В каждом живет учитель

Ни один человек не может обойтись в жизни без учителей. Ими становятся родители, друзья, коллеги по работе, даже наши дети – все, кто оставляет в нас частичку своего «я». Для кого-то и мы, в свою очередь, становимся учителями. Но особую роль в жизни каждого человека играют школьные учителя. Именно они закладывают тот фундамент, на котором строится все наше последующее образование, именно от них зависит, будем ли мы постоянно стремиться к новым знаниям и вершинам. Зачастую выбор профессии определяется нашим отношением к учителю и предмету, который он преподавал. Как писатель живет в своих произведениях, художник – в картинах, так и учитель живет в мыслях и поступках своих учеников.

С высоких трибун мы часто слышим красивые рассуждения политиков и чиновников о высокой миссии учителя, о его ответственности за воспитание будущих граждан страны, о том, что престиж профессии необходимо повышать. Однако зарплата учителя по-прежнему не соответствует его высокой миссии и ответственности, социальный статус педагога остается низким, при этом те же чиновники и политики, вторя СМИ, умудряются обвинять школу и учителя во всех грехах, забывая о том, что у каждого из них были свои учителя, которые помогли им состояться в жизни.

Чтобы напомнить власти и обществу о том, чем каждый из нас обязан учителям, Общероссийский профсоюз образования принял решение провести 26 апреля – 1 мая 2010 года Всероссийскую акцию «В каждом живет учитель!». Наша цель – возродить в сознании россиян положительный образ учителя. Постараться «повернуть» общество, власти и СМИ к образованию, привлечь в школу родителей и партнеров, общественные организации. А также предоставить возможность каждому вспомнить, что значила школа в его жизни, и в Год учителя отдать дань уважения своим учителям.

Газета «Мой профсоюз».

Случайных людей в школе нет

У Елены Михайловны Талдыкиной, учителя ИЗО, черчения, мировой художественной культуры и заместителя директора по учебно-воспитательной работе ТСШ №2, весь день расписан по минутам, а точнее – по урокам. И на переменах нужно еще успеть сделать очень много нужных и важных, нередко безотлагательных дел. Можно только удивляться, как человек может жить в таком ускоренном ритме изо дня в день, из года в год. Но, похоже, что Елене Михайловне нравится такой стиль жизни, и свою профессию учителя она не поменяет ни на какую другую.

-Елена Михайловна, что все-таки повлияло на Ваш выбор профессии?

-Во-первых, в моей семье есть учителя. Моя тетя более 20 лет работает учителем русского языка и литературы в Алтайском районе. Когда мы приезжали к ней, я не пропускала буквально ни одного ее слова. Но все-таки быть учителем я не собиралась, хотела свою жизнь связать с искусством. В детстве я занималась музыкой, играла и на фортепиано, и на баяне, и на танцы ходила, и только потом остановилась на изобразительном искусстве. В старших классах меня к этому подтолкнула Нина Илларионовна Евдокимова, учитель изобразительного искусства, истории и обществознания.

-Какие воспоминания сохранились у Вас о Ваших первых учителях?

-Я училась в этой же школе, где сейчас и работаю. Свою первую учительницу начальных классов В.А. Чеснокову мне не забыть никогда. А.А. Нечаева была нашим классным руководителем с пятого класса, это был великолепный педагог, интеллигентный человек. Я помню, как мы, не отрываясь, слушали ее, внимая каждому слову.

-Вы строгий учитель?

-Да. Но, с другой стороны, я стараюсь с детьми быть на равных, хотя дистанцию учителя и ученика соблюдаю.

-На Ваш взгляд, могут ли быть в школе «случайные» учителя?

-Исходя из своей практики, а я работаю в школе с 1995 года, могу с уверенностью сказать, что случайные люди здесь не задерживаются. Если у педагога нет контакта с детьми, – в школе он однозначно долго работать не будет: год, максимум – два.

-Как Вы думаете, у кого больше ответственности за воспитание подрастающего поколения – у школы или у семьи?

-Должно быть обоюдное двухстороннее воспитание. Если это делать с одной стороны, то это неправильно. Сейчас мы зачастую видим такую картину: отправили родители ребенка в школу и считают, что сняли с себя всю ответственность за воспитание. А потом приходят в школу и говорят: делайте с ним, что хотите, я не знаю, как с ним справиться. Поэтому сейчас во многих школах, и в нашей в том числе, развиваются психологические службы. Для родителей сейчас более важно одеть, обуть ребенка, заработать деньги на его дальнейшую учебу в вузе, а какое-то моральное, нравственное воспитание уходит на второй план.

-Какие еще проблемы наиболее актуальны для современных учителей?

-Сложнее стало в том плане, что от государства учителя практически не получают поддержки.

Постоянно меняются учебники, методические пособия. Дети сейчас, можно уже говорить, перестали читать.

-Профсоюз сегодня может помочь педагогам в решении каких-то проблем?

-Профсоюз может проконтролировать предоставление льгот или что-то еще сделать, но главное, чтобы педагог был инициатором всего этого.

-Каких перемен ждете от Года учителя?

-Хотелось бы, чтобы государство по достоинству оценивало труд учителей. Чтобы поменьше было бумажной работы. Ведь если педагог будет доволен своим материальным положением, если его ничто не будет тяготить, то, мне кажется, работе он будет отдавать себя на все 100 процентов, и от этого выиграют все.

Подготовила Наталья ЗАБОЛОТИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.