Сформулировать вопрос или проблему – значит наполовину решить ее

В современном обществе все более возрастают требования к уровню развития личности. В настоящее время главной целью школьного образования является подготовка выпускников к самостоятельной жизни в обществе. Молодое поколение за время обучения в школе должно не только овладеть основами различных знаний, но, главным образом, научиться добывать эти знания. Особое внимание педагогами уделяется и формированию у школьников учебной мотивации, которая впоследствии становится мотивом обучения человека в течение всей его жизни. Отмечая возросший престиж высшей школы и намерения большинства выпускников общеобразовательных учреждений продолжить обучение в институтах, университетах, академиях, важно акцентировать внимание и на проблеме обучения школьников навыкам исследовательской работы. Это поможет им, став студентами, легко ориентироваться при написании реферата, статьи, курсовой работы.

Все перечисленные задачи успешно решаются в деятельности по подготовке к научной конференции учащихся «Знание – сила».

«Я знаю, что я ничего не знаю», — говорил Сократ и пытался с помощью диалога с собеседником выяснить, что же именно он не знает. Знание о незнании – сильный инструмент познания. Сформулировать вопрос или проблему – значит наполовину решить ее. Опыт показывает, что именно в школьные годы у учеников формируются основные элементы исследовательской деятельности: умение формулировать проблему, выбирать методы исследования, собирать необходимую информацию, анализировать, обобщать и делать соответствующие выводы. Приобщение учащихся к элементам исследовательской деятельности, на наш взгляд, является одним из перспективных путей совершенствования школьного образования. Исследовательская деятельность – не простое, но увлекательное занятие. В этой работе максимально раскрываются возможности сотрудничества, соавторства, сотворчества учащихся и учителей. Зачастую школьники удивляют глубиной своих идей, разнообразием гипотез, значимостью полученных результатов. Иногда педагогу приходится самому учиться у своих учеников, поэтому необходимо быть готовым к диалогу с ними на равных, дискуссиям, эмоциональным обсуждениям.

В рамках месячника науки в нашей школе были проведены мероприятия: конкурс методических материалов на лучшую методическую разработку, научно-методическая конференция педагогов школы, научная школьная конференция учащихся «Знание-сила».

На первой научной конференции учащихся в прошлом году были представлены 11 работ учеников 3-11 классов. Это был первый опыт работы школьной конференции. В этом году еще больше учеников пожелали расширить свои знания в различных предметах; некоторые выполнили несколько исследовательских работ по разным предметам. Во II научной конференции «Знание – сила» участвовал уже 21 ученик в пяти предметных секциях: социально-гуманитарная (история, обществознание); гуманитарная (русский язык, литература); физико-математическая (математика, физика, информатика); химико-биологическая (биология, экология, химия, география); технология и психология (технология, ритмика, психология).

Нашей целью было развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся как одного из важных направлений гуманизации образования, обогащения интеллектуального потенциала школьников.

По результатам работы жюри  определили победителей II школьной научной конференции учащихся «Знание – сила»:

Секция 65-летия Победы в Великой Отечественной войне:

1 место – Ксения Абрамова, 11класс, Дмитрий Соболев, 9 класс, Данил Талдыкин, 7 класс, 2 место – Елена Шпилева,10 класс, Настя Буянова, 9 класс, Илья Шуйский, 9 класс; 3 место – Алексей Тушов, 10 класс, Вика Потапова, 9 класс.

Секция математики:

1 место – Наталья Едакина, 8 класс, 2 место – Юля Захарченко, Елена Циммерман, 9 класс.

Секция естествознания:

1 место – Лиза Шабайкина, 11 класс, Алексей Керн, 7 класс, 2 место – Наталья Едакина, 8 класс, 3 место – Ирина Кажемякина, 8 класс, Вадим Сивирин, 8 класс.

Секция психологии, технологии и ритмики:

1 место – Алена Пахотина, 8 класс, 2 место – Евгения Бологова, 11 класс, Евгения Самофалова,10 класс.

В школе проводится работа по популяризации опыта работы победителей конференции. Материалы конференции размещены на сайте школы.

Наши педагоги активно принимают участие в научных мероприятиях – конференциях, семинарах, форумах, которые проводятся в рамках научно-методической работы школы, района, края. По результатам последних лет многие наши педагоги имеют публикации научных работ.

Но главным результатом все-таки являются не только научные достижения школьников и педагогов, а их  сплоченность, единение в процессе научно-исследовательской деятельности.

Время вносит коррективы в нашу деятельность, и мы уже задумываемся: какие новые проекты будем создавать, какие проблемы будем решать, чтобы жизнь вокруг нас становилась все достойнее, осмысленнее и… просто лучше.

Е. Талдыкина, заместитель директора по УВР ТСШ № 2.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.