«Результаты обучения оставляют желать лучшего»

Прочитали в районной газете от 24 июня статью «Нелегко добывать знания, или Почему беспокоятся родители» и пришли в недоумение от слов директора ТСШ №2 О.Н. Воробьевой по поводу УМК «Перспективная начальная школа», по которому работают учителя начальных классов всего района. Она говорит: «Эту программу в свое время выбрали сами учителя начальных классов на собраниях районного методобъединения». Не хотим выяснять, откуда такая информация, скажем одно, что она неверная.

Готовясь к переходу на новые стандарты, учителя начальных классов на собраниях районного методобъединения очень тщательно изучали пакет соответствующих документов, в том числе тщательно анализировали разные УМК. После анализа многих учебно-методических комплексов все учителя начальных классов выбрали для работы по обучению детей совершенно другой УМК. Это было зафиксировано в протоколе собрания и доведено до сведения комитета по образованию нашего района. Но, тем не менее, несмотря на выводы, мнение и желание профессионалов, а также на то, что согласно Закону «Об образовании» выбор программы – это прерогатива учителя и школы, «Перспективная начальная школа» была внедрена во всех школах района. И мы устали уже объяснять всем и каждому, что к переходу всех школ района на УМК «Перспективная начальная школа» районное методобъединение учителей начальных классов не имеет никакого отношения. В основном все учителя свое предпочтение отдавали и отдают УМК «Школа России».

Также О.Н. Воробьева говорит, что она тоже ознакомилась с другими программами и увидела, что идея у них у всех одна, только способы подачи разные. Вот именно этими другими способами подачи материала, которые представлены в УМК «Перспективная начальная школа», и недовольны многие учителя начальных классов  (заметим, не только нашего района, но и других районов и регионов). Чтобы не быть голословными, приведем статистику. Согласно опросу «По какой программе учится ваш ребенок?», который проводил сайт «Школьный гид» (2013/2014 учебный год), самым распространенным является УМК «Школа России». По нему обучается 23,5% опрошенных детей России, а по УМК «ПНШ» – всего 7%. Если бы были способы подачи материала в УМК «Перспективная начальная школа» неплохими и плюсов было бы больше, чем минусов, то не было бы такой разницы в процентах.

И еще, действительно, как написано в статье, в свое время «Перспективная начальная школа» была апробирована в Ельцовской школе, и действительно, учителя начальных классов данной школы на собраниях приняли решение, только не о целесообразности данной программы, а, наоборот, о нецелесообразности программы и пришли к мысли о переходе на «Школу России».

В своем интервью директор ТСШ №2 также говорит о том, что минимум знаний, который должен быть у ребенка на выходе из начальной школы, один и тот же по любой программе. С этим мы согласны, но мы, учителя, выбирая УМК, должны ориентироваться не на минимум знаний (базовый уровень), которыми должен овладеть ребенок, а на максимум (базовый повышенный и высокий уровни). А еще, выбирая программу, мы должны обязательно обратить внимание, каким путем мы будем достигать эти уровни: доступным и понятным всем участникам образовательного процесса или путем с различными трудностями.

Выполняя районные контрольные и проверочные работы, можем смело сказать, что результаты обучения детей по УМК «Перспективная начальная школа» оставляют желать лучшего. Конечно, на результат накладывает отпечаток не только данный УМК, но и те факты, что в последние годы отмечаются слабый интеллектуальный  и творческий потенциал современных детей, недостаточный уровень подготовки детей к школе, а также отсутствие во многих школах психологической и логопедической помощи. Но от программы тоже очень многое зависит.

Да, как говорит учитель И.Г. Шанина, если ребенок подготовлен к школе, то ему по силам любая программа, а если учесть вышеперечисленные проблемы, то исходя из них мы должны выбирать ту программу, по которой доступно будет учиться всем детям самостоятельно. Замечательно, когда родители оказывают помощь своим детям, а если нет (по разным причинам), то как быть? К тому же, несмотря на то, что, как говорит учитель Е.М. Савкина, «…в пояснительной записке к «Перспективной школе» четко прописано, что работать сообща должны учитель, ребенок и родитель», все тетради в данном комплекте предназначены для самостоятельной работы ребенка.

А.С. Тупикин говорит, что из общения с родителями он сделал вывод, что учителя не готовы перестраиваться и реализовывать новые стандарты. Это как понимать? На каком основании председатель комитета по образованию, заметим, после общения с родителями, может делать такие выводы? К тому же в разговоре речь идет об учебно-методическом комплексе, а не о новых стандартах. Акцентируем внимание на том, что новые стандарты предполагают новые подходы, и прежде всего – изменения в организации образовательного процесса в школе, а любая программа – содержание изучаемого материала и методику изучения. И самое главное: конкретно УМК «Перспективная начальная школа» и новые стандарты напрямую не связаны. Можно по любому другому учебно-методическому комплексу прекрасно осваивать новые стандарты.

А осваивая новые стандарты и системно-деятельностный подход, который является основой данных стандартов,  можем с уверенностью сказать, что мы перестраиваемся. Мы не просто меняемся сами, меняются наш взгляд на жизнь, наше отношение к работе. Мы переосмысливаем не только свой педагогический, но и жизненный опыт. Конечно, это совсем не просто для человека, который привык быть носителем знаний, «истиной в последней инстанции». Но мы все прекрасно знаем, что учитель – мобильный человек, он готов работать по-новому, особенно тогда, когда он видит, что это приносит реальную пользу детям.

Взаимопосещая уроки учителей начальных классов всего района, мы также можем с уверенностью сказать, что в основном все учителя района стараются, а прежде чем воспитывать и обучать маленького человека, пропускают все новое через свое сердце. И, конечно же, очень обидно слышать, когда говорят в наш адрес, что мы не готовы меняться. Мы готовы, и мы меняемся! А доказательством тому служат все три призовых места в районном конкурсе «Учитель года-2013», которые заняли учителя начальных классов. Именно они лучше всех показали новые подходы к обучению детей в современных условиях.

Мы меняем свои подходы к обучению, но, к сожалению, содержание учебников, принцип построения материала, заложенный авторами учебников, и, конечно же, методику изучения материала мы изменить не может и не имеем права. А в основном именно этими составляющими обеспокоены учителя начальных классов, но, тем не менее, осваивая стандарты второго поколения, педагоги ведут последовательную и системную работу по обучению учащихся начальных классов в соответствии с требованиями УМК «Перспективная начальная школа» и нового стандарта. И очень переживают, когда не могут достичь желаемых результатов.

Учителя начальных классов школ района.

1 комментарий для “«Результаты обучения оставляют желать лучшего»”

  1. На своем опыте знаю, как непросто осваивать новый УМК. Мне, например, очень не хватает вашей мобильности, а уж изменить взгляд на жизнь благодаря новым стандартам мне вообще никогда не удастся!!! Без всякой иронии признаю, что учителям нач.кл. сейчас труднее прочих «предметников», ибо перемены коснулись, наконец, и их. И верю каждому вашему слову. Но, помилуйте, как может приведенная вами статистика быть аргументом в данном случае?!А если 70% детей предпочтут на завтрак чипсы, а не кашу — значит, чипсы полезнее?! Другое дело, что Ельцовка переходит на другой УМК. Вот это — почти аргумент. Он станет весомым через 4 года, после апробации и этого УМК. А как родитель младшего школьника скажу: попробуйте проанализировать и свою работу. Давать детям домашнее задание, не заглянув в него предварительно — это и есть «работать по-новому»? А превращать внеурочные занятия в дополнительные уроки — это как? А в начале сентября не иметь программу по внеурочной деятельности — новая методика? А забыть про дифференцированный подход в классе, где 15 детей с разным уровнем подготовки -? Представляю головную боль директора Ельцовской школы- покупать новые учебники невероятно затратно. Предлагаю выставить на сайте вашего методобъединения подробный анализ обоих УМК с плюсами и минусами. Может, и мы, родители, вникнем и подключимся к трехлетней затяжной битве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.