Прощай, Афганистан!..

15 мая 1988 года – начало вывода советских войск из Афганистана

7 апреля 1988 г. после встречи в Ташкенте М.С. Горбачева с Наджибуллой министр обороны СССР подписал директиву, в которой говорилось: «Вывод войск в случае подписания Женевских соглашений между Афганистаном и Пакистаном осуществить согласно утвержденному плану с 15 мая 1988 г. по 15 февраля 1989 г. в два этапа…». К директиве прилагался график вывода, рассмотренный на заседании Комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану. Был также разработан комплексный план вывода войск, которым предусматривались меры как на территории Афганистана, так и в Советском Союзе. После подписания документов в Женеве началось практическое выполнение этих мероприятий.

В подготовительный период (апрель – первая половина мая 1988 г.) решением командования 40-й армии из отдельных мелких гарнизонов были заблаговременно выведены размещенные там подразделения в основные пункты дислокации полков.

Советские войска из Афганистана выводились по двум направлениям – через Кушку и Термез. При этом соблюдались поэтапность и последовательность.

Первыми 15 мая начали выдвижение части Джелалабадского гарнизона. На маршрутах следования в Джелалабаде, Кабуле и Хайратоне по инициативе афганской стороны были проведены массовые митинги, посвященные проводам советских войск. Только в Кабуле в таком митинге приняло участие около 100 тыс. человек.

Вывод войск освещали 212 корреспондентов, из них 22 зарубежных (из Австралии, Англии, Испании, Италии, Канады, США, Швеции, Финляндии, ФРГ, Японии) и 15 советских сопровождали колонну советских войск из Кабула и далее до государственной границы Советского Союза непосредственно на боевой технике вместе с военнослужащими. С целью обеспечения безопасного вывода войск были заранее предусмотрены меры по усилению охраны коммуникаций, благодаря чему удалось обеспечить организованное совершение марша без происшествий и потерь.

На первом этапе советские войска были выведены из 12 провинций. В период с 15 мая по 15 августа 1988 г. на родину возвратились 50,2 тыс. человек личного состава (50% от общего количества), как это и предусматривалось Женевскими договоренностями.

-По сути, вывод войск из Афганистана начался еще в 1986 году, – вспоминает участник боевых действий в Афганистане Михаил Викторович Иванов. – В 1985 году на пост Генсека пришел Горбачев, и к лету этот вопрос стоял уже очень остро. Осенью 1986-го было выведено шесть полков – три шиндандских полка, два – из Кундуза, где я служил (но я в то время находился в госпитале), и один – из Кабула. 13 ноября 1986 года на заседании Политбюро было принято решение о полном выводе войск. Последними выходили самые боевые части. Поэтапный вывод – это было правильное решение. На момент вывода войск в Афганистане было более 100 тысяч наших солдат. Во время вывода боевые операции продолжались.

2 января в Кабул прилетела оперативная группа во главе с генералом Варенниковым. В феврале 1987 года проводилась операция «Удар» (Кундуз), в марте – операция «Шквал» (Кандагар)… С декабря 1987 года по январь 1988-го – операция «Магистраль». По всей приграничной полосе был создан барьер, который контролировали две бригады спецназа – Джелалабадская и Кандагарская, они были введены еще в 1985-м и блокировали пути, обеспечивая беспрепятственный вывод советских войск.

-С одной стороны – Советский Союз, с другой – Иран, Пакистан, США, Англия, Китай, — включается в разговор Андрей Михайлович Неустроев, ветеран афганской войны. – Кого там только не было! Кто только оружие не поставлял… Границы с Пакистаном как таковой не было, караваны оттуда шли напрямую, так же, как и со стороны Ирана. Ни вышек, ни пограничных столбов, как на советско-афганской границе. У них абсолютно другой уклад. А мы, уходя, оставляли афганской армии технику, вооружение, боеприпасы, населению – военные городки… Помню, как уходила наша колонна, и мальчишки стояли вдоль дороги и кричали «Буру, бача!», что означало «Уходите!». Они были настроены очень агрессивно, хотя до этого нормально общались, прибегали к нам за консервами. И в то же время мы не могли даже на короткое время оставить свои боевые машины без присмотра, потому что от них откручивали все, что можно было украсть.

У каждого участника афганской войны – своя дата вывода. Андрей Михайлович покидал Афганистан 19 мая 1988 года, Михаил Викторович ушел по замене, поэтому отправился на родину «бортом» (самолетом) еще до начала массового вывода ОКСВ (ограниченного контингента советских войск).

После 15 августа советские войска остались только в шести провинциях Афганистана, включая Кабул и Герат, имея в своем составе 50,1 тыс. человек. Как показали дальнейшие события, избранный метод поэтапного отвода советских войск с опорой на базовые районы полностью себя оправдал.

Но Женевские соглашения осуществлялись в одностороннем порядке. Пакистанская сторона не только затягивала выполнение своих обязательств по свертыванию вмешательства во внутренние дела Демократической Республики Афганистан, но и усилила диверсионно-террористическую деятельность, рассчитанную на дестабилизацию обстановки, которая обеспечивалась непрекращающимся потоком оружия, в том числе американского производства, поступающего в бандформирования через пакистано-афганскую границу. ООН не смогла употребить свое влияние, чтобы прекратить вмешательство Пакистана и США в дела Афганистана и прекратить кровопролитие в этой стране.

После завершения первого этапа вывода советских войск резко увеличилось количество перебрасываемых в Афганистан караванов с военными грузами. Только в сентябре-октябре на территорию ДРА прибыли 172 крупных каравана с оружием. Активизировала борьбу и оппозиция. На конец 1988 г. общая численность группировки мятежных формирований составила 4530 отрядов и групп, 173 тыс. человек.

На завершающем этапе вывода войск из Афганистана его руководители пытались задействовать для борьбы с непримиримой оппозицией части 40-й армии, надеясь вовлечь «шурави» в широкомасштабные боевые действия. Согласно утвержденному плану второй этап вывода ОКСВ должен был начаться в ноябре, но по просьбе Наджибуллы было решено график вывода изменить. 15 января Шеварднадзе высказался о необходимости оставления части советских войск в Афганистане. До 27 января 1989 г. длилась пауза, в течение которой вместо вывода войск осуществлялась перевозка трех тысяч тонн муки из Москвы в Кабул. Ежедневно Кабул принимал в среднем 15 самолетов Ил-76, каждый из которых был загружен 25 тоннами муки. И все-таки возобладал здравый смысл, и с 27 января 1989 г. вывод советских войск был возобновлен.

Колонны гусеничной и автомобильной техники шли к государственной границе СССР в исключительно сложных погодных условиях. В высокогорных районах, особенно на перевале Саланг, движение затрудняли снежные лавины. Последнее подразделение Советской Армии покинуло Кабул 4 февраля. Оставались лишь небольшие силы для охраны кабульского аэродрома. По приказу генерала В.И. Варенникова днем 13 февраля была проведена показательная отправка «последнего советского солдата» из Кабула. Вечером 14 февраля самолеты взлетели без происшествий и взяли курс на Ташкент. Когда по воздуху пересекали государственную границу Советского Союза, громогласное «Ура!» прокатилось по самолету.

Последним из состава ОКСВ (исключая советских солдат, оставшихся в плену) утром 15 февраля 1989 г. перешел по мосту «Дружба» через пограничную реку Амударья командующий 40-й армией генерал-лейтенант Б.В. Громов. Чуть позже, во второй половине дня, покинули Афганистан советские пограничники. В Термезе и Кушке выходивших из Афганистана солдат встречали в основном их родные. Никто из высших руководителей СССР не посчитал для себя нужным лично присутствовать при возвращении на родину солдат и офицеров, долгие годы проливавших по их воле кровь в чужой стране. Выступая на митинге в Термезе, Борис Громов сказал: «Мы выполнили задачу, исполнили свой долг…». Именно так считают многие участники афганской войны, среди них немало и наших земляков, которых судьба разбросала по всей стране.

Олег Эдикович Богданов, ныне проживающий в Бийске, был призван на воинскую службу из п. Многоозерного в 1986 г., служил в Афганистане (Гардез) в 56-й отдельной десантной дивизии. Он демобилизовался в мае 1988 г., как раз перед началом первого этапа вывода войск.

На вопрос, как он относится к своей службе в Афганистане, ответил так:

-Все дело в возрасте. Нам тогда хотелось воевать так, как воевали наши деды. Если бы сейчас пришлось вернуться в Афганистан, я сделал бы это. Отношения с местными у нас были нормальные, мы ведь им помогали – строили дороги, мосты, заводы. Там все было честно, тепло и спокойно, намного спокойнее, чем мы живем сейчас.

Майор запаса Михаил Васильевич Зеленин живет в Горно-Алтайске, но нередко гостит у своих родственников в Загайнове. Артиллерийский дивизион, в котором он служил с августа 1987 г. по июль 1988 г., дислоцировался в районе Джелалабада, контролируя три провинции Афганистана.

Отвечая на вопрос, изменила ли его, молодого солдата, служба в Афганистане, он высказался:

-Это можно сказать обо всей армии. Армейская служба, где бы она ни проходила, всегда меняет человека…

В заключение хочется сказать, что, несмотря на так называемый «афганский синдром», так или иначе «зацепивший» каждого участника этой войны, которой до сих пор еще не дана однозначная оценка, в душе большинства «афганцев» не осталось чувства ненависти к афганскому народу, а Афганистан стал для многих из них родным и близким, несмотря на все потери, которые довелось пережить. Уверенность в том, что советские солдаты воевали в этой стране за свое Отечество и в то же время многое делали на благо афганского народа, помогала им преодолевать любые трудности, а самоотверженность, мужество и боевое мастерство советских военнослужащих вынуждены были подтвердить даже западные военные эксперты. Кроме того, известно немало примеров доблести и самопожертвования наших солдат, зачастую остававшихся добровольно на сверхсрочную службу в Афганистане, чтобы не подвергать опасности молодых необстрелянных воинов, которые должны были прийти им на смену.

Этот материал написан на основе воспоминаний наших земляков – участников боевых действий в Афганистане с использованием фрагментов книги «Трагедия и доблесть Афгана», автор которой, Александр Ляховский, длительное время проходил службу в Генштабе ВС СССР и на завершающем этапе пребывания советских войск в Афганистане являлся ближайшим помощником руководителя опергруппы Министерства обороны СССР в Демократической Республике Афганистан, генерала армии В.И. Варенникова. Это позволило автору пролить свет на многие белые пятна афганской войны и на основе не публиковавшейся ранее малоизвестной, секретной и совершенно секретной информации и личного опыта представить достаточно полную картину происходящих там событий.

Уроки афганской войны очень актуальны и значимы в свете современной обстановки в России и СНГ, когда суровой реальностью стало возникновение многочисленных вооруженных конфликтов, унесших жизни многих тысяч наших соотечественников.

Светлана Кудинова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.