Кому нужны чужие куры?

Давно признано, что заниматься сельским хозяйством в России довольно рискованно и затратно. На развитие хозяйства, закупку необходимого оборудования, на приобретение кормов для птицы и скота требуется потратить значительную сумму. Но будет ли дело прибыльным и как скоро окупятся финансовые вложения –

неизвестно. Особенно сложно начинать фермерство с нуля, когда практически нет собственных средств. В этом случае приходится обращаться к кредитованию.

О приказавшей долго жить Октябрьской птицефабрике и сегодня вспоминают многие. Как, впрочем, о многочисленных фермах – скотных дворах и многотысячном поголовье, которое на этих дворах обитало. Но если на смену тому, советскому, мало-помалу приходит новое, пока малочисленное, но такое высокозатратное российско-фермерское животноводство, то птицеводство у нас в районе «ведет себя крайне тихо», хотя и в этом направлении определенные потуги некоторыми наиболее храбрыми людьми делаются. Вот только получается ли задуманное?

После маломальского бурана к месту, где когда-то располагался птичник все той же птицефабрики «Октябрьская», а сегодня базируется фермерское хозяйство Ларисы Викторовны Калмаковой, кроме как по «козьей» тропке, не добраться. Но, несмотря на предупреждения новоявленной птичницы о бездорожье, все же форсируем остаток пути, недосягаемый для редакционной машины, пешим ходом, вспоминая при этом далекое детство, когда такие походы по заснеженному селу и нечищеным дорогам были ежедневной нормой. Желание увидеть, что же есть на месте бывшего птичника, и узнать, как теперь идут дела в плане развития птицеводства в районе, пересилило нежелание ползти по снегу, и вот спустя каких-нибудь полчаса я уже спускаюсь по заснеженному лабиринту к входу в здание фермы, обитатели которой встретили кудахтаньем, лаем и мяуканьем (слава Богу, тех, кто лаял, загодя посадили под замок). В общем, с изрядной долей оптимизма, прибыв к месту назначения, я приготовилась слушать рассказ фермеров о том, что все неплохо, по крайней мере, основная масса респондентов говорит о себе именно в таком духе. К сожалению, на сей раз рассказ был иного характера.

 Начинать всегда трудно

Даже несмотря на огромное желание достичь определенных результатов, начинать новое дело всегда нелегко. Еще труднее начинать с нуля.

Родом Калмаковы из Кемеровской области, жили в городке Таштагол. У Ларисы большой опыт работы в бухгалтерии, Сергей – учитель физкультуры, тренер по боксу. Дом в престижном районе городка, налаженный быт, работа с постоянным заработком – что еще можно желать при сегодняшнем неуравновешенном ритме жизни среднему россиянину? Калмаковы хотели попробовать силы в собственном деле и именно в сельском хозяйстве.

-В Кемеровской области сельское хозяйство развито не так хорошо, как на Алтае, хотя и там аграриев немало. Но мы решили начать свое дело именно на Алтае, изучили рынок и остановили свой выбор на птицеводстве, – начала свой рассказ Лариса Викторовна. – По Интернету нашли объявление о продаже здания бывшего птичника. Прикинули, что в округе птицеводством никто не занимается, а имеющиеся птицефабрики находятся на внушительном от Троицкого района расстоянии, и остановили свой выбор именно на этом предложении. Да и цена, за которую бывший владелец предлагал здание, была более чем приемлемая.

Чтобы исполнить задуманное, продали в Таштаголе дом, оформили потребительский кредит, купили полторы тысячи кур-молодок, корма, сделали небольшой ремонт во вновь приобретенном помещении и в сентябре 2011 года, зарядившись изрядной долей энтузиазма, начали работать. А немного погодя одна за другой появились на нашем пути проблемы. Для начала, мотивируя законность своих действий сменой собственника помещения и пообещав «поставить все на свои места» через пару недель, у нас отключили свет. Курица без света жить и развиваться не может, потому в срочном порядке пришлось купить генератор и подключить автономное электропитание, а параллельно начались мои походы к энергетикам (и не только) по поводу восстановления энергоснабжения.

О том, сколько, с кем и как велись переговоры на эту тему, как терялись и находились документы, можно бы написать целый рассказ, но оставим подробности за кадром. Скажу лишь, что пришлось Ларисе даже обратиться в краевые СМИ, и только после приезда корреспондента, выхода статьи, или же действительно подошло время, спустя несколько (!) месяцев, свет на ферме подключили. Жаль, конечно, потраченных на походы по кабинетам времени и нервов, но чего не сделаешь ради достижения мечты о собственной птицеферме? Кабы не одно «но». Зимой генератор вышел из строя, и несколько дней куры, только достигшие необходимого возраста и начавшие дружно нести яйца и приносить первый доход, жили в темноте. Скудного зимнего света, проникавшего через окна, было, конечно же, недостаточно. Как следствие, птица стала болеть, и начался падеж, 380 голов приказали долго жить.

-Даже по самым скромным подсчетам, оценив голову в 150 рублей (по примеру продажи кур-молодок сегодня терпящей бедствие одной из птицефабрик края), за пять дней мы понесли убыток порядка 57 тысяч рублей только за кур, – продолжает рассказ Лариса. – А ведь они уже вошли в силу, стали хорошо нестись, так что приплюсуйте к этому недополученные яйца… Из стресса куры вышли не сразу, долго еще болели, линяли, клевали друг друга и снесенные яйца. О какой прибыли и торговле тогда было думать? Сохранить бы, что имели. Ну да ладно, всякое бывает, надо было работать дальше. К маю курочки восстановились и начали хорошо нестись. Кстати, от покупателей у нас отбоя не было, яйцо-то, получается, домашнее. Да и цену мы установили невысокую. Необходимые для реализации документы у нас в порядке.

И снова удар – очередная партия кормов оказалась практически не пригодной к употреблению. Клевать-то куры их клевали, но что толку? Пришлось дополнительно закупать добавки, а это опять непредвиденные затраты. Ну, и на производительности наших подопечных это отразилось, опять нестись толком перестали.

Спасибо людям, которые не оставляли нас все это время. Я до сих пор поддерживаю связь с ветврачами птицефабрик, где брали молодняк, следую их советам. Нас не забывает районная ветслужба, все необходимые процедуры с поголовьем проводятся. Управление по АПК помогло приобрести емкость для воды.

Наверное, другие уже плюнули бы на все и уехали, но Калмаковы сдаваться не собирались. Сколько денег, как говорят в народе, просто вылетело в трубу, уже и не считают. От полутора тысяч на сегодня осталось 780 кур, кредиты взяты во всех банках, где можно было взять, и вот это еще одна острая проблема, не дающая нормально работать.

-Долгов у нас много, да их и не может не быть. А началось все с проблем со светом, поломки генератора и дальше, как снежный ком, по нарастающей. Сегодня мы не в состоянии купить корм птице (спасибо, производители дают в долг, но вечно это продолжаться не может), рассчитаться по долгам. Пробовали поначалу принять участие в конкурсе грантов, но не прошли по конкурсу. Сколько бы я ни обращалась в банки для оформления кредита на развитие сельского хозяйства, нигде по условиям не проходим. Как правило, необходимы: доход, в разы превышающий получаемый нами, залог на внушительную сумму типа квартиры в городе или дорогой машины. У нас нет ни того, ни другого. Дом теперь у нас в селе, причем купили мы его в рассрочку, пустив все деньги на развитие производства, а машина – старенький «уазик», опять же для работы. Техники тоже никакой, для расчистки снега нанимаем трактор. Приходилось брать кредиты исключительно на неотложные нужды, причем последнее время брали небольшие суммы в коммерческих банках – а это огромные проценты. И выхода другого не было, и долгов накопили. Если бы не тот падеж, мы бы за все уже рассчитались, смогли взять кредит в Сбербанке, на который очень рассчитывали.  Спрос на яйцо хороший, как только куры начали нестись, восемь магазинов стали нашими постоянными клиентами. И сегодня люди звонят, спрашивают, есть ли в наличии яйца. Пару дней назад дорогу перемело, пока не прочистим – к ферме не подъедем, так уже беспокоятся, почему не везем.

Цена вопроса сегодня – 50 тысяч рублей, которых хватило бы на необходимые выплаты и покупку очередной партии корма. Сумма, вроде бы, и небольшая, но и ее взять негде. Если только появится добрый спонсор… Но это уже из категории сказок.

Когда мы решили заняться сельским хозяйством, знакомые нам напрямую говорили, что мы ненормальные. А у нас было и есть огромное желание работать, только возможностей становится все меньше… Вот и получается: раньше были деньги, но не было, образно говоря, мозгов. Теперь эти мозги появились, но нет денег. Зато появился хороший опыт в работе с птицей, который, кстати, можно получить, только работая на ферме, в селе, а не по книжкам и Интернету. На собственных ошибках научились и в курах разбираться, и в кормах, в добавках, при необходимости сами можем любой комбикорм приготовить. В здании потихоньку делаем ремонт, вставили пластиковые окна, подремонтировали стены. Читаем про распродажу кур-молодок на бедствующей птицефабрике (ох, как мы их понимаем!), можно было бы выручить, купить у них кур, место для поголовья есть, но… На голом энтузиазме далеко не уедешь, нужны деньги, а они закончились.

Сегодня много говорится о всяких госпрограммах развития сельского хозяйства. Вот и Лариса пробовала найти подходящую для участия, даже президенту писала. Пришло целых два ответа, «под копирку», в которых новоявленной фермерше объяснили, на какие цели сегодня программы направлены. К сожалению, птицеводства среди них нет!

-Мне дали понять, что птичник здесь не нужен, хватает тех яиц, которые поставляют птицефабрики края и Новосибирской области. Но ведь наше яйцо домашнее! Да и пройдите по магазинам, там в основном Новосибирск…

Да… На бумаге и в кино всегда получается красиво: открывшиеся «вчера» хозяйства строят новые фермы, коровки «доятся» йогуртами, по мановению волшебной палочки на полях появляется новейшая техника. Работай – не хочу! Об обратной стороне медали мы предпочитаем молчать. И сколько по стране таких вот в прямом смысле начинающих фермеров, не убежавших от тяжелого сельского труда в город, а, наоборот, положив на кон нажитое состояние и… прогоревших. Кто им поможет?

Ситуацию комментирует Ю.М. Волченков, начальник районного управления по АПК:

-К сожалению, в крае действительно нет ни одной программы, направленной на развитие птицеводства, а имеющиеся касаются развития мясного и молочного животноводства, овцеводства, растениеводства. На сегодняшний день яйцом край обеспечен, работают несколько крупных птицефабрик. Конечно, продукция у Калмаковых экологически чистая да и спросом, наверное, пользуется, но на уровне района помочь этому предпринимателю именно финансово мы пока не в состоянии, поскольку зависим от краевых и федеральных программ. Но я посоветовал бы ей обратиться в отдел по работе с предпринимателями и попробовать принять участие в конкурсе грантов на развитие предприятий малых форм собственности.

Л.Ю. Баркова, заведующая сектором по экономике и работе с предпринимателями:

-В 2011 году Лариса Викторовна подавала заявку на участие в конкурсе на предоставление начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства целевых грантов на создание собственного бизнеса. Отбор претендентов на участие проводит комиссия, которая рассматривает предоставленные бизнес-планы и принимает решение о поддержке. Оценка производится по пятибалльной шкале по восьми критериям. Если бизнес-план набирает в среднем менее четырех баллов, то не проходит. К сожалению, бизнес-план, представленный Калмаковой, необходимых баллов не набрал. Сегодня я посоветовала бы Ларисе Викторовне принять участие в конкурсе грантов губернатора Алтайского края в направлении «Сельское предпринимательство» или «Женское предпринимательство», но обязательным условием там является наличие наемных работников. Также у субъектов МСБ есть возможность воспользоваться поручительством Алтайского гарантийного фонда перед банками при получении кредитов на расширение производства, внедрение новых технологий, инновационную деятельность и пополнение оборотных средств или обратиться за поддержкой в Алтайский фонд микрозаймов (более подробную информацию можно получить в информационно-консультационном центре).

Наталья ЯКОВЛЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.