«Настанет время – вот тогда будем веселиться…»

Про мою семью в годы Великой Отечественной войны можно написать целую книгу. У нас есть дети войны, участники боевых действий, труженики тыла. Но я сегодня расскажу только историю моих прадедушки и прабабушки, которую поведала моя бабушка – Надежда Александровна Карпенко.

…1941 год. Выпускной вечер. С веселой красивой выпускницы Тони глаз не сводит молодой учитель истории Александр Тимофеевич. В аттестате зрелости у нее одни пятерки, среди подписей учителей в нем – и его автограф.

А через несколько дней началась война… Один за другим уходили на фронт одноклассники Тони. Призвали и отца молодого учителя, а историка Александра на фронт не брали из-за плохого зрения. Его назначили директором сельской школы, а Тоню – туда же, учительницей начальных классов. Дипломы об окончании учительских учебных заведений они получили экстерном. Надо было не только учить, но и кормить, утешать, опекать, воспитывать ребятишек, ведь их матери до ночи работали в колхозе, отцы воевали.

Одна за другой стали приходить похоронки на одноклассников Тони. Погиб при обороне Ленинграда и отец Александра. Учитель добивается, чтобы и его отправили на фронт, – хочет отомстить за отца. Наконец его тоже призвали, но не сразу на фронт, а отправили в медицинское училище обучаться на военного фельдшера. Через два месяца Александр уже работал в госпитале, делал перевязки, ставил капельницы, присутствовал при тяжелых операциях, дважды пришлось принимать роды. А из деревни и с фронта полетели письма, полные тревоги, заботы и любви. Эти письма Тоня бережно хранила всю жизнь, перечитывала, переписывала своей рукой те, которые ветшали от времени. Теперь эти письма читают их правнуки.

Многие строчки я помню наизусть: «Тоня! Ты еще мечтаешь учиться? Я тоже в мирное время мечтал учиться. За несбыточность этой мечты пусть отвечает кровавый Гитлер». А вот строчки из другого письма: «Тоня! Мне хочется очень часто получать твои письма, быть хотя бы мечтами вместе с тобой! Я смотрю на твою фотографию, хочется заговорить с тобою, но язык не шевелится, боится напугать и удалить образ той, которую так сильно люблю». Писали Тоне и ее одноклассники: «Гордость должна главенствовать в такие годы… К чему все эти вздохи и слезы, нужно терпение и упорство. Нужно все, что будет полезно для Родины!».

Война несла страшные разрушения: «Посмотрела бы ты, что враг сделал с населенными пунктами… Остался пепел и груды кирпича… Опять летит черный ворон, а зенитка угощает его свинцом… Они появляются, как воры, а вот и еще один гад, как нарочно, мешает писать».

Фронтовики мечтали дожить до Победы, но все до одного тринадцать одноклассников Тони погибли. Мой прадед Александр остался в живых. Вот что он писал 9 мая 1945 года: «Все это пройдет… Долго человечество будет помнить Отечественную войну. Настанет мирное время, вот тогда будем веселиться, как говорят, за старое, за новое и за несколько лет вперед. Я в госпитале под Минском, скоро увижусь с тобою, моя любимая Тоня!».

Учитель вернулся в родную деревню, где ждала его бывшая ученица, а теперь невеста. Вскоре они поженились и стали работать в родной школе, заниматься любимым делом. Антонина и Александр стали основателями семейной династии педагогов. Общий учительский стаж нашей семьи составляет больше двухсот лет: преподавателями стали их дети, Ольга Александровна, Надежда Александровна, и зять, Вячеслав Николаевич Карпенко, это мои бабушка и дедушка. Моя мама, Надежда Ивановна Карпенко, – тоже учитель, старшая сестра учится в педагогическом институте.

Антонина и Александр прожили вместе двадцать семь лет. Жили дружно, честно трудились. Александр Тимофеевич Бармоткин умер раньше, в 1972 году. Ему было всего 53 года. Антонина Гавриловна Бармоткина, в девичестве Любимова, ушла от нас в 2003 году.

Участниками Великой Отечественной войны были еще двое представителей нашей династии. Прапрадед, Тимофей Васильевич Бармоткин, погиб в 1943 году, а двоюродная прабабушка, Донна Васильевна Карпенко, прошла всю войну, закончив ее в звании полковника медицинской службы. Она спасла столько человеческих жизней, а умерла уже после войны от пневмонии…

Теперь внуки и правнуки хранят семейный архив, перечитывают фронтовые письма, берегут награды всех членов моей семьи.

На параде Победы 9 Мая 2016 года мы с сестрой шли в колонне «Бессмертного полка» и несли четыре портрета героев войны, наших дедушек и бабушек. Они снова вместе, снова рядом… Может быть, правда, жизнь прадедов продолжается в правнуках? Внешне я очень похожа на прабабушку и тоже мечтаю учить детей…

Диана КАРПЕНКО, 6 класс ТСШ №1.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.