Снег – снегом, а учеба – по расписанию…

Еще до новогодних праздников в редакцию газеты обратились родители ребят из села Тюмень, обучающихся в АГППК, и рассказали, что их детей отказывается возить школьный автобус, на котором доставляют в ТСШ №1 учащихся. Поначалу все было хорошо и удобно, ребятишек, не деля на школьников и студентов, возил один автобус, но потом кто-то наложил запрет, и теперь студенты ходят пешком. Конечно, не было бы школьного автобуса, никто и не претендовал бы на подвоз, а, как в старые времена, обходились бы своими двумя. Но если есть возможность подвезти детей, то почему этого не делать?

-Куда нам обратиться? Наши дети стали чужими для Алтая. Да, есть в колледже общежитие, но не все могут там поселиться по семейным обстоятельствам. Двое живут, но жалуются, что по ночам холодно, ждут не дождутся субботы, чтобы поехать домой…

А недавно в редакцию пришло письмо из села Большая Речка: «Долго думала, как озаглавить или с чего начать письмо: «Крик души» или «Предел терпению», а может, «С кого спросить?». И знаете, по своей сути подходит все.

Я жительница с. Большая Речка. Так получилось, что дочь нашла работу в другом районе Алтайского края, а внук живет с нами. Родился он здесь, и в школу решили отправить на месте.

Школа… Сколько шума, разговоров, сходов, обещаний… Местная школа еще могла бы лет тридцать простоять (она в хорошем состоянии), да и простоит, если не сломают. И учителя у нас еще не все до пенсионного возраста доработали. И дети маленькие еще подрастают. Жители села были против закрытия школы: долго боролись, устраивали сельские сходы, встречались с администрацией не один раз. На одном из таких сходов и я побывала. Задала вопрос о первоклассниках, обещали 1-3 классы не трогать, мол, маленькие еще. Ну, а для тех детей, которых уже начали возить в район, будет и сопровождение с мигалкой, и по бездорожью всегда впереди автобуса дорожники дорогу мести будут.

Что же мы получили? Школу закрыли, сделав перед этим ремонт (зачем?). Наш ребенок, как первооткрыватель: первый раз в первый класс – и сразу же в район. Кривить душой не буду: есть свои плюсы, ребенок сразу же вливается в большой коллектив, и возможностей больше. Но есть и очень большие минусы. Поднимать ребенка приходится в шесть часов утра, чтобы успеть умыть, одеть и посадить в семь часов утра в автобус. А все ли взрослые на работу так рано поднимаются? Зима в этом году морозная, снежная, заметает часто. Пример –  декабрь, весь месяц мой внук посещал школу один-два дня в неделю. То сильные морозы, на автобусе отправлять страшно (а если сломается?), то переметы – опять сидим дома. В результате отучились за весь месяц неделю-полторы, не больше. А после новогодних каникул в школу смогли выехать только с 15 января по причине бездорожья. И это первый класс, фундамент всего школьного обучения. В районе занятия идут своим чередом, нас никто ждать не будет. Автобус же если и пробивается, то только в девять, а то и в одиннадцать часов. Нашего ребенка уже не берут. А зачем? Уроки заканчиваются. Что можем – учим дома, а дальше как?

И если все же повезло и ребенок отучился в школе, ему придется ждать всех учащихся старших классов, чтобы уехать домой, а это не раньше двух часов дня. Вопрос: а каждый ребенок сможет это выдержать? Мы пробовали, малыш у нас приехал, расплакался, переутомленный, его стошнило, поднялась температура. Спрашивается: кому помешало хорошо налаженное старое, если не наработали нового? Или сейчас стали умнее старых людей, которые старались строить школы на местах, ближе к дому, учитывая и человеческий фактор, и дороги, и климатические условия.

В данное время мы возим из школы ребенка сами, но это же не может продолжаться вечно. А как те, у кого нет возможности возить детей? Да и нам это очень накладно, но щадим психику своего ребенка. Прошла ровно половина учебного года, но мне уже сейчас страшно: а как же дальше учить ребенка? Мы уже сейчас отстаем в обучении, а что впереди? Ведь еще метели да и морозы будут, а придет весна – начнут рушиться дороги. Что же получается: нам вообще учиться не придется? В газете печатали план развития района до 2017 года, в том числе об улучшении образования, даже в малокомплектных школах. Премьер-министр Медведев, и тот говорил: «Школы закрывать не будут, даже если останется один ребенок». А тут у нас 25 школьников, а с нового учебного года уже добавилось еще четыре ребенка…

И о дорогах. Почему у нас дороги до села в таком плохом состоянии? За что мы платим транспортный налог? Ведь это не дорога, а стиральная доска. Почему школа, администрация, фермеры смотрят друг на друга и ничего не предпринимают? Автобус быстро после таких поездок развалится. Такси отказываются ехать, узнав, что маршрут в Большую Речку. Грузовые машины и молоковозы сваливаются с дороги на обочины в снег. А уже и февраль недалеко с вьюгами и снегом. Про весну и думать страшно, когда будут ломаться дороги.

Вот и подошла я к главному: о какой школе говорить, если кони вязнут? С кого спросить? Пока хочется узнать от своих властей. Чем же нам было хуже раньше? Жили сытно, работали неплохо, учились, женились, рожали детей – и до чего докатились?..

Если ничего не изменится к лучшему, задам, наверное, несколько вопросов президенту. Но все же хотелось бы думать, что и своя власть наведет порядок. Эта проблема коснулась не только нашей семьи, и даже не одной деревни.

Т. Полещук».

Чтобы разобраться в ситуации, 18 января у В.М. Шарова, заместителя главы администрации района по социальным вопросам, собрались представители заинтересованных структур. Замечу, что по вопросу подвоза студентов колледжа редакция ранее уже обращалась в администрацию АГППК и  администрацию района. Как выяснилось, учащихся колледжа прекратили возить на школьном автобусе 1 октября, после проверки. Дело в том, что по инструкции категорически запрещается нахождение в автобусе посторонних людей (а в данном случае ребята из колледжа являются таковыми), и, разрешая им находиться в автобусе, водитель и сопровождающий тем самым нарушают инструкцию о подвозе учащихся. Согласно приказу в школьном автобусе, осуществляющем доставку учащихся из Тюмени в ТСШ №1, должны находиться 12 школьников и один педагог – сопровождающий. Но, идя навстречу населению, до указанной выше даты в райцентр подвозили и студентов, и работающих граждан. И если бы не та краевая проверка, возможно, и по сей день так бы и ездили, но… В сентябре осуществлять подвоз людей, данных о которых нет в приказе, было строжайше запрещено, и за нарушение этого требования администрации школы грозит внушительный штраф.

Выходом из создавшейся ситуации, как считали в администрации района на тот момент, было ходатайство колледжа, на основании которого можно было бы внести в приказ фамилии тюменских ребят. Но в колледже ссылались на наличие общежития, которым при желании обеспечивались нуждающиеся.

Такова предыстория. И на этот раз разговор решили начать именно с темы, касающейся ребят из Тюмени.

 Чужих детей не бывает!

В.М. Шаров:

-Мы работаем в одной системе образования, и школы, и колледж. Потому делить детей на своих и чужих не должны, все они наши! У каждой стороны своя правда, но давайте попробуем найти компромиссное решение проблемы.

В.И. Высоцкий, зам. директора АГППК:

-Сегодня все желающие учащиеся колледжа обеспечиваются общежитием, места есть. Температура в зданиях нормальная, возможно, прохладно было в самые сильные морозы. Что касается подвоза, то к нам по этому поводу никто из родителей не обращался. Второй момент – автобус отходит от школы в 14 часов. У нас занятия заканчиваются в половине третьего. Как быть?

Вопрос правильный. Однако студенты не претендуют на то, чтобы автобус ждал их до окончания учебы. Главное – это добраться до райцентра утром и успеть на занятия. А вероятность опоздать, идя пешком, гораздо больше. Но необходимо тщательно продумать все нюансы, например, кто будет нести ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних во время поездки, или как быть, если студент опоздал или не пришел к автобусу. По общему мнению собравшихся, ответственны за это должны быть родители. В случае положительного решения вопроса фамилии студентов будут внесены в приказ, и если сотрудник ГИБДДД остановит автобус, у водителя будет оправдание, почему в автобусе помимо школьников находятся обучающиеся в АГППК.

Итогом дебатов было обоюдное решение, что родители должны написать коллективное письмо на имя директора колледжа. Администрация колледжа, в свою очередь, рассмотрит данное обращение и примет решение. А вот каким оно будет? Узнаем позже.

В.М. Шаров:

-Возможно, я был бы на стороне колледжа, если бы ребята согласились на проживание и поселились в общежитии. Но ведь они все равно продолжают ходить пешком, и просто кощунственно получается проехать мимо и не посадить идущего по дороге студента. А сегодня получается именно так!

 Идем навстречу родителям

Дать качественное образование всем детям – одна из главных задач власти. Последние годы в нашем районе обучение организовано в том числе с подвозом детей из малых сел, и так работают одиннадцать школ. Организация качественного подвоза – это еще одна из основных задач, решить которую удается не всегда. И камнем преткновения в ней в основном является зима с ее аномальными морозами и снежными заносами.

Теперь о том, что касается письма Т.В. Полещук. Как пояснила О.Н. Воробьева, директор Троицкой школы №2, в соответствии с распоряжением краевого управления по образованию именно родители решают, сможет ребенок посетить занятия в сильные морозы, или нет.

-В те дни, когда стояли сильные морозы, я в обязательном порядке утром созванивалась с Татьяной Николаевной Нефедовой, педагогом, сопровождающем школьников из Большой Речки. Она, в свою очередь, обзванивала всех без исключения родителей и спрашивала, отпускают ли детей в школу. Естественно, если родители отвечали отрицательно, мы не имели права детей забирать. Но ехать автобус был готов всегда! Большинство из декабрьских рейсов было отложено из-за морозов и отказа родителей. Были запреты на поездки и со стороны сотрудников ГИБДД. А вот по вине дорожных служб отмены рейсов практически не было.

Что касается ребенка автора письма, то на прошедшей неделе у нас состоялся разговор с супругами-опекунами Полещук, на котором мы достигли взаимного согласия. В связи с тем, что ребенок сильно устает, ему тяжело ждать полтора часа прихода автобуса, мальчик по заявлению опекунов освобожден от внеклассной работы, хотя классный руководитель и была против.

Напомним, что первый класс после основных уроков занимается внеклассной деятельностью, с детьми проводятся дополнительные занятия. Однако по заявлению родителей освободить ребенка можно, хотя, как считают педагоги, и с ними нельзя не согласиться, это неправильно. Написав заявление об освобождении, родители снимают вопрос о дополнительных занятиях. Теперь первоклассник из Большой Речки будет уезжать домой сразу после окончания занятий, когда автобус делает второй рейс. Всего рейсов четыре. И еще. Даже если в сильные морозы дети и приходили, пусть три-четыре человека, с ними проводились консультации или три основных урока, их обогревали, обязательно кормили. В районе составлен график индивидуальных консультаций, и педагоги не допустят, чтобы ребенок не прошел учебную программу.

-Я считаю, — продолжает Ольга Николаевна, – что данное письмо написано под воздействием эмоций и действительно является своего рода криком души. Люди считают, что надо было оставить школу такой, какой она была раньше, и как человек я их понимаю. Но как директор могу поспорить… Что касается дорожной службы, то еще раз хочу подчеркнуть, что по вине ДРСУ ни одного срыва занятий не было.

 Настоящий бич – нечищеные дороги!

Иное мнение насчет работы тех, кто в ответе за состояние дорог как внутри сел, так и межпоселковых, высказал А.И. Бруль, директор ТСШ №1:

-В отличие от коллег сопровождающий из Тюмени до нашей школы педагог проживает в Троицком. Как таковой телефонной связи в Тюмени нет, обзвонить всех учеников невозможно, и я как руководитель сам принимаю решение, ехать или не ехать детям в школу. Естественно, решение «не ехать» я принимал, только когда столбик термометра опускался ниже 35 градусов. И я думаю, что данное письмо появилось не из-за того, что в декабре в связи с морозами дети не посещали занятия, а как раз из-за того, что есть случаи срыва из-за нечищеных дорог. И на сегодня это настоящий бич! По этой причине мы не подвозили детей шесть дней в ноябре и два – в январе. Сегодня мы, по существу, хороним хорошую идею с подвозом, чтобы дети получали качественное образование. У нас есть все: теплые автобусы, грамотные водители, ГСМ, но не всегда есть дороги!

Вина в этом, как считает директор, исключительно отвечающих за расчистку служб. Например, с 11 по 17 января подвоз детей из Тюмени осуществлялся с грубейшими нарушениями, посадка-высадка происходила в местах несанкционированных остановок. В Тюмени вместо того, чтобы производить посадку-высадку рядом с детским садом, автобус кое-как доезжает до магазина. В Троицком – не доезжая Микрорайона. Несколько дней назад, после полуторачасового «сидения» в тюменском сугробе, автобус выбрался, сломав в очередной раз бампер. Кто-то спросит: а почему место остановки именно рядом с садиком? Когда решался вопрос о подвозе, это место выбрали не случайно. Во время ожидания автобуса в ненастную и холодную погоду дети могут укрыться именно там. На одном из последних заседаний было сказано: прочищать по мере возможности. Конечно, сразу и все очистить не удастся, но тогда нужно определиться, осуществлять ли вообще во время буранов подвоз. Вопрос остался открытым.

И еще. На вопрос администрации школы о состоянии дороги слышится ответ: мы прочистили! Нередко это значит – в одну колею. Но автобус не легковушка, и если нет возможности нормально очистить дорогу от снега, то нужно хотя бы предусмотреть места для разъезда. Необходимо также содержать в порядке места в селах, где автобусы разворачиваются.  И это уже вопрос к главам сельсоветов.

Разговор на тему содержания дорог, по которым осуществляется подвоз детей к школам, продолжился у первого заместителя главы администрации района В.В. Журавлева.

А.Н. Грушихин, заместитель начальника ДРСУ:

-В чем наша беда? Снег сыплет не потихоньку сверху, а метет и буквально запечатывает прочищенное. Люди работают до часу ночи, но и этого мало. Каждое утро у нас техника идет на Большую Речку, на Тюмень и дальше, на Ленинский, Верх-Боровлянку, и каждый день мы не то чтобы расширяем дорогу, а чистим заново, работаем в упор.

Как пояснил В.В. Журавлев, ситуация более чем серьезная (и с этим не поспоришь). Понятно, что маршруты школьных автобусов необходимо чистить в первую очередь, но это не всегда удается в связи с аномальными условиями. Места для разъезда машин должны быть предусмотрены, и как только погода установится, их тут же необходимо привести в порядок, расширить. А вот посылать тракторы работать ночью нецелесообразно. Пробовали такое практиковать, но тракторы вязли в темноте в сугробах. Да и работать в одиночку опасно. Выход: или отменять занятия заранее (но как предугадаешь погоду?), или сдвигать начало учебного процесса на полтора-два часа, чтобы дорожные службы могли прочистить пути следования. Но и здесь сразу возникают вопросы: например, решили сегодня изменить время начала занятия, но как дети узнают об этом? Радио ушло в прошлое, а обзвонить 400 ребят физически невозможно. А в таких селах, как Талдинка, сотовая связь просто не работает.

Как бы то ни было, но и дороги чистить, и детей в школу возить нужно. А еще надо признать тот факт, что только силами ДРСУ нынешней зимой со снежными заносами справиться едва ли удастся. Потому было принято решение провести совещание с приглашением фермеров района и попросить их о помощи в расчистке дорог. Тем более что сельсоветы готовы оплатить работу. А ведь впереди еще весна…

Наталья ЯКОВЛЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.