Мечта исполнилась, но удовлетворения нет

Супруги Александр Александрович и Надежда Алексеевна Ананьевы из Петровки всю свою жизнь посвятили педагогике. Оба долгие годы работали в школе (Надежда Алексеевна и сейчас трудится, хотя уже на пенсии) – в Петровской коррекционной. Но учитель – он везде учитель. Педагоги со стажем Ананьевы о работе говорят и дома, по нашей просьбе и с нами поделились размышлениями, какой им видится нынешняя система образования:

-Все реформы, которые происходят в последнее время в образовании, идут только во вред учебному процессу. Спрос с учителя большой, но его труд в денежном эквиваленте оценивается мизерно. Зарплата учителя зависит в том числе и от количества учащихся в классе, — так называемое подушевое финансирование. Что это значит? Не секрет, что в школах становится больше детей, которые не могут освоить основной общеобразовательный школьный курс. То есть на уроке учитель должен выдать одним детям одну программу, другим – другую, но в большинстве случаев этого не происходит. «Особенные» дети сидят на «камчатке», до них никому нет дела, и на них обращают внимание только тогда, когда они пытаются сорвать урок. Таким образом, другие ученики не получают тех знаний, которые должны бы получить на уроке. «Особенных» школьников нужно направлять в специальные учебные заведения, но учителя общеобразовательных школ не спешат это делать, так как у них тогда будет недобор в классы-комплекты, и их заработная плата, соответственно, пострадает. Хотя, что касается этих детей и как показывает наша практика, им в окружении таких же, как они, особенных, намного комфортнее, и некоторые даже достигают определенных успехов.

Вообще учителя Алтайского края, по нашему мнению, обделены в плане доплат. В той же соседней Кемеровской области учителям идут еще и губернаторские доплаты. У нас же такого нет. Что мы сегодня видим? А то, что молодых педагогов в школах практически нет. Начинающий учитель имеет минимальный размер оплаты труда, но это же смешно, сегодня на голом энтузиазме далеко не уедешь.

-Я в свое время, — говорит Надежда Алексеевна, — мечтала стать только учителем, потому что родители были педагогами. У мужа родители тоже работали в школе. В то время у учителей была очень приличная зарплата, давали квартиры, путевки. А сейчас иной раз подумаешь: да зачем мы выбрали эту профессию?

-Мы также не согласны с закрытием малокомплектных школ, — продолжают супруги. — Со школами сейчас происходит то же самое, что в свое время происходило с детскими садами. Детей стало меньше, значит, садик не нужен. А в настоящее время даже у нас в селе столько ребятишек, что смело можно было бы собрать не одну разновозрастную, а две полноценных группы. Родители рады бы отдать детей в дошкольное учреждение, но его нет. Развалить всегда проще и быстрее, нежели попробовать сохранить.

К ЕГЭ у нас тоже свое отношение. С одной стороны, он облегчает поступление в вузы, не нужно абитуриентам в очередной раз «рвать душу» после школьных экзаменов, но с другой стороны, «натаскивание» учеников только на тесты приводит к их отупению, у них не остается времени на развитие своего творческого потенциала. Недаром же на Западе, откуда мы перенимаем все подряд, в последнее время в системе образования идет, наоборот, отказ от тестовых заданий.

Затронули педагоги и тему учительского авторитета. Они убеждены, что он упал:

-И в первую очередь из-за того, что в педагогические заведения сейчас берут всех. Кто-то куда-то не поступил – что делать? А пойдем в «пед», туда в любом случае возьмут. И таких случайных учителей сейчас очень много, и примерным поведением большинство из них не отличается. Плюс ко всему – люди видят отношение государства к учителям, что оно, по сути дела, нас ни во что не ставит, и у них появляется такое же мнение. Родители, не стесняясь, при детях сейчас запросто обсуждают педагогов, а школьники это слышат и, приходя в класс, начинают делиться полученными «новостями» с окружающими. Соответственно, мнение об учителе у класса может поменяться не единожды. И еще интересный момент: ребенок плохо себя ведет – виновата школа, а почему, собственно, спрос со школы, а не в первую очередь с родителей?

Наталья Заболотина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.