Здесь всех объединяет творчество (детской школе искусств – 45 лет)

Многие родители уверены, что их дети по-своему талантливы, и стараются развивать способности, наполняя жизнь ребенка радостью созидания, любви к окружающему. Но усилий только родителей подчас бывает явно недостаточно, требуется помощь профессионалов, умеющих заинтересовать ребенка, увлечь его, раскрыть способности и в процессе всего этого научить творить и трудиться. Это ежедневная работа преподавателей школы искусств.

Из истории школы

Постановление коллегии Министерства культуры «По улучшению работы детских музыкальных школ РСФСР» от 20 сентября 1965 года положило начало росту числа музыкальных школ в стране. В этом году открылась школа в Троицком, первым директором которой был Н.И. Стуров.

На единственном поначалу музыкальном отделении обучались 77 детей. Первые педагоги: Катерина Глокке, Любовь Попова, Ольга Мякишева, Николай и Валентина Жадобины, Татьяна Донских.

Популярность школы росла, и вскоре она уже не вмещала всех желающих, поэтому для ДШИ построили большое здание. Открыли его в 1983 году. Появились отделения: хореографическое, духовое, изобразительного искусства. Количество учащихся удвоилось. Первые педагоги-художники: Елена Воловик, Леонид Комаров, Надежда Пенькова, хореографы – Лариса Корнева, Марина и Вячеслав Бакановы, музыканты – Любовь Суханова, Галина Концеба. В разные годы руководили школой Михаил Мелков, Татьяна Донских, Ренгольд Шнейдер, Николай Жадобин.

В 80-х годах открываются филиалы в селах района. Приходят молодые педагоги: Сергей Жинкин, Сергей Сазонов, Нина Скрябина.

С 1991 г. директором ДШИ работает В.В. Никифоров. Открывается новое отделение – театральное (педагог Евгений Воронин). Позже в школе было открыто фольклорно-этнографическое отделение.

Школа гордится учениками, которые посвятили себя искусству. Дмитрий Рыбаков закончил Академию музыки им. Гнесиных в Москве. Юлия Баева живет и работает в Германии. Братья Реутские, Наталья Киселева закончили Новосибирскую консерваторию. Андрей Холин профессионально танцует и живет в Москве. Елена Наливкина работает в Санкт-Петербурге ландшафтным дизайнером. Ольга Павлова, Татьяна Морозова учатся в художественной академии в Красноярске. Более 60 выпускников школы стали студентами образовательных учреждений культуры края. Некоторые выпускники возвратились в родную школу преподавателями: Юлия Суханова, Татьяна Фисенко, Наталья Михайлец, Ксения Шморина.

Шесть отделений – для одаренных и талантливых детей

Сегодня коллектив школы — это 20 педагогов и семь технических работников. С 2006 года директором школы искусств работает С.И. Шлыкова.

-Работа наших педагогов специфическая, — говорит Светлана Ивановна, — поэтому в случае необходимости заменить их некем. Например, руководитель театрального отделения Наталья Михайлец сейчас в декретном отпуске, и возглавить это отделение некому. Мы бы и рады взять в школу выпускников специальных училищ и вузов пусть даже без опыта работы, но таковых нет. Во-первых, это не массовые профессии, а во-вторых, зарплата педагогов без опыта работы у нас мала. Поэтому выпускники предпочитают оставаться в городе и работать в нескольких школах одновременно.

Но как бы то ни было, к нам все равно приходят молодые педагоги, и это радует. Каждый год встречаем новых детей, а значит, мы не зря работаем. В ноябре школа прошла лицензирование, это тоже большой плюс, лицензия действительна шесть лет. Мы радуемся малым и большим победам и с надеждой смотрим в будущее.

Сейчас в школе шесть отделений: театральное, художественное, музыкальное, фольклорное, хореографическое и раннего эстетического развития. Здесь занимаются   детей.

-Дорогие педагоги и родители, пусть в жизни у вас и ваших детей будет место знанию, мудрости, терпению и любви, — желает Светлана Ивановна Шлыкова.

Успех ребят окрыляет педагога

Художественное отделение ведут Ю.В. Суханова и Н.А. Скрябина.

Юные художники, уверена преподаватель ИЗО Нина Александровна Скрябина, смотрят на мир не так, чем остальные люди. И этот особый взгляд на обыденные вещи помогает им в любой профессии, какую бы они ни выбрали.

-Пожалуй, никто не может смотреть на мир так специфично и разнообразно, как художники, — говорит Нина Александровна, преподаватель ИЗО с 28-летним стажем. — Вообще то, что я стала преподавателем ИЗО, – это судьба. После школы я планировала поступить на исторический факультет, но получилось так, что опоздала на вступительные экзамены. Поэтому пошла в Алтайское художественное училище.

Мы выпустили много талантливых детей, которые живут искусством. Сложно «лепить» детей, но когда они реализовывают себя, меня это окрыляет.

Я не делаю отбор на отделение, у нас все-таки школа дополнительного образования, но со временем некоторые дети понимают, что это не для них, и уходят, а другие, наоборот, увлекаются. Есть ребятишки, которым поначалу очень трудно, их талант сидит где-то глубоко внутри, и наша задача – помочь раскрыть его. А у кого-то талант на поверхности, но здесь другая ситуация: так как им все легко дается, они потом начинают лениться. Мы как преподаватели «отрубаем» все лишнее, «лепим» из ребенка личность, которая на мир смотрит уже совсем по-другому, и это многим выпускникам помогает в их профессиях.

Ученики для преподавателя – гордость. Связали свою профессию с творчеством созидания Ольга Шумкова, Артем Прокудин, Марианна Ширшина, Зоя Ушакова, Светлана Баева. Они стали художниками-дизайнерами, Катя Кулаженкова – архитектором-художником, Оксана Величко – академиком живописи, художником по ландшафту. Ольга Никулина, художник-дизайнер, уехала в Германию, Марина Концеба преподает в академии культуры, подающие надежды выпускники учатся в художественных училищах и вузах: Елена Смирнова, Нели Окмелашвили, Алена Риммер, Самира Алиева, Ксения Рожкова. Я могу часами рассказывать о своих учениках, я их всех помню и всегда интересуюсь их судьбой.

Слух, усидчивость, терпение – и инструмент становится послушным

Татьяна Валентиновна Свирина работает в ДШИ с 1973 года. Любовь к клавишным инструментам ей передалась от отца, а она, в свою очередь, старается привить ее своим ученикам.

На музыкальном отделении класс домры ведет студентка четвертого курса музыкального колледжа Ксения Шморина, класс баяна – преподаватель Н.М. Жадобин, класс аккордеона – Н.М. Сизикова. Класс балалайки и гитары ведет П.А. Шатров. Он работает в школе с 1982 года.

-Класс гитары появился в последние годы, — говорит Петр Александрович Шатров. — Желающих научиться играть на этом инструменте много. За время моей работы выпущено более 20 балалаечников. Семь из них стали профессиональными музыкантами. Дима Рыбаков, Миша Клименко закончили академию музыки в Москве, Юля Шатрова – артистка оркестра «Сибирь», Иван и Роман Реутские закончили Новосибирскую консерваторию. Губернаторские стипендиаты – Миша Клименко и Костя Новоселов.

Трудности в работе есть. Например, нехватка инструментов. Если гитару можно приобрести в магазине и стоит она не так дорого, то балалайку в магазине не купишь, и этот инструмент очень дорогой. Ежегодно мы принимаем участие в зональных, краевых конкурсах. И хотелось бы, чтобы районные власти уделяли внимание нашим ученикам, поощряли бы за призовые места в краевых конкурсах либо районной грамотой, либо стипендией.

Мне вообще везет на учеников, главное, чтобы они не ленились. В нашем селе много талантливых, способных, одаренных детей, с которыми мне и другим преподавателям приятно заниматься.

Класс фортепиано ведут Т.В. Фисенко, Т.В. Свирина, О.В. Пяткова и Т.Н. Бессонова.

Татьяна Валентиновна Свирина рассказывает:

-Конечно, чтобы научиться владеть инструментом, нужны большая усидчивость и слух, но отсева у нас практически нет. Не только мы, но и родители отмечают, что дети, которые занимаются у нас, хорошо учатся и в средней школе, потому что мы развиваем мелкую моторику пальцев, которая влияет на активность работы мозга.

Мой отец, очень музыкальный человек, играет на многих инструментах, в свое время привил мне интерес к музыке и привел в музыкальную школу. И я ни разу не пожалела, что это стало моим призванием.

Здесь слушают классику

Хореографическое отделение – второе по массовости после художественного. Классический танец преподает Т.А. Шабайкина, а народный танец – Т.Г. Белорукова.

-Классический танец, — говорит Татьяна Александровна, — подразумевает под собой балет. Родители сейчас стали уделять больше внимания здоровью своих детей, и наша дисциплина как нельзя лучше подходит для общего укрепления растущего организма. Хотелось бы, чтобы у нас было больше мальчиков, но многие родители считают, что это не мужское занятие, а жаль. Наш выпускник Андрей Холин сейчас работает в балете, Женя Корнева закончила институт хореографии, работает в Барнауле.

Помимо всего прочего мы даем детям музыкальное развитие, на наших занятиях они слушают классическую музыку.

«Дети интересуются историей родного края, - считает И.Г. Гросс. – А быт и традиции прошлого – это часть истории».

Возвращаясь к истокам

Фольклорное отделение открылось в школе искусств в 2000 году, ведут его Т.В. Медведева и И.Г. Гросс.

-Нам кажется, что сейчас стал более отчетливо проявляться интерес к культурным традициям, — говорит Инна Геннадьевна Гросс. – Я помню, как в 90-х годах прошлого века в районе стали поднимать именно нашу культуру, и я попала в эту струю. Мы разучивали народные песни, изучали танцы, и меня это очень заинтересовало.

Когда встал выбор, куда идти учиться, Светлана Ивановна меня подтолкнула именно в этом направлении. Сейчас я понимаю правильность выбора.

С детьми мы изучаем быт, культуру наших предков, ремесло, они сами себе делают костюмы. Мы выезжаем в близлежащие города, и дети уже могут посоревноваться в каких-то знаниях со своими сверстниками, это для них представляет большой интерес.

О.В. Климова для каждого занятия ищет что-то новое.

Попробовать все – и выбрать главное

Отделение раннего эстетического развития для первоклассников открылось совсем недавно – 1 сентября, и ведет его молодой педагог, учитель начальных классов О.В. Климова.

-Суть нашей идеи такова, чтобы дети попробовали свои силы на всех отделениях школы и уже на следующий год со знанием дела смогли выбрать определенное направление, которое им нравится, — говорит Оксана Владимировна Климова. – Помимо хореографических, музыкальных, художественных, прикладных занятий мы с детьми лепим, рисуем, играем, разгадываем ребусы, загадки, развиваем мелкую моторику, и т.д. Многим ребятишкам очень нравится заниматься здесь.

Наталья ЗАБОЛОТИНА.

Русская душа и немецкие традиции

Многие сотни жителей района имеют отношение к школе искусств: учились здесь сами, приводили сюда детей, внуков, приходили на концерты, знакомы с педагогами и т.д. У меня своя история. Когда-то мне страшно хотелось здесь учиться – по классу аккордеона или фортепиано, но не вышло. Родители из-за упорного нежелания старшего брата ходить в «музыкалку» (он был записан, но прогуливал занятия) не хотели повторения печального опыта. Бабушка вздыхала: «Шульберта из внука не получилось», брата сурово наказали и на мои мольбы взрослые сказали «нет!»… Спустя много лет, школу искусств закончила дочь. И еще спустя годы, в стенах ДШИ случилась встреча с человеком ярким и талантливым. Незабываемая встреча…

-Приходите завтра к нам. Приедет Юля Баева, помните ее? – пригласила директор ДШИ Светлана Ивановна Шлыкова.

Я не то чтобы хорошо помнила ее самое (столько лет прошло!), но помнила имя – Юля Баева, гордость школы искусств.

Она давно уже стала взрослой, воспитанница педагога Шатрова, сама профессионально занимается музыкой, и за тысячи километров отсюда, в далекой Германии, Юлия Баева (Кремер) пропагандирует русский инструмент – балалайку. Оба – и преподаватель, и выпускница ДШИ двадцатилетней давности были искренне рады встрече.

Был август. Теплый, солнечный, тихий, и оттого, что тихий – какой-то прозрачный день. Запах краски в классе детской школы искусств, стулья в рядок вдоль стены и один – в центре. Для Юлии Баевой. Ее мини-выступление, мастер-класс для нынешнего воспитанника ДШИ, балалаечника Толи Зыкова, который пришел послушать игру профессионала. Неподдельная радость встречи с любимым педагогом Петром Александровичем Шатровым. Звонкий инструмент в умелых руках. Поет, заливается, грустит. А ведь всего-то три струны… Но как здорово он звучит, как завораживает, удивляет и волнует.

Видя ее рядом с педагогом, хотелось по-прежнему называть Юлию девочкой – талантливой, целеустремленной, чуткой. Но нет: она давно уже выросла, воспитанница Петра Александровича, стала профессиональным музыкантом, и искусство – неотъемлемая часть ее жизни, оно ее вдохновляет и кормит. Да и уже давно она носит другую фамилию, выйдя замуж за немца, и живет в Германии, и подрастают двое сыновей, но по-прежнему благодарностью к педагогам, прежде всего первым – детской школы искусств – светятся ее глаза.

-«Камаринская!» — звонко объявляет балалаечница, и… Эх! До чего же хороша исполнительница – артистичная, задорная, умеющая сделать послушными струны инструмента.

-Это был первый выпуск класса балалайки в ДШИ, — вспоминает П.А. Шатров. – 1989-й год. Юля поступила в музыкальное училище в Барнауле и успешно закончила. После музучилища ее взяли в оркестр «Сибирь», где она работала восемь лет. И одновременно училась в институте культуры.

-Мне повезло с учителями, — охотно рассказывала Юлия. – Музыку в школе вела Наталья Александровна Шатрова, это она подвигла меня прийти в ДШИ. Я даже родителям сказала не сразу, а спустя месяца два. Петр Александрович – доброй души человек, любит детей, предан музыке, балалайке. Столько терпения он вкладывает в занятия с детьми, и в свое время его настойчивость и увлеченность повлияли на мое желание заниматься дополнительно, закреплять навыки. Мой первый наставник передал меня в хорошие руки – преподавателям музучилища. Одна из них – ведущий педагог З.В. Абих. Ее знают в стране. Помню, она приезжала к нам в Троицкое. Мне тогда было 13-14 лет, и она произвела на меня впечатление, сказав: «Девочка, тебе надо учиться музыке». Я ведь поздно начала заниматься – в 11 лет. Нагрузка была немаленькая, каждый день ходила в школу искусств.

В «Сибири» была солисткой, мне работа в оркестре много дала. Вместе с заслуженным артистом России Сергеем Клоковым сделали свою программу – баян, балалайка, ездили в Германию, Люксембург, Бельгию. Русские музыканты везде ценятся. Между концертами играли на улице, зарабатывали деньги. Второй раз в Германию поехала одна, познакомилась с будущим мужем – он русский немец из Кузбасса. Любит музыку, поет, играет на гитаре…

В Барнауле у Юли было много работы – помимо репетиций и выступлений в оркестре, она преподавала в музыкальной школе, училище. Очень занята она и сейчас, в Германии. Занята – значит, востребован ее талант, ее энергия, живость ее характера. Поначалу было нелегко: чужая языковая среда, другой менталитет, другие традиции, пристрастия у тамошних жителей, в том числе музыкальные. Брала уроки немецкого языка, и пока не овладела им, на выступлениях, выходя к зрителям, произносила заученный заранее текст.

Непростой творческий путь прошла она, прежде чем немецкие зрители узнали и полюбили Юлию Кремер. Невероятное трудолюбие, удивительное обаяние и, конечно, талант сделали свое дело. О ней пишет немецкая пресса. Смотрю вырезки из газет. Ничего, что чужой язык – фотоснимки говорят сами за себя. Это признание, это успех. Что ж, искусство не знает границ.

Вот уже девять лет живет Юлия в Германии, руководит хором со 175-летней историей, и еще одним – мужским, и еще – женским церковным. Выступает дуэтом с русской аккордеонисткой: «Перед Рождеством мы дали девять концертов, нас знают, охотно приглашают».

Оказывается, на концертах русские немцы (из переселенцев) бывают редко, все больше коренное население. Им нравятся и русские костюмы, и звучание инструментов, и мелодии – русские, американские, любые другие. А еще немцы любят петь, причем подходят к этому со всей серьезностью, ответственно:

-В деревне, где я занимаюсь с хором, населения 300 человек, поют все – как одна большая семья. И живут дружно. Если у кого-то беда – помогают все, свадьба – празднуют все. У каждого хора – большой репертуар, как правило, каждый год – новая программа. Мне приятно, что люди с радостью идут на репетиции. Поют по вечерам с восьми до девяти, и это после трудового дня (люди занимаются сельским хозяйством). Когда мама у нас гостила, удивилась: «Поют? Трезвые?». Это традиция.

На балалайке можно играть классику. Юля с удовольствием нам это демонстрировала, и мы с не меньшим удовольствием слушали ее. Она выбрала балалайку не случайно:

-Меня она трогала всегда, но чем меньше струн, тем меньше возможностей. Надо долго учиться, чтобы играть виртуозно. Немцы считают балалайку символом России, и я с удовольствием пропагандирую ее. Даю уроки игры на балалайке, а еще – на мандолине.

Понятно, что сыновья Юли невольно приобщаются к музыке. Никлас еще мал – ему три с половиной года, а семилетний Доминик год назад попросил подарить ему гитару. Он уже понимает, что учиться играть – это большой труд, до мозолей на пальцах. Это Юлия ему объяснила. Кстати, по-русски – дети свободно владеют языком Родины их мамы.

-Иногда мне не хватает мамы (она теперь живет в Барнауле), общения с друзьями, учителями, — признается Юлия. – Но в Германии моя семья, работа, благодарные зрители, и тоже немало друзей. Мне вообще всегда везло на хороших людей. Мы с Петром Александровичем звоним друг другу, и дружбу с ним я очень ценю.

А еще она ценит интерес зрителей. И, несмотря на опыт, выходя на сцену, волнуется:

-Всегда, всегда волнуюсь. Но знаю, что мое умение нужно людям. Верю, что если даришь добро – оно к тебе вернется.

Елена Гимадеева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.