Не станет ли хороший урожай головной болью аграриев?..

Получив богатый урожай, крестьянин, казалось бы, должен радоваться. Обильный урожай – это высокие доходы, возможность приобрести новую технику, укрепить материальную базу, это и хороший заработок у механизаторов и так далее.

Но большой урожай влечет за собой и увеличившиеся затраты.

Каждому переработчику хочется приобрести побольше продукции, но подешевле, особенно если рынок зерна насыщен, а фермер, наоборот, стремится продать подороже. Это противоречие вполне оправданно и объяснимо в аграрном секторе экономики. Но иногда паритет закупочных и оптовых цен при реализации не выдерживает критики и вызывает серьезное недовольство производителей сельхозпродукции.

Некоторое время назад мы писали о том, что цена на гречиху прошлого урожая была непредсказуема, она на протяжении осенне-зимнего периода то взлетала, то опускалась до минимума, некоторым фермерам повезло продать подороже, а другим – нет. И ладно, если бы цена просто скакала, – рынок есть рынок, но она, по мнению сельхозпроизводителей, в этом сезоне умышленно, с целью прямой наживы переработчиков, снижена до минимального уровня.

Так, на сегодняшний день в Алтайском крае сложилась самая низкая за последние шесть лет цена за тонну самой популярной пшеницы третьего класса, которая в среднем составляет 8318 рублей с НДС, причем она имеет тенденцию к снижению. Только за период с 18 по 25 августа цена пшеницы резко снизилась на 449 рублей. При этом даже во всероссийской житнице – в Ставропольском крае, где климат иной, урожайность намного выше и затраты на выращивание хлеба меньше, закупочная цена – больше нашей, аграрии продают пшеницу по 10150 рублей за тонну.

За 4-й класс пшеницы предлагают и того меньше – в среднем 6800 за тонну, падение цены более чем на 600 рублей. Горох высокого класса подешевел на 500 рублей за тонну, овес – на 542 рубля. В конце августа овес у алтайских фермеров на переработку покупали по цене чуть более 6 тысяч рублей за тонну. Сейчас дают 4,5 тысячи. Но и эти приведенные цифры уже, видимо, неактуальны.

Алтайские аграрии столкнулись с кризисом перепроизводства зерновых, сообщает информагентство REGNUM. Элеваторы, особенно те, что хранят «закрома Родины», еще не распродали остатки урожаев прошлых лет, а перекупщики, в интересах которых уронить цену зерна, могут себе позволить выжидательную позицию. Поэтому к тем немногим элеваторам, которые принимают урожай для собственных нужд переработки, выстраиваются огромные очереди из десятков груженых фургонов.

Аграрии надеются на скорое объявление закупочных интервенций. Ведь зерно в государственные закрома Минсельхоз, как правило, берет у крестьян по хорошей цене.
Александр Вайс, исполнительный директор Союза крестьянских (фермерских) формирований Алтайского края, в интервью «Вести-Алтай» сказал:

-Есть приказ Минсельхоза о том, что если цена на рынке будет меньше 10 тысяч 300 за пшеницу третьего класса, то должны включиться интервенционные торги. Они на сегодня не работают, поэтому на рынке зерновом балуются переработчики и трейдеры.

Поговорив с некоторыми фермерами нашего района, мы узнали, что они намерены делать в условиях снижения цен. И оказалось, что все они готовы придержать основные объемы зерна, за исключением реализации малых партий, необходимых для покрытия неотложных расходов.

Что касается зерновых интервенций, то наши крестьяне в прошлые годы не очень активно в них участвовали по причине недостаточных объемов, и в этом году участие наших фермеров в торгах под вопросом – пока не известна цена, не определены приемные пункты и прочие условия, которые будут озвучены, вероятнее всего, в конце сентября.

Если бы жители почувствовали на своих кошельках снижение закупочных цен – было бы просто замечательно, да и крестьянину не так обидно! Получается, что разница в ценах оседает у кого-то в карманах, причем у тех, кто не приложил усилий в выращивании хлеба. Взывать к их совести, видимо, бесполезно, и именно поэтому союз агропромышленных формирований Алтайского края («Алтайагропромсоюз») вынужден был обратиться к руководителю управления Федеральной антимонопольной службы с просьбой разобраться в действиях зернопереработчиков.

Виктор РЯБОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.