По совести и чести

Накануне празднования Дня России в администрации Алтайского края состоялась торжественная церемония награждения памятными медалями «Патриот России».

В мероприятии принял участие заместитель губернатора Алтайского края Даниил Бессарабов. Он напомнил, что День России был утвержден в непростое время, когда страна оказалась на пороге исторических событий и сложного выбора. Но Россия достойно пережила эти годы. «День России – это символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей страны. Ярким доказательством подъема и национального единения служит работа людей, которым сегодня вручены награды. Вы вносите большой вклад в многогранную работу по патриотическому воспитанию. Хочу отметить, что у нашего края огромный человеческий потенциал: Алтай дал стране много замечательных людей, которые в той или иной степени изменили ход российской истории. Но самое главное – в Алтайском крае живут отзывчивые неравнодушные люди, с активной гражданской позицией», — сказал Д.В. Бессарабов.

Всего в этом году вручено девять наград, которые являются формой поощрения за большой вклад в развитие и совершенствование системы патриотического воспитания. Так, памятной медалью «Патриот России» был награжден и Андрей Михайлович Неустроев, директор Комплексного центра социального обслуживания населения Троицкого района.

Памятной медалью «Патриот России» награждаются граждане РФ за большой личный вклад в работу по патриотическому воспитанию, проявление патриотизма в общественной, служебной, военной и трудовой деятельности.

Награждение проводится один раз в год ко Дню России. В Алтайском крае первая церемония награждения состоялась в 2008 году.

За предшествующие годы памятные медали получил 91 человек. Среди награжденных – педагоги, руководители музеев и военно-патриотических клубов, деятели науки и культуры, журналисты, ветераны Великой Отечественной войны.

Хотелось армейской романтики

Андрей Михайлович Неустроев родился в поселке Многоозерном. В семье он был пятым, самым младшим ребенком, родившимся после двух сестер и двоих братьев. В этом году исполнилось ровно 30 лет, как он окончил Многоозерную среднюю школу. До выпускного класса дошло восемь человек. Большинство разъехалось, и сейчас только один из них, Сергей Алексеевич Ирлик, проживает в поселке.

-Раньше собирались на вечера встречи, пока школа не сгорела. Здорово было пройтись по школьным коридорам, зайти в свой класс, сесть за парту, даже когда уже сам работал в школе, — говорит Андрей Михайлович. – Окончив школу, я поступил в Бийский пединститут на физико-математический факультет. Математика давалась очень легко, нравилась (благодарю Татьяну Васильевну Коненко, учителя математики), потому и сомнений не было – пединститут, математика. Я не первый в семье пошел по этому пути, две сестры – учителя математики. И с 1990 по 2001 год преподавал в своей родной школе, сначала музыку, потом математику и ОБЖ.

Но учеба в вузе у Андрея Михайловича получилась в два этапа. Лишь только начался весенний призыв 1987 года, молодому человеку захотелось армейской романтики, был душевный порыв служить в армии. Опять же перед глазами стоял пример старшего брата, который с 1984 по 1985 год служил в Афганистане. И вот в солнечный день апреля парень пришел в Восточный военкомат г. Бийска и попросился отправить его на службу в горячую точку.

-В то время было редкостью, чтобы молодой человек не шел в армию. Защита Отечества была священной обязанностью. И в этом не было никакого пафоса, – продолжает Андрей Михайлович. – Мы воспитывались на примерах отцов и дедов, отстоявших мир от фашизма. Мою просьбу о службе в горячей точке исполнили, попал в афганскую «учебку» в Туркмении, располагавшуюся в городе Кушка, в отдельный разведывательный батальон. Подготовка длилась около трех месяцев, и затем нас направили в Афганистан. Сначала – в Кабул, столицу Афганистана, а потом – в Джелалабад, в 66-ю отдельную мотострелковую бригаду, где попал в танковый батальон. Был заряжающим на танке командира батальона. В нашу задачу входило сопровождение армейских и бригадных колонн на боевые действия, колонн по обеспечению блокпостов и застав. Обычно танки пускали впереди колонн, вместо машин разминирования, и было понимание того, что первая мина будет наша. При сопровождении колонн мы передвигались по-походному, на броне. А у механика-водителя только голова из люка торчала. При подрывах им больше всего и доставалось… Попадали под обстрелы. Не знаешь, откуда прилетит, – кругом то «зеленка», то горы до небес. На горном серпантине тоже не расслабишься.

Джелалабад – это оазис, климат субтропический: эвкалипты, цитрусовые, обезьяны, фаланги и прочая живность. Жара нестерпимая – открытые спички на солнце сами загорались. Наш гарнизон стоял недалеко от города, жили в фанерных модулях, даже был водопровод, душевые. И все время хотелось чистой родниковой воды, а не наполовину с хлоркой. Самый длительный боевой выход, в котором я был, продолжался более двух месяцев. Армейская операция «Магистраль». Вот там условия были более чем походные – ни помыться, ни поесть порой. Завшивели все. Спали на танке. Я даже успел в Гардезе в валенках походить. Там в горах холодно зимой, дорога покрывалась льдом, и спускаться на танке – экстремально, несмотря на то, что он весит 40 тонн, но с горы катится бесконтрольно, что корова на льду.

Пока солнце светит – тепло, как только за гору зашло – сразу холодно. Грелись, кто как придумает, в палатках делали самодельные печки, куда наливали солярку.

Если честно, романтики-то особенной не было – армейская рутина. Были моменты, когда хотелось сорваться из расположения бригады, оживали, когда выходили на боевые.

19 мая 1988 года наша бригада в числе первых начала выводиться из Афганистана, 25 мая в 10.00 пересекли Хайратонский мост, и война для нас закончилась. Несколько дней сдавали технику и вооружение в Термезе, а потом самолетом – на Дальний Восток. Была промежуточная посадка в Барнауле на несколько часов. А там – березы, наши, русские. Русская речь. Воздух. И комары. Потом Приморский край. Мы попросились вчетвером с сослуживцами в один мотострелковый батальон и даже в одну роту, где и пробыли вместе до конца службы. Одного уже нет, один затерялся на Урале, а с Володей Чоповским общаемся и встречаемся. Он приезжал из Москвы на присягу в Наро-Фоминск к моему сыну Саше.

 Общественная работа – по велению души

-Я считаю, что в 70-80 годы прошлого века патриотическая тема в обществе прослеживалась четко, — продолжает Андрей Михайлович. – В школах обязательно были уроки начальной военной подготовки, уроки мужества, встречи с ветеранами и передовиками производства. Большое значение придавалось таким датам, как 1 и 9 Мая, 23 Февраля, 22 июня, когда люди собирались на многочисленные митинги. В то время были еще живы многие ветераны Великой Отечественной войны, да и руководители предприятий прекрасно осознавали значимость этих дат. В обществе была выстроена определенная система, которая работала.

Но опять же нельзя сказать, что все люди, вышедшие из советской эпохи, были патриотами, – откуда-то взялись же реформаторы-прихватизаторы и прочие пожиратели России. Для меня патриотизм – это любовь к Родине, к малой родине, своей земле, уважение к старшим и младшим. Вообще есть хорошие слова, и я с ними полностью согласен, – это заповедь славян, которой не одна тысяча лет: почитай своих богов и предков, живи по совести и чести.

В начале 90-х, опять же благодаря реформаторам-западникам, многое хорошее было похерено. Нам стали прививать западные якобы ценности. Я немного знаком с литературой, но вот никак не могу найти приличной рифмы к слову Европа… У нас есть свои ценности, нравственность, которые благодаря западным веяниям часто выставляются на смех. Русь выжила благодаря своим устоям. Мы – Восток, а из нас пытаются сделать западную вымирающую толерантную цивилизацию. Не выйдет – есть у нас стержень, не заржавел он. Хоть наш президент и называет США, Англию и прочие страны «наши партнеры», мы-то прекрасно понимаем, что стоит за этими словами: только расслабься – и «всю Расею заглотнут в один присест». Нам необходимо охранять не только землю русскую, но и в первую очередь веру, нравственность, устои, душу свою и детей, свой народ.   Повторюсь – многого в лихие 90-е нас лишили, одно из «добрых дел» – не стало начальной военной подготовки в школах. Сейчас ребятишки даже не знают, как, например, окопаться. Им вроде бы это и не надо, но должно быть понимание, что выживают в боевых условиях наиболее подготовленные. Стрелять они тоже не умеют, ладно, если у кого-то есть «воздушка». В школы нужно обязательно вернуть НВП в полном объеме, а не как сейчас – в ознакомительном виде. Раньше воинскую присягу школьники знали наизусть и готовы были ее выполнять.

Надо отметить, что интерес к военной службе у парней растет, многие поступают в военные вузы, многие идут служить по контракту. Знаю об этом не понаслышке – был начальником отделения призыва.

Я уверен, что российский мужик должен уметь делать всю мужскую работу по дому, начиная от изготовления саней и заканчивая кладкой печи. А у нас многие представители молодежи очень хорошо научились только пивные бутылки открывать. Если парень не знает, с какой стороны подойти к сугубо мужскому делу, то это, скорее всего, говорит о том, что его воспитывала только мать, то есть семья была неполная. Ведь слово «воспитание» означает «Ведающим Отеческим Словом питание». Об этом мы, мужики, и не задумываемся… Сколько сейчас мужчин в школе? Мало. Чего ж мы хотим?

Изначально все люди разные, нет равенства между мужчинами и женщинами, так заложено природой, а с ней не поспоришь. Мы не можем быть одинаковыми по определению. В России никогда не будет «родителя №1» и «родителя №2». У каждого свое предназначение, и женщина – это, прежде всего, хранительница семейного очага, а мужчина – это глава семьи, но мы про это редко вспоминаем. Женщины переняли у мужчин мужские привычки, например, курение, штаны. А ведь многие проблемы начинаются с таких, казалось бы, «мелочей».

Чувство любви к родине, селу, земле, где живешь, должно прививаться с раннего детства в семье. В семье закладываются основа, устройство быта, уважение к родителям. Семья – начало всему, а школа должна помогать в воспитании и образовании. В школах обязательно должны проходить уроки патриотического воспитания, встречи с интересными людьми. И они должны быть постоянными, а не так, что подходит знаменательная дата, – вот к этой дате все активизируются. Причем это зачастую происходит для того, чтобы поставить в отчетах «галочку». Нам порой на встречах говорят примерно следующее: вот у вас есть 40 минут, будьте добры в них уложиться. А мы, может быть, только спустя это время подошли к сути какого-то вопроса. Сейчас ребятишки не знают основные даты нашей истории. Ладно, 15 февраля в масштабах страны, может быть, и не такая значимая дата. А спроси их, что за день 22 июня, – не многие ответят.

Когда проводился марафон памяти по сбору средств на мемориал, мы побывали практически во всех школах района. И мы, ветераны чеченской и афганской войн, выполняли ту роль, которую, по сути, должно выполнять государство. Мы от этой функции не отказываемся. Мы всегда в строю, всегда готовы к тревоге. Но надо понимать, что у всех есть и основная работа, дом, семья, и если кто-то в свободное время сидит на берегу речки, то мы в это время можем готовиться к какому-либо мероприятию. В патриотическом воспитании большую роль должны играть общественные организации, которые не за вознаграждение будут проводить мероприятия, а за идею. Вот мы нынче провели спортивную встречу с Союзом пенсионеров, отличная была игра… Почему люди объединяются? Как пример – Союз пенсионеров, их держит вместе общая идея, будь то здоровый образ жизни или совместные интересы. И государство должно как можно больше внимания обращать на такие объединения, в том числе и помогать финансово. Мы, члены общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана», откликаемся на любые предложения. Общественная работа ведется по велению души.

У Андрея Михайловича с супругой, Галиной Владимировной, два взрослых сына, оба окончили Барнаульскую школу-интернат с первоначальной летной подготовкой имени Героя Советского Союза К. Павлюкова. Старший, Антон, в 2013 году окончил Военно-космическую академию в г. Санкт-Петербурге, сейчас старший лейтенант Воздушно-космических сил, проходит службу в г. Барнауле. Александр проходит службу в Кантемировской дивизии в городе Наро-Фоминске. И в своих сыновей А.М. Неустроев постарался вложить те принципы, которым следует сам, то есть жить по совести и чести.

Наталья Заболотина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.