Волховский фронт. Лезненский плацдарм. Бой, в котором выжил папа…

Накануне Дня Победы еще чаще вспоминаются подвиги наших родителей в тылу и на фронтах.

Моя мама, Екатерина Степановна Киселева, осталась солдаткой в неполные двадцать лет. Они с папой ждали уже своего первенца. Мальчик родился в ноябре 41-го, и, прожив зиму, умер. Маму направили на курсы трактористов. Но работать пришлось бригадиром полеводческой бригады в колхозе им. Калинина, что в с. Шершниха.

Вот и пахали землю, сеяли зерновые культуры, выращивали сахарную свеклу женщины, старики да ребятишки. Тяжел крестьянский труд. Рабочих рук катастрофически не хватало, задания правления колхоза не всегда удавалось выполнить. И утром, получив нагоняй, молодой бригадир часто плакал за углом хомутной («штаба» бригады). Потом снова собирала, уговаривала людей «поднатужиться». Суровыми были те годы: новоеловского бригадира Илью Сергеева посадили за срыв выполнения сельхозработ, признав врагом народа, и лишь спустя годы, ребилитировали…

А с фронта шли похоронки. Получила извещение о гибели мужа и мама. Пропали без вести дядя и племянник папы… Но папа выжил! Он был взят в плен. В Интернете я нашла описание боя, последнего боя папы.

Из боевого пути 288-й стрелковой дивизии 4-й армии. «1942 г. Волховский фронт. Лезненский плацдарм – крохотный пятачок в два с половиной километра длиной по фронту и чуть больше в глубину. Слева он подступал к высокой железнодорожной насыпи, справа – широкий Волхов с длинным и узким Кабацким озером. Северная сторона открывалась на ровное поле, через которое в двух верстах проглядывали избы небольшой деревушки Лезно. Южная сторона граничила с топким болотом. Численный и боевой состав батальона к концу апреля составлял всего 296 человек вместе с приданными ему подразделениями усиления. Командовал батальоном ст. лейтенант Ерастов А.А., комиссар – Фомин Ф.И., нач.штаба – лейтенант Юркин В.В.

29.04.42 г. в неравном бою погиб батальонный комиссар Фомин.

Со 2.05.42 г. – пять суток непрерывных боев.

…Положение на плацдарме в эти минуты было безнадежным. Клочок земли с изуродованными и полузасыпанными траншеями враг теперь простреливал насквозь, и остатки батальона – двадцать пять мальчиков – отважных и готовых на все после пятисуточного ада, были теперь замкнуты в плотное кольцо, где свободно гуляла смерть…

Связь с ними прекратилась в 19.15 4 мая 42 г. Огневой бой затих к 22.00.

Смельчаки бросились в воду, намереваясь переплыть Волхов. Кто-то остался (и папа в том числе. – Прим. авт.) прикрывать своим огнем, но сплошной обстрел позволил фашистам уничтожить всю группу…

Раненых ерастовцев немцы добивали».

Папа в этом бою ранен не был. Его и еще нескольких ребят фашисты взяли в плен.

В донесении командира 288-й стрелковой дивизии значится о безвозвратных потерях: бойцы погибли в боях у д. Лезно-Водосье Чудовского района Ленинградской области и оставлены на территории, занятой противником.

Извещение о гибели Николая Егоровича Киселева есть в архивах Троицкого РВК (я видела эту похоронку).

А он три года мотался по концлагерям, был освобожден в 45-м.

После войны папа работал трактористом. В 1954 году был награжден медалью «За освоение целинных земель». Мама в конце войны была награждена медалью «За доблестный труд». Родители жили и работали в Шершнихе, а потом переехали в Гордеевку. Воспитали и выучили шестерых детей.

Роза ПАРШУКОВА.

С. Троицкое.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.