Экологическое воспитание – на уроках и после

Я хочу рассказать о своих коллегах, учителях естественных дисциплин, и о своих талантливых учениках, ради успехов и побед которых трудятся педагоги.

Нас, учителей физики, химии, географии, биологии и экологии, объединяет то, что все мы вместе с учащимися изучаем окружающую природу. Конечно, у каждого предмета есть свои особенности, но при изучении любой темы мы просто обязаны обращать внимание детей на экологические проблемы, на вопросы охраны природы. Современная экология давно перестала быть только биологической дисциплиной. В недрах биологии удалось сформулировать законы гораздо более общие, относящиеся не только к живой природе, но и к связям биологических, химических, физических объектов и процессов с человеком и обществом. Вскрывая связи между предметами и явлениями живой и неживой природы, между природой и человеком, экология позволяет обнаружить скрытые пружины происходящего.

Слушая новости о бедствиях и катастрофах современности, приходишь к выводу о том, что настало время расплаты человечества за экологическое невежество и эгоизм. Поэтому актуальным вопросом является экологическое образование и воспитание школьников. Экология, как наука и школьный предмет, с одной стороны, очень простая по замыслу и методам, с другой – безумно сложная, поскольку старается понять взаимоотношения между бесчисленными, находящимися в постоянном движении и развитии существами.

Экологическое воспитание осуществляется во внеурочной и внеклассной работе. В течение прошедшего учебного года в нашей школе были проведены многочисленные мероприятия, целями которых являлись воспитание экологической культуры и формирование экологического мировоззрения школьников. Была проведена декада естественных наук, конкурсы запрещающих и разрешающих экологических знаков, рисунков, фоторабот, стенгазет. Для ребят среднего и старшего звеньев классов были организованы викторины, игры, праздники. Подготовкой и проведением этих мероприятий занимались учитель физики Надежда Валентиновна Лучинкина, учитель химии Надежда Ивановна Карпенко и учитель географии Андрей Викторович Еремкин. У младших школьников прошли праздник «Осенины» и конкурсы рисунков «Золотая осень», «Зимняя сказка». Здесь постарались учителя начальных классов и их незаменимый помощник во всех делах, вожатая Н.Ю. Тыртышная.

Традиционно два раза в год, весной и осенью, у нас в школе проходит акция «Очистим планету от мусора». Всю прилегающую к школе территорию учащиеся 5-11 классов приводят в порядок, убирают опавшую листву и другой мусор. Не остаются без дела и малыши. Их экологическая операция «Чистые цветы – чистый воздух» и знания о значении растений расширила, и за комнатными растениями научила ухаживать.

Ребята нашей школы стараются активно участвовать в районных экологических мероприятиях. С большим энтузиазмом отнеслись и учителя, и ученики к конкурсу кормушек для птиц. Ведь ни для кого не секрет, как тяжело приходится братьям нашим меньшим зимой, а она-то была ох, какая суровая. Кормушки получились – просто загляденье, настоящие произведения искусства. Этот конкурс показал, как стараются родители помочь своим детям, несмотря на занятость, многие нашли время и выполнили работу по изготовлению кормушек вместе с сыном или дочкой, за что им большое спасибо. Кормушки разместили на территории школы, и «птичья столовая» успешно функционировала. По результатам данного конкурса Света Шмельтер и Александра Якимчук оформили проект «Твори добро», который на районном конкурсе занял призовое место.

Восьмиклассники Дмитрий Устюгов, Валентина Шонхорова и Кирилл Афонькин представляли нашу школу на дополнительных олимпиадах по естественным дисциплинам «Ума палата». Валя в номинации «Ботаника» заняла третье место.

Самым серьезным мероприятием является районный конкурс исследовательских работ школьников «Росток», который ежегодно проводит ДЮЦ. Проведению конкурса предшествует огромная, трудоемкая работа. Очень важно выбрать интересную и актуальную тему, провести необходимые исследования, сделать выводы и разработать рекомендации. Часто при выполнении исследовательских работ нужны рекомендации и консультации учителей смежных дисциплин. Хочу поблагодарить за помощь моих коллег Н.В. Лучинкину, Н.И. Карпенко и специалиста ДЮЦ, отвечающего за экологическую работу, Е.В. Бороздину. Наши ученики В. Шонхорова и К. Афонькин представили на конкурс работы и смогли занять призовые места.

В этом учебном году к нам в школу пришли работать молодые специалисты, среди них – учитель географии Е.И. Калашникова, которая сразу же активно влилась в экологическую деятельность. Уже сейчас под ее руководством ребята стали готовиться к краевому заочному экологическому конкурсу «Сохраним биосферу».

Не было бы учителей – не было бы учеников, не было бы учеников – не нужны были бы учителя. Все мы – и взрослые, и дети – члены одной семьи под названием «школа». По этому всей нашей большой семье хочу пожелать здоровья, творческих успехов, мира и процветания.

Л. ПАСТУХОВА, руководитель школьного методобъединения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.