Полеты наяву и во сне

К 100-летию ВВС

12 августа Военно-воздушным силам России исполняется 100 лет. Это знаменательная дата для нашей военной авиации.

Воздушный флот начал создаваться сто лет назад, еще до Первой мировой войны. Идея его строительства возникала у видных ученых и государственных деятелей, предпринимателей – хозяев крупных заводов, инженеров и, как ни странно, у военных моряков. Адмирал, великий князь Александр Михайлович после Цусимской трагедии возглавлял Особый комитет по сбору народных средств на возрождение российского флота, и от постройки боевых кораблей на счетах комитета оставалось 900 тысяч рублей золотом.

В 1909 году француз Блерио на своем аэроплане перелетел из Франции в Англию через пролив Ла-Манш. Великий князь узнал об этом из газет, и его озарила мысль о будущем значении авиации в военном деле. Александр Михайлович предложил на деньги комитета закупить во Франции аэропланы и обучить там первых военных летчиков, что и было сделано. Александр Михайлович не остановился на достигнутом, открыл в Севастополе авиационную школу и выдал Отечеству первую концепцию по развитию российской авиации: «Воздушный флот России должен быть сильнее воздушного флота наших соседей. Об этом следует помнить каждому, кому дорога военная мощь нашей Родины».

В Генеральном штабе 12 августа 1912 года отдали соответствующий приказ по созданию новой структуры, которой поручалось заниматься проблемами авиации. 29 августа 1997 года президент на основании исторических документов подписал указ, в котором день 12 августа 1912 года был установлен днем рождения российских ВВС.

В райцентре живет представитель этого славного рода войск – гвардии подполковник ВВС в отставке Николай Георгиевич Мялкин. Родился он в Киргизии, где и окончил школу, а после, в 1969 году, поступил в Барнаульское высшее военное авиационное училище, из которого через четыре года вышел лейтенантом.

-В 1998 году это училище закрыли, – рассказывает Николай Георгиевич. – Как военный я не могу понять, зачем отличное военное училище закрыли, оставив лишь летную школу, а ребят теперь отправляют учиться в Центральную Россию.

Авиация – детская мечта подполковника.

-С четырехлетнего возраста помню, как, сидя на печи, отвечал на вопрос: «Кем будешь, когда вырастешь?». Я говорил: «Летчиком». Были попытки изменить судьбу, но ее не изменишь. В восьмом классе хотел тайком от родителей в мореходку поступить. На паровозе до Отар доехал, и меня с него родители сняли, так поступление в мореходку и закончилось. В училище думал, может, распределят в морскую авиацию, и смогу совместить две стихии, но распределили не так, как хотелось. Служить начинал в поселке Черляны Львовской области на Украине.

В училище летать начинали на втором курсе на учебно-тренировочном самолете Л-29, на третьем учились на фронтовом бомбардировщике Ил-28 и на четвертом – на фронтовом бомбардировщике ЯК-28, на котором летал уже и в части. В 1975 году переучивался летать на СУ-24, который и сейчас стоит на вооружении, параллельно освоил учебно-тренировочный Л-39. Л-39 нужен был для тренировочных полетов по приборам при отсутствии видимости.

Задачей части было боевое дежурство, все время находились в боевой готовности, это было время противостояния с НАТО.

После семи лет службы на западной границе СССР майора Мялкина перевели  на юг Союза, в Казахстан, часть располагалась в с. Николаевка, где ему присвоили звание подполковника.

В 1984 году Николай Георгиевич принимал участие в боевых действиях на территории Афганистана. Авиация поддерживала наши войска с воздуха. Потом была служба в Читинской области, а на пенсию уходил из части в Бурятии. За годы службы летчик-инженер прошел все должности до командира эскадрильи.

-Первое время на пенсии снилось, как летаю, – рассказывает военный пенсионер. – Долго снилось. Когда на пенсию вышел, приехали с женой на Алтай, где живет теща, так как ни жилья, ни работы не было. Она нам в жилье отказала. Пошел в Центр занятости населения в Барнауле, сказал, что нужны работа и жилье. Мне предложили обратиться в гордеевский «Пролетарий». Приехал, приняли управляющим на отделение в Раздольном. Когда принял отделение, там работало около 50 человек и было 4,5 тысячи голов коров. За четыре года вырезали все. Сколько приходилось ругаться по этому поводу, то за запчасти долг надо покрыть, то за ГСМ рассчитаться, в результате скот вырезали весь, и люди остались без работы, а сейчас и деревни этой нет. Вот тогда и перестали сниться сны про авиацию, а стали сниться про сельское хозяйство, потому что  голова этими проблемами была занята.

Получив от Министерства обороны квартиру в Барнауле, переехали туда, и, честно сказать, пожалел. Город разъедает душу. В Троицкое переехал три года назад, лучше места не нашел. Был в Топчихинском районе, Благовещенском, Мамонтовском, все вроде у них хорошо, и озера, и рыбалка есть, но не мое, не тянет меня туда, а вот к Троицкому району прикипел.

Трудиться и работать своей головой и руками Николай Георгиевич приучен отцом с детства.

-Отец у меня был мотористом-электриком, – вспоминает он. – Никогда не запрещал копаться в его инструментах, а только поощрял это. С пятого класса научился и молоток в руках держать, и как гвоздь забить, знал, а на летние каникулы отец меня учеником к себе брал. К 1 сентября я на собственные средства был одет, обут и имел деньги на карманные расходы. За лето зарабатывал 135 рублей, по тем временам это были очень неплохие деньги, тем более для ребенка.

Сейчас у пенсионера увлечения – рыбалка и охота, строит дом и разводит сад, но это уже другая история. А нашего героя и всех военных летчиков, которые обеспечивали нашу безопасность и воевали за мирное небо в прошлом и продолжают беречь воздушные рубежи Родины сегодня, мы поздравляем со 100-летием Военно-воздушных сил России.

Андрей ТИМОХИН.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.