Мастерство, эмоции и крылья

29 ноября на сцене Троицкой детской школы искусств состоялся финал районного конкурса «Учитель года-2017». Конкурс проходил в течение недели, хотя подготовка к такому серьезному испытанию, конечно же, заняла значительно больше времени и сил. Площадкой для проведения в этом году стала Троицкая школа №2, где 22 ноября состоялось знакомство участников и самое сложное испытание – открытые уроки. Дать урок в незнакомом классе – непростая задача даже для опытного учителя. А ведь среди конкурсантов были и учителя, проработавшие в школе еще сравнительно недолго. Но все педагоги достойно справились с главным конкурсным заданием, в том числе благодаря учащимся ТСШ №2, которые с пониманием отнеслись к своим «новым» учителям и поддержали их. Затем прошли воспитательные мероприятия, а на финальный этап конкурсанты представили самопрезентации и приняли активное участие в дискуссии по актуальным вопросам современной системы образования.

Работу конкурсантов на протяжении всего конкурса оценивали два компетентных жюри: профессиональное в составе Г.Ф. Петюшиной, Н.Г. Лубянской, В.Э. Куксгаус и Е.Г. Колыхаловой и родительское – А.В. Карпенко, А.И. Кох-Мгдесян и В.С. Пивторак.

В самом начале финального конкурса председатель жюри Галина Федоровна Петюшина поздравила всех конкурсантов и подчеркнула, что они победители уже потому, что решились на участие в конкурсе и достойно прошли главные испытания.

Учитель в первую очередь интересен ребенку как личность. Поэтому в самопрезентациях учителя не столько говорили о накопленном педагогическом опыте, сколько представляли себя как творческих личностей и рассказывали о своих увлечениях, которые помогают им заинтересовать своих учеников какими-то интересными делами.

Учитель географии и экологии ТСШ №1 Елена Ивановна Калашникова за девять лет работы в школе на практике доказала, что многочисленные достижения во внеурочной работе помогают лучше изучать предмет. Ее ученики активно участвуют в различных исследовательских проектах, экспедициях по родному краю, экологических акциях. Елена Ивановна смогла привить им любовь к путешествиям. А запечатлевать незабываемые моменты путешествий ей помогает искусство фотографии.

Татьяна Владимировна Радченко работает учителем русского языка и литературы в Загайновской школе и является классным руководителем 8 класса. Она считает, что когда педагогическая деятельность приносит удовлетворение – это не работа, а образ жизни. Кроме того, нужно давать учащимся волю для творчества.

-Начальная школа – основа всей жизни человека, – так начала самопрезентацию Елена Геннадьевна Титова.

27 лет она работает учителем начальных классов в Троицкой школе №2 и третий раз принимала участие в конкурсе. В школе за нее болели коллеги и ученики, а дома – муж и двое детей. Думаю, что стоит еще отметить тот факт, что на всем протяжении конкурса она не была ни на один день освобождена от своих основных уроков. Как и многие успешные педагоги, Елена Геннадьевна понимает, что каждый ребенок талантлив по-своему, поэтому на первом месте стоит личность каждого из учеников. Надо поощрять любое усилие к достижению результатов.

-Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. А школа – наш второй дом, — так считает Елена Геннадьевна и «заражает» своим хобби учеников. Вместе с нею они любят петь и вязать, вместе ходят кататься на коньках и на лыжах. Гордится своей дочкой, которая окончила школу с медалью. И очень благодарна своей семье, которая вместе с ней терпела ее бессонные ночи.

Знаменательное событие, которым был отмечен нынешний конкурс, – это участие в нем сразу трех участников из маленькой, да удаленькой Горновской школы. Перед началом их представления на сцену вышла ведущая в русском народном костюме, поведавшая зрителям, что в некотором царстве, Троицком государстве есть небольшая школа – 47 учеников, 13 учителей. И в один прекрасный день спокойную и размеренную жизнь школы нарушил указ: «Приезжайте, господа, покажите-ка себя»… Вот и снарядила школа трех гонцов, чтобы показать, кто во что горазд. И гонцы эти лицом в грязь не ударили.

Учитель истории и обществознания Мария Сергеевна Свиридова в поэтической форме представила не только себя, но и свою школу, в которой она работает с 2004 года, и подвела такой итог своему выступлению: «Учитель – профессия от Бога, все остальные профессии – от учителя». Учитель начальных классов Марина Алексеевна Попкова призналась, что самым трудным для нее было принять решение участвовать в конкурсе. Но она смогла показать себя, свой опыт, познакомиться и пообщаться с единомышленниками. А главное, что муж и сын отнеслись с пониманием и поддержали. Именно им, самым близким людям, она посвятила свое очень проникновенное стихотворение, отражающее жизнь учителя.

Замыкал выступление участников, как и положено, единственный конкурсант-мужчина Андрей Викторович Кольтяков. С 2005 года он преподает в Горновской школе физкультуру и ОБЖ и является одним из лучших тренеров в районе. Он был немногословен и завершил свое выступление такими словами:

-Если ты не можешь быть широкой дорогой – будь узкой тропинкой, не можешь быть солнцем – будь звездой на небе. Главное – найди свое дело…

Отмечу, что все конкурсанты благодарили организаторов, а также своих близких, друзей и коллег за понимание и поддержку.

И хотя все они выглядели немного усталыми, так как за этими тремя конкурсными днями стояли недели упорной подготовки, но последнее конкурсное задание – дискуссия, которую провели председатель комитета по образованию А.С. Тупикин и директор ДЮЦ Е.Г. Колыхалова, расшевелило даже самых уставших. Разделившись на две команды, конкурсанты сначала высказывали общее мнение, согласно тому, попала ли группа в разряд «за» или «против», а потом каждому предложено было высказать свое. Не остались в стороне от обсуждения зрители и даже члены жюри. Тем более что вопросы обсуждались самые актуальные. Из семи предложенных к обсуждению проблем тем выбрали две – надо ли делить детей при обучении на «слабых» и «сильных» и кем являются для школы родители – помощниками, наблюдателями или оппонентами?

Наиболее бурное обсуждение вызвал первый вопрос. Сторонники разделения выдвигали следующие доводы: «Дети хотят равняться на сильного, а в «слабом» классе такой возможности у них не будет. Сильные дети не достигнут того потенциального уровня, которого смогли бы достичь. В «одаренном» классе слишком много сил тратится на детей среднего уровня, а сильные обделены вниманием»… Противники, коих оказалось не так уж и мало, рассуждали в другом ключе: на «слабом» классе будет поставлено клеймо, не будет стимула, за кем идти. Да и вообще понятие «одаренный ребенок» очень относительно. В конечном итоге сошлись на мнении, что если идти по пути раздельного обучения, то нужны соответствующие условия. Да и классы должны делиться не по принципу «слабый – сильный», а по принципу углубленного изучения тех или иных предметов.

Второй вопрос дискуссии вызвал гораздо меньше споров и разногласий. И хотя прозвучало несколько мнений по поводу того, что родители иногда превышают свои «полномочия», чересчур активно вмешиваясь в образовательный процесс, они тоже участники этого процесса и являются едва ли не главной заинтересованной стороной. В целом же родительская помощь вносит весомый вклад в жизнь класса и школы, просто надо учиться строить грамотное общение родителей с учителями.

С приветственным словом к участникам конкурса обратилась победительница районного и финалистка краевого конкурса «Учитель года-2016» Ольга Игоревна Орлова, пожелав нынешним и будущим участникам ощутить весь спектр эмоций и… крылья, на которых она летела домой после конкурса.

И вот, наконец, долгожданные итоги. Уже вручены дипломы участников и подарки, все замерли в ожидании решающего момента. Приз детских симпатий вручается Татьяне Владимировне Радченко, диплом «Родительское признание» – Елене Ивановне Калашниковой, и, наконец, диплом «Учитель года-2017» – Елене Геннадьевне Титовой.

Светлана КУДИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.