«На своей земле хозяевами должны быть мы сами! Без этого село не возродить…»

Владимир Егорович Фомин, глава Боровлянского сельсовета, один из немногих, кто всегда имел свое личное мнение и никогда, ни при какой власти не боялся его высказать. Именно его яркие выступления на депутатских сессиях, призывы не сидеть сложа руки, а требовать прописанного в Конституции и закрепленного законодательством запоминаются больше всего. Причем слова у него не расходятся с делом – он не боится направить вышестоящим инстанциям письменный запрос или задать вопрос лично.

Родом Фомин из Боровлянки, коренный житель Троицкого района. Родители – простые сельские труженики. В семье было семеро сыновей и дочерей, Владимир Егорович – четвертый. Отец, фронтовик, воевал под Москвой и Сталинградом, о чем после войны всегда вспоминал с гордостью, мол, выпало ему быть участником таких значимых в истории Великой Отечественной войны битв.

Сразу после окончания школы Владимир Егорович устроился работать в Боровлянский леспромхоз, а когда пришло время призываться в армию, служить попал в элиту советских войск – морскую пехоту на Тихоокеанский флот. Отслужив в армии, вернулся в родную Боровлянку и вновь стал работать в леспромхозе водителем.

На выборных должностях Фомин начинает работать с 1984 года. Именно тогда его избрали освобожденным председателем профсоюзного комитета Боровлянского леспромхоза. После нескольких лет в профсоюзе кандидатура Владимира Егоровича получила одобрение на сельских выборах, и вот уже седьмой раз народ избрал его главой.

Как о мужике судят по состоянию дома и усадьбы, так и о том, каким хозяином является глава того или иного сельсовета, можно судить по состоянию дел на территории поселений. Практически всем сельсоветам сегодня живется несладко. Но если кто-то из глав молча опускает руки и живет по принципу «куда кривая выведет», другие ищут всевозможные ходы и выходы, чтобы не только свести концы с концами, но и по возможности сделать жизнь поселения стабильной. К последним можно смело отнести Владимира Егоровича Фомина.

 Личное мнение

В том, что российская деревня сегодня в большинстве своем выживает, никого убеждать не нужно. Свидетельств тому множество: закрытые школы и ФАПы, пустые фермы, безработица, в некоторых селах ставшая массовой, и т.п. За редким исключением молодежь в село не заманишь, а те, кто приезжает, как правило, отработав пару-тройку лет, сбегают в сытый город. Почему такое случается и все ли в порядке сегодня с организацией местного самоуправления? У Владимира Егоровича Фомина есть свое, четко сформировавшееся мнение.

-Местное самоуправление в России не состоялось по настоящее время. Анализируя обстановку с 1993 года, считаю, что с каждым годом сельские Советы теряют свою значимость. И происходит это из-за политики, которую пропагандируют вышестоящие органы, начиная от правительства и заканчивая краевой властью. Например, в начале девяностых годов прошлого века обстановка в стране была куда сложнее, однако доходов и возможностей у сельских Советов было намного больше. Мы имели налогооблагаемую базу – стопроцентно подоходный налог шел в бюджет сельского Совета. Сегодня эта цифра составляет всего десять процентов. Был у нас налог на содержание социальной сферы и жилья, потом этот вид налога отменили.

Мы живем в лесу. Ранее, когда существовали лесхозы, бюджеты района и сельсоветов имели от них доходы в виде различных налогов, в том числе на лесную подать. От этого сельсоветы получали хороший доход. В настоящее время, после того как леса передали в аренду, в бюджет налоги от леса практически не поступают, так как арендная плата идет в федеральный и краевой бюджеты. Местный бюджет не получает ни копейки.

Ранее сельские Советы были наделены полномочиями самостоятельно решать все земельные вопросы, мы могли купить жилье для работников социальной сферы, а сегодня такой возможности у нас нет. И этой возможности нас лишили на законодательном уровне. Проблемно сегодня и индивидуальным застройщикам оформить все необходимые документы, без которых не построишь дом. Если раньше это решалось на уровне сельсовета, то сегодня все передали в район и край, и бывает, что потратить нужно не менее года, а то и пары лет, прежде чем соберешь все необходимые бумаги.

Еще одно «новшество», которое идет вразрез с интересами простых граждан, – это отмена всех нотариальных действий специалистами сельсовета. К примеру, еще несколько месяцев назад мы обладали полномочиями комитета ЗАГС. Сегодня же, я считаю, в нарушение законодательства, чиновникам понадобилось эти полномочия у сельсоветов забрать и передать исключительно на уровень района и края, и сельсоветы незаконно лишили вышеназванных полномочий, тем самым усложнив жизнь простых сельских жителей. Ранее сельские Советы имели возможность вести учет рождаемости и смертности на территории поселения, регистрировать браки. А сегодня? Мы даже не имеем права узнать, сколько человек у нас в селе умерло, вышестоящие чиновники ссылаются на некую секретность данной информации. Ну не абсурд ли?! Людям приходится по нескольку раз выезжать в райцентр, чтобы получить необходимый документ.

Вот и возникает вопрос: каково наше местное самоуправление, если мы ничего не можем делать сами, если нас лишили основной массы прав? Хозяевами в селе должны быть мы сами, местное самоуправление.

Помимо того, что урезали права, обязанностей прибавилось с лихвой. На нас периодически «давят» всевозможные, как называют их в народе, карательные органы. Чуть ли не ежедневно в адрес глав приходят угрожающие бумаги с требованием устранить то-то, подключить это и т.д. Возьмем ситуацию со свалками. В лесу делать полигон ТБО мы не имеем права, в селе – тоже, а у нас село в лесу расположено! Кладбище от села должно быть на определенном расстоянии. Но что делать сегодня с теми домами, которые располагаются по соседству с погостом? Нет в клубе сигнализации, не того качества вода в Боровлянке и прочее. Требования с каждым днем меняются, и нас попросту душат!

Еще один минус: те сельсоветы, которые имеют в своем составе сельхозугодья, получают доход от земли, от тех же фермерских хозяйств, поскольку они облагаются налогами. А вот земли государственного лесного фонда налогом не облагаются. По закону земли, расположенные на территории сельсовета, независимо от формы собственности, относятся к землям поселений, а потому мы считаем, что и лесные земли должны облагаться налогом. А то что получается? Арендаторы производят лесозаготовки на землях, которые относятся к поселению, то есть работают в границах сельсовета, но никакого налога они за это не платят, ссылаясь на то, что это земли гослесфонда. А дороги в лесу и в селе, по которым ходят лесовозы и которые никто из арендаторов восстанавливать не собирается? Про это все забыли…

Много споров вызывает объединение сельсоветов… Однозначного мнения по этому поводу быть не может, и считаю, что к каждой территории нужно подходить индивидуально. Но решение принимать необходимо, прежде всего ставя во главу угла благо людей, и никак не идти вразрез с интересами населения!

Как можно объединить Боровлянский и Южаковский сельсоветы, если между нами нет транспортного сообщения? Если до центральной усадьбы долго и неудобно добираться? Одно дело присоединить мелкие сельсоветы к рядом расположенным крупным, и другое – связать в одно целое разбросанные, удаленные друг от друга. На мой взгляд, гораздо разумнее было бы сделать перераспределение сел между сельсоветами. Ведь у нас немало примеров, когда село, относящееся к одному сельсовету, находится совсем рядом с центральной усадьбой другого. Например, поселок Ленинский входит в состав Беловского сельсовета, а расположен вблизи Боровлянки. Людям удобнее добираться до нас, больница, школа – все у нас есть. А вот за документами им нужно выехать в поселок Беловский, что очень неудобно. Так почему бы не сделать рокировку сел? Вот это было бы как раз во благо населения. А то, что делается в общей массе сегодня, — можно сказать, направлено на уничтожение малых сел: ФАПов нет, школы закрываются, автобусного сообщения нет. Вот люди и уезжают из небольших населенных пунктов, остаются в основном лишь пенсионеры да те, кому некуда податься. Ну, а там – дело времени, естественный отбор…

Село сегодня живет в основном только за счет людей, предприятий, работающих на территории поселения. Помогают руководители, на том и стоим – собственных доходов у нас мало. И чем дальше, тем хуже получается. Не спорю, много сегодня делается для сел краевой властью в плане ремонта объектов соцсферы. Но, к сожалению, на сегодняшнем этапе «заглохла» работа с ремонтом нашей больницы. Даст губернатор команду – делают, а нет – так  тишина! Попали мы в программу «Чистая вода», но в этом году никакие работы вестись не будут.

Мое мнение: край взвалил на себя непосильную ношу, пытаясь помочь муниципалитетам, а потому не все удается.

Еще одной большой проблемой села является недостаток квалифицированных кадров. Не хватает учителей, врачей. А почему? В первую очередь сказывается отсутствия жилья. А потому на уровне края и Москвы нужно решить вопрос, дающий право муниципалитету самому строить жилье для специалистов бюджетной сферы, как это было ранее.

Конечно, определенные программы по обеспечению жильем в крае работают, но, на мой взгляд, они несостоятельны. Почему? Когда специалист едет на село работать, в жилье он нуждается сразу. А программы предлагают ему отработать какое-то определенное время, чтобы оформить кредит в банке. Да и заработная плата не всегда позволяет тому же молодому специалисту этот самый кредит оформить. А было бы муниципальное жилье, так остро проблема не стояла бы.

Есть определенные проблемы и в сфере здравоохранения. Вместо того чтобы приблизить доступность обслуживания, на деле его удаляют, сокращают медперсонал учреждений, закрывают медпункты. Укомплектуйте больницы, обеспечьте необходимой аппаратурой, а специалисты появятся. Вот на что нужно делать упор, а не на развал сельского здравоохранения! Мы еще помним те времена, когда в нашей больнице проводились экстренные и плановые операции, необходимые исследования, роды принимали. За тяжелым больным в Боровлянку прилетал вертолет, все было организовано на высшем уровне. А сейчас?!

 Взгляд со стороны

Боровлянка – село лесное, таежное. Как и у большинства лесных мужиков, главным и любимым увлечением в жизни Фомина была и остается охота. Вот только в последнее время вместо ружья в руках у бывалого охотника все чаще можно увидеть кинокамеру.

-Природа дана человеку для того, чтобы правильно ее использовать. Я всегда был против бездумной охоты, истребления зверья и птицы. Лес дает человеку продукты питания, и ни в коем случае нельзя варварски относиться к нему. Нужно думать о том, что мы оставим своим внукам и правнукам… Лес – это своего рода наш стратегический запас. Представьте: завтра случилась катастрофа, исчезло все производство, не осталось ни одного магазина. Так вот именно лес и даст нам и продукты питания, и одежду, и тепло в дома. Но все это при условии, что сегодня мы не будем бездумно и бездушно истреблять зверье, вырубать деревья, иссушать водоемы.

Люди должны помнить, что нельзя убивать самок тех же глухарей, лосей, тетеревов. Во время размножения они не уходят далеко от нас, и не нужно пользоваться беззащитностью животного и птицы и бездушно убивать их. Слава Богу, но большинство наших людей понимают это.

В Боровлянке у Фомина есть соратники, вместе они занимаются охраной природы, оборудуют и содержат подкормочные площадки для животных, следят за порядком в лесу. В нескольких километрах от села есть так называемая зона покоя, где запрещена любая охота, и этот закон, по неписаному соглашению, никто не должен нарушать. Был, правда, один случай, когда залетные браконьеры решили поживиться в зоне покоя, но после «разговора» с Фоминым сотоварищи больше таких попыток не предпринимали.

Для отдыха жителей Боровлянского сельсовета и гостей сделали, опять же своими силами, неподалеку зону отдыха с искусственным водоемом. Желающие могут искупаться, наловить рыбы, поохотиться в положенное время на дичь.

Конечно, любовь к природе нужно прививать с детства, а потому со школьниками в Боровлянке проводят мероприятия, посвященные охране окружающей среды. Год назад школьники и ветераны села в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне разбили парк, посадили кедры, дубы, ели, пихты, маньчжурский орех. Заботливо следят здесь и за парком Победы, где есть плиты не только с именами погибших в годы войны дедов и прадедов, но и увековечены имена всех ветеранов той войны, живших и живущих на территории села, начиная с 1941 года. А рядом – имена ребят, принимавших участие в локальных войнах, воевавших в Афганистане и Чечне. Решение об установке этих плит было принято на заседании совета ветеранов села.

Большим событием в жизни не только Боровлянки, но и края было открытие памятника детям блокадного Ленинграда, установленного на месте захоронения эвакуированных во время войны и умерших уже на Алтае деток. Сегодня это место паломничества родственников блокадников. Люди приезжают в Боровлянку со всего бывшего Советского Союза, чтобы просто поклониться могиле, узнать, а вдруг именно здесь покоятся и их малолетние братишки и сестрички, ведь зачастую данных, куда эвакуировали в те годы детей, у многих просто нет. И благодаря чаяниям простых жителей села, энтузиастов и, конечно же, главы сельсовета появился у нас в районе такой памятник.

Обещала краевая власть, что будет в Боровлянке еще один памятник блокадникам, но установленный уже в центре села. Село свою долю работ выполнило: подготовили площадку, установили ограду. Ждут, когда край выполнит обещанное. Открытие, которое должно было состояться 1 мая, пока откладывается на неопределенный срок…

Наталья ЯКОВЛЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.