Конкурс «Живая память»

Силы давала вера в долгожданную Победу

 Память… Она хранит все. И сколько бы лет ни прошло, мы будем помнить подвиги своих односельчан и на фронте, и в тылу.

 Много душевных и физических сил потребовалось нашему народу, чтобы пережить все тяготы войны. Не только бойцы на фронте ценой своих жизней приближали нашу страну к победе, но и в тылу женщины, дети и старики своим трудом помогали нашим войскам разгромить фашистов. На передний край шло оружие, боеприпасы и снаряды для фронта. Нелегко было перестроить промышленные предприятия на военный лад и наладить производство эвакуированных заводов, но люди отдавали этому делу все силы.

 Станки стояли прямо на снегу,

 К морозной стали руки примерзали.

 И задыхалась вьюга на бегу…

 Но мы твердили: «Нет, не чудеса…

 Мы просто честно фронту помогали».

 Три последних поколения нашей семьи не знали войны. Даже мои прабабушка и прадедушка во время войны были всего лишь детьми. А вот их родители хватили военного горя с лишком. Они вспоминают, как тяжело приходилось переносить голод и непосильную работу. Трудились по двенадцать-четырнадцать часов. Одна из прапрабабушек, Евгения Ивановна Бобыкина, работала поваром, другая, Татьяна Федоровна Оводкова, на поле. Косить зерновые приходилось вручную: за день прапрабабушка могла скосить зерновые на площади в один гектар, что и мужчине-то не каждому было под силу. Весной работали  на посевной, летом занимались заготовкой сена для скота. Труд повара был тоже нелегким: готовить приходилось на целую бригаду.

 Вместе с детьми женщинам нужно было на зиму заготовить дров. К концу дня просто падали от усталости и от голода, так как каждый кусочек хлеба старались отдать своим детям.

 Одновременно с основной работой сушили для фронтовиков картошку. Сами же, работая со «вторым хлебом», не смели его есть.

 Моя прабабушка, Любовь Степановна Оводкова, вспоминает: «Голод был неимоверный. Сколько бы ни сажали картошки, все равно не хватало. В картошку добавляли так назы­ваемую муку из сорняков, пекли лепешки. Провожая в школу, мать давала такую лепешку с собой. Сидя на уроке, я постоянно думала, что будет перемена – и я ее съем. Но начиналась переме­на, и я набиралась силы воли, чтобы оставить ее до следующей.

 Летом мы ели всякую траву, которая была не горькая: медуницу, корни аира болотного, щавель. Может быть, это и помогло нам выжить. Ведь эти травы пополняли наш организм витаминами.

 Не было одежды, не было соли и спичек. Если у кого-то шел дым из трубы, соседки шли в этот дом за углями, чтобы растопить свою печь. Общее горе сплачивало людей. Соседи жили очень дружно».

 Долгими зимними вечерами прабабушка Люба и ее подруги вязали варежки, носки, чтобы от­править посылки на фронт. Прабабушка надеялась: вдруг связанные ее руками носки достанутся родным….

 Ночами писали письма своим мужьям, сыновьям, братьям.

 Моим прапрадедам тоже довелось не только воевать на фронте, но и трудиться в тылу.

 Один из них, Степан Петрович Бобыкин, воевал на Украинском фонте, был ранен, попал в плен, оттуда бежал со своим товарищем. Демобилизовался домой по ранению в конце сорок третьего года. Дома пробыл всего шесть месяцев. В связи с тем, что побывал в плену, был отправлен до конца войны в Залесовский район на лесозаготовки.

 Другой прапрадед, Дмитрий Севастьянович Оводков, после тяжелого ранения под Ленинградом и ампутации ноги вернулся к семье, в свой родной колхоз. Будучи инвалидом, был избран председателем колхоза. Последний год войны и после войны продолжал работать в хозяйстве, отдавая все силы.

 Одним и самым главным источником могущества нашей армии была связь фронта с тылом. Героические подвиги совершались солдатами на фронте, а в тылу не менее важные подвиги совершали женщины, старики и дети.

 Благодаря огромному мужеству, терпению, трудолюбию и большой любви к своей Родине наши родные смогли одержать победу над фашистской Германией. Я удивляюсь, откуда у хрупких женщин, немощных стариков и детей, примерно таких, как я, были силы так работать, не падать духом и верить в долгожданную победу…

 Но все уходит в историю. Хорошо, что наше поколение пока имеет возможность прикоснуться к этой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. И, конечно, я горжусь, что в победе над фашистской Германией есть маленькая частичка и моих родных.

Кирилл Сапрыкин, ученик 9 класса ТСШ №1.

В 16 лет ушел на фронт

 В каждой семье, наверное, есть человек, о котором все говорят с гордостью и уважением, на которого хотят быть похожими, историю жизни которого подробно вспоминают на семейных встречах и праздниках. В нашей семье такой человек – мой прадедушка Николай Егорович Енников.

 Он родился в июне 1925 года. В шестнадцать лет попал на фронт. А первое тяжелое ранение получил 14 апреля 1944 года в возрасте 19 лет. Прошел через всю Великую Отечественную войну. За месяц до победы был демобилизован  по причине второго тяжелого ранения, после госпиталя отправлен домой. Во время пребывания в госпитале после первого тяжелого ранения прислал домой фото из госпиталя, с небольшим письмом на другой стороне. С этим живым свидетельством Великой Отечественной войны я и хочу вас познакомить.

 На фотографии совсем юный военный: красивая стрижка, аккуратный мундир, молодое открытое лицо… Вот только взгляд, внимательный, твердый, выдает человека, много повидавшего и пережившего. С обратной стороны мелким разборчивым почерком идет текст: «Енников Николай Егорович, 23.06.1925 года рождения, бывший командир огневого взвода противотанковой артиллерии. Здесь мне 19 лет. Город Боровичи Новгородской области. 07-1944 года.

 ЭГ 2069 находится в трехэтажном, из красного кирпича, здании (школе). Это первое мое тяжелое ранение, полученное под Псковом на реке Великой 14 апреля 1944 года, при подготовке форсирования реки вечером  в 17:00 при сильном тумане. В это время немец начал обстреливать из дальнобойной артиллерии, пытаясь разрушить железобетонный железнодорожный мост. Несколько тяжелых снарядов разорвались поблизости. Один из снарядов упал в 20-25 метрах, ушел глубоко в землю, и комьями земли, выброшенной взрывом, мне, лежащему на земле на правом боку, был нанесен удар по позвоночнику ниже поясницы. Я не почувствовал, что был ранен осколком. Подбежали солдаты из расчетов и стали меня поднимать под руки, но ноги меня не держали.

 Мы находились в боевых порядках пехоты.  Два человека из пехоты были убиты этим взрывом, так как двигались выше по откосу.

 Санинструктор оказал первую медпомощь, он обнаружил дырку на полушубке, а когда спустил одежду, то внутри было много крови. Был тяжело ранен. Так оказался в этом госпитале». (Авторская пунктуация и орфография сохранены).

 Вернулся Николай Егорович с войны с медалями.  Спустя примерно год женился, родилась дочь. После войны получил педагогическое образование и много лет проработал учителем русского языка и литературы.

 Умер, когда ему было чуть больше пятидесяти лет, от ран, оставленных войной.

Екатерина Шелыгина, ученица 8 класса ТСШ №2.

Он защищал Москву

Мой дедушка с папиной стороны, Петр Архипович Доманов, был участником войны.

Родился дедушка в августе 1922 года. В 1940 году его забрали в армию. А в 1941-м началась Великая Отечественная война. По распределению дедушка попал на Дальний Восток. Когда пошел второй год войны, их полк направили под Москву. Он попал в лыжный батальон.

В феврале 1942 года мой дедушка получил тяжелейшие ранения в голову и в руку. Был контужен. Его перевезли в госпиталь в Москву. Он пролежал там до марта 1943 года.

После госпиталя дедушку опять направили на фронт, теперь он воевал в пехоте. Был самый разгар войны. Дедушка отважно воевал, потому что знал, что защищает свою Родину, родителей, братьев, сестер, односельчан от фашистских захватчиков. В 1943 году наступил великий перелом в войне: наши войска пошли в наступление и подходили к границам Украины и Белоруссии.

Вернулся домой Петр Архипович в мае 1946 года. После окончания войны он еще год служил в Германии. Награжден был четырьмя медалями: «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» (о наименовании последней медали не известно) и знаком отличия «Гвардеец».

К сожалению, умер он очень рано, в возрасте 42-х лет, старые раны не давали ему покоя. А моему папе было всего два года. Это очень плохо, когда дети остаются без отцов. Моя бабушка всегда плакала, вспоминая то страшное время, когда ей тяжело было поднимать двух детей одной.

Пусть дети никогда не испытывают такого горя, как война. Пусть над нами всегда будет мирное голубое небо, яркое солнце. Ведь и в те тяжелые времена дети мечтали об этом.

Я благодарна дедушке и всем ветеранам Великой Отечественной войны за наше счастливое детство.

Виктория Доманова, ученица 8 класса ТСШ №2.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.