Кто он, педагог-словесник?

В рамках проходившей в районе аттестации педагогических работников учителя русского языка и литературы предоставили свои творческие отчеты, наработки, участвовали в конкурсах.

Кто он, сельский учитель – словесник? Побывав на открытом мероприятии учителя Беловской школы№2 Лидии Генриховны Старченковой, хочется сказать: это просветитель, подвижник, патриот. «Кто сказал, кто поверил, что с нами больше нет на земле Шукшина?» — на этот вопрос вместе с учителем отвечала вся школа. Вечер памяти писателя-земляка превратился в задушевный разговор о смысле творчества писателя и смысле жизни каждого человека. Выступления ребят, чтение стихов, музыка, слайды – все это результат огромного труда педагога и детей. Ведь материалы о писателе в этой школе собирались в течение тридцати лет.Отсюда, из этого источника и аллея памяти, посаженная учениками возле школы,  и запомнившееся многим «Письмо Шукшину» Саши Чайкина, опубликованное в районной газете, и традиционные поездки в Сростки. И, наверное, потому и не кажутся преувеличением слова директора школы Любови Петровны Мирошниченко: «Нужно достучаться словом до души человека – вот стиль работы Лидии Генриховны Старченковой». Становление духовности подрастающего поколения – та сверхзадача, которую успешно решает этот педагог через создание ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности и на уроках, и во внеурочное время.

Известно ли вам, что существуют десять притч, которые помогли миру стать лучше? Все, кто присутствовал на творческом отчете учителя Усть-Гавриловской школы Нины Ивановны Лотаревой, теперь в этом уверены. Свободная, легкая манера изложения, красивый голос, неожиданное решение проблемных вопросов, мудрость, эмоциональность – вот яркий портрет этого педагога. Нина Ивановна из тех учителей, кто никогда не бывает равнодушным, кто всегда видит в ребенке личность и помогает становлению лучшего в этой личности. Использование притч на уроках русского языка и литературы, в воспитательной деятельности превращает работу этого педагога в настоящее искусство. Стремление достичь высоких результатов в формировании грамотности привело учителя  к поиску инновационных подходов в обучении. Нина Ивановна изучила инновационную технологию Павлова «Интенсивный курс повышения грамотности», основанную на нейролингвистическом программировании, и создала авторский курс на основе притч. Результатом стала успешная сдача ЕГЭ выпускниками школы.

А в феврале на открытый урок русского языка в восьмом классе педагогов района пригласила учитель Петровской школы Жанна Михайловна Рычкова. Интеллигентный, тонкий педагог, опытный психолог, она умеет на своих уроках создать неповторимую атмосферу взаимного уважения и сотрудничества. Тема самообразования учителя «Приемы активизации учебно-познавательной деятельности через систему контроля ЗУН» реализуется в систематическом грамотном мониторинге собственной педагогической деятельности и достижений учащихся. Жанну Михайловну можно назвать учителем, который постоянно обобщает свой опыт работы: мониторинг контрольных работ, техники чтения,  экзаменов, олимпиад и конкурсов. Одно из увлечений педагога – краеведение, вместе с учениками она проводит большую учебно-исследовательскую работу, связанную с историей родного села и людьми, живущими на нашей троицкой земле. Творческим результатом стали и диплом участника краевой конференции,  которым награждена ученица 9 класса Анастасия Ющук, и школьный вечер «История моего села неразрывно связана с историей моей Родины». Профессиональное кредо этого учителя – уметь видеть положительную динамику в работе детей и бесконфликтно решать возникающие проблемы.

Форма учебной деятельности – урок-мастерская, модель обучения – исследовательская. Так можно начать рассказ о талантливом педагоге, эрудированном профессионале Людмиле Михайловне Гинтер. Вот уже двадцать пять лет она работает в Красноярской школе. Наверное, и этого учителя, и ее учеников отличает неуемная жажда познания, открытия нового, неизведанного. Ее уроки-мастерские, где учитель и ученики –сообщающиеся сосуды, единомышленники, соавторы, поражают своей методической грамотностью, исследовательской направленностью. «Мотив дороги в повести В.Быкова «Сотников» — так назывался урок-мастерская в 11 классе, представленный на районный конкурс «Дорогами отцов». Что я взял для жизни? Над чем я буду думать? – над этими вопросами размышлял каждый ученик, вместе с учителем совершавший открытия на уроке. Творческий потенциал, незаурядная эрудиция, блестящее владение информационными технологиями позволяют педагогу проводить уроки на высоком методическом и творческом уровне. Технология развития критического мышления, которую использует Людмила Михайловна, помогает раскрыть творческий потенциал каждого ученика, достучаться до сердца и ума каждого ребенка.

В рамках мартовского районного методического совета, проходившего на базе Троицкой школы №2, Татьяна Васильевна Горлова провела урок-исследование, посвященный теме Великой Отечественной войны. «Поклонимся великим тем годам» — так мог повторить вслед за учителем каждый из присутствовавших на уроке. То, что в методике сухо именуется региональным компонентом, прозвучало на уроке в личностном, многажды передуманном и пережитом контексте. Фронтовая история моей семьи… Каждое слово Романа Тропинина возвращает нас в те трудные годы. Ученик провел серьезную исследовательскую работу, показав не только хорошее владение материалом, но и глубокое его восприятие. А вот письмо, написанное Андреем Ерохиным. Оно как будто действительно выпало из солдатского треугольника: «Милая мамочка…» Предложенная учителем стилизация приобрела настолько личностное звучание, так талантливо была написана, что все присутствующие воочию увидели: окоп, мальчик в большой, не по росту солдатской шинели, письмо-треугольник. Эмоциональным итогом урока стало чтение самой Татьяной Васильевной стихотворения, которое она посвятила своему отцу-фронтовику Василию Фроловичу Грищенкову. Воспитание гражданственности, любви к родной земле, обращение к исторической памяти и творческому потенциалу каждого ученика – вот педагогическое кредо учителя Т.В. Горловой.

Так кто же они, учителя русского языка и литературы нашего района? Это, прежде всего, настоящие профессионалы, преданные своему делу. Это творческие, неординарные, яркие личности. И, самое главное, это педагоги, не представляющие своей жизни без учеников. Опыт каждого из них бесценен, и жаль, что не расскажешь обо всех в одной газетной публикации.

М.Тарасова, руководитель районного методического объединения учителей русского языка и литературы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.