у нас в те годы было знатных доярочек, работу свою мы любили и какой-то унизительной и второсортной не считали (права Октябрина Александровна, сегодня молодежь да и народ постарше в коровник не загонишь, работа животновода не в чести. — Авт). Всякое у нас бывало – случалось, и скотник мог загулять, а значит, скотина не накормлена, навоз не вывезен. Тогда мы сами и чистили, и корм раздавали, но голодным скот никогда не оставался! Каждую коровку берегли, за надои боролись, и даже мысли ни у кого не было сдать хорошую буренку на мясо, не то, что сейчас по хозяйствам творится!
В народе говорят: по заслугам и награда. Скажу честно: такого количества грамот и медалей у одного человека мне видеть еще не приходилось. С 1973 по 1979 год пять раз становилась Октябрина Александровна победителем соцсоревнования, была ударницей 10 и 11 пятилеток, (итого – семь наградных знаков), награждена медалями «За трудовые отличия» (1981 год), «За трудовую доблесть» (1973 год), «Ветеран труда» (1987 год), «За освоение целинных и залежных земель» (1956 год) и орденом «Знак Почета» (1986 год). Про почетные грамоты и благодарственные письма промолчу – их слишком много, чтобы перечислять. А еще ее имя занесено в Книгу почета совхоза «Петровский».
Наталья ЯКОВЛЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.