«Писали, что все хорошо…»

К 30-летию вывода советских войск из Афганистана

Жительница райцентра Вера Петровна Иванова родилась в 1932 году и была свидетельницей многих трагических событий, происходивших в нашей стране. Одно из них – Великая Отечественная война, которую она переживала еще ребенком. Другим событием, оставившим неизгладимый след в материнском сердце, стала афганская война…

-Вы только про Афганистан у нее ничего не спрашивайте, — предупредил меня Михаил Викторович Иванов. – Она нас с братом четыре года ждала из Афгана. Геннадий с 83-го по 85-й в Кабуле колонны гонял, а я с 85-го по 87-й в Кундузе точки держал, служил в отдельном подразделении разведывательных и дивизионных действий.

Памятуя о его напутствии, я завела с Верой Петровной разговор «о жизни» и попросила поделиться воспоминаниями о пережитом.

-Не вспоминала бы… А надо, — горько вздохнула она. – Ну, какая это жизнь была? Копать надо огород, целый гектар. Копай. А потом – война. Война – это горе… Сколько людей побило. Машин не было, ходили пешком. Дорог не было. Молоко сдавали, яички сдавали. Все на фронт. Помню, через реку молоко таскали в четвертях. Можно было из горлышка отпить, а потом… Потом двойную цену заплатишь.

Начнешь говорить, аж сердце схватывает. И все это делали дети. А матери все были на казенной работе.

У отца была проблема со зрением, его взяли в трудармию. Они делали казармы для солдат, и он упал с большой высоты в яму. Подняли его, а он ни живой, ни мертвый. Мама поехала к нему, а врачи сказали: ему не надо никаких лекарств, только хорошее питание. Сначала он не узнавал нас. А потом стал отходить. И дожил до 80 лет.

Жили мы в Загайнове. У меня много было братьев и сестер, но многие умерли. Окончила 8 классов, а десятилетки у нас не было. Одна подружка поехала в Новосибирск и позвала с собой учиться на военных. Училась я на связиста на станции Инская. Моя сестра вышла замуж за военного и говорит: «Не езди никуда, оставайся со стариками…».

Муж мой, Виктор Филиппович, сиротой был. Всю жизнь работал. А только пенсию получил и умер.

Вера Петровна показала папку с многочисленными грамотами, своими и мужа. Он много лет работал директором Загайновского филиала Троицкого райпо. Был награжден почетными знаками «Ударник 9-й пятилетки», «Победитель соцсоревнования», медалью «За освоение целинных земель». Она работала в библиотеке, потом завхозом в школе. Среди ее документов я вижу удостоверение ветерана Великой Отечественной войны. Вера Петровна имеет статус «труженик тыла»…

-У меня первый учитель в жизни – это мать, — говорит Михаил Викторович. – Мать – это святое. Хотя мама и батя с утра до вечера были на работе. Нас воспитывала баба Шура. Она была руководителем – бочку накачать, полить. Мать вникала только в наши школьные дела. Учились мы хорошо.

К разговору об Афганистане Вера Петровна подвела меня сама, показывая фотографии сыновей:

-Вот это Гена, он сейчас живет в Москве, а вот Михаил. Они у меня оба военные. Оба окончили военное училище в Кемерове, были в Афганистане. Узнала я об этом не сразу. Писали, что все хорошо…

Светлана КУДИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.