Споры о защите прав потребителей

 – достаточно распространенные и  всегда связаны с нарушением прав и законных интересов граждан при приобретении ими товаров, выполнении работ, оказании услуг.

 В споре о защите прав потребителей одной из сторон выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий  товары (работы, услуги) для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а с другой – организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг.

 Отношения между сторонами  регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-I «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Наиболее распространенными видами споров по защите прав потребителей являются споры: о защите прав потребителей в сфере торговли; выполнения работ, предоставления услуг.

 Почти каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, когда нам оказывают либо мы оказываем гражданам какие-либо услуги в сфере торговли, медицины, туристической деятельности, ремонте квартир и бытовой техники, ЖКХ, кредитования и многое др.   

 И в случае обнаружения в товаре (услугах) недостатков, если недостатки не были оговорены продавцом, у потребителя возникает субъективное право предъявить к продавцу (исполнителю) одно из требований, перечисленных в ст.18  Закона «О защите прав потребителей».

 При этом потребитель по своему выбору вправе требовать, в частности, замены на товар этой же марки (модели и (или) артикула) или другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом цены. Отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать вернуть уплаченную сумму. В отношении технически сложного товара такие требования можно предъявлять в течение 15 дней с даты его передачи потребителю.

 Обязанность доказать отсутствие недостатков в товаре на момент продажи лежит на продавце.

 В подтверждение факта заключения договора потребителем, как правило, представляется кассовый (товарный чек), чек безналичной оплаты услуг либо иной документ, удостоверяющий факт и условия покупки товара, вместе с тем, отсутствие у потребителя данного документа не является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером). В подтверждение факта заключения договора и его условий потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания.

 Споры о защите прав потребителей в большинстве случаев носят имущественный характер и при цене иска, не превышающей 50000 рублей, рассматриваются мировыми судьями.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 17 закона о защите прав потребителей исковые заявления по данной категории дел предъявляются в суд по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации (ее филиала или представительства) или по месту жительства ответчика, являющегося индивидуальным предпринимателем.

 По общему правилу исполнитель обязан удовлетворить законные требования потребителя (о повторном выполнении работы, возврате цены или ее части, выплате неустойки и пр.) в добровольном порядке. В противном случае при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф в размере 50% присужденной потребителю суммы независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 закона).

 В случае установления факта нарушения прав потребителя перед судом может быть поставлен вопрос о компенсации потребителю морального вреда.

 В настоящее время судебная практика складывается так, что размеры компенсации морального вреда не являются очень большими (по сравнению с размерами компенсаций, принятых в других, экономически развитых, странах). Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не ставится в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае определяется судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

 Данные судебной статистики свидетельствуют о  том, что 70-80% рассмотренных дел решается в пользу потребителей. Закон исходит из того, что клиент всегда прав.

 Даже само название Закона «О защите прав потребителей» говорит  само за себя. Однако главное, о чем нельзя забывать, чтобы впоследствии, при рассмотрении дела в суде, защитить свои права в полной мере: нужно как покупателю (потребителю), так и продавцу (исполнителю) своевременно предпринимать все необходимые меры, указанные в  законе, а также добросовестно пользоваться предоставленными законом правами.

Н. ВИНОГРАДОВА, мировой судья судебного участка №1 Троицкого района.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.