Сердце, вены и состояние души

Учитель Хайрюзовской средней школы Марина Николаевна Скибо представила на Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя» свою работу «В этих срубах есть сердце и вены». Кредо учителя: «Не условным звукам только учится ребенок. Изучая родной язык, он впитывает духовность и силу родного слова».
Марина Николаевна уже три года ведет предмет «Основы религиозных культур и светской этики» и считает, что для нас особенно важны моральные устои, именно они – стержень патриотизма. Предмет ей очень нравится, при изучении народных православных традиций она открывает для себя новые жизненные и исторические моменты. Вот что рассказывает Марина Николаевна: «Родители мои – простые труженики, всю жизнь отработали в колхозе «Победа». Мама, Зинаида Семеновна, проработала дояркой 40 лет, награждена орденом Трудовой Славы III степени. Папа, Николай Яковлевич, отработал в колхозе «Победа» 45 лет, отмечен орденом Знак Почета. Раньше я не уделяла религии особого внимания, хотя в семье была верующая бабушка. Она всегда на ночь читала молитву, а я это слышала и думала: зачем бабушка молится перед иконой? Осознание пришло потом. Честно говоря, я в молодости даже побаивалась церкви, но жизнь заставила обратиться к религии, когда погиб родной брат, а через пять лет умерла мама. Молитва стала для меня спасением в это тяжелое время. Я стала прислушиваться к религиозным мыслям. В них вся наша жизнь описана, они направляют нас на правильный путь. Только не каждому удается осознать, куда ведет православный путь. А это же наше внутренне состояние души. Мне очень нравятся субботние проповеди патриарха Кирилла. Он пробуждает сознание людей и пытается нам помочь выбрать правильный путь жизни.
Исследование истории моего родного села меня увлекло. Историческая тематика всегда актуальна, поскольку она обращена к человеку, к его прошлому, настоящему. Но исторических документов о хайрюзовской церкви практически нет, только воспоминания старожилов.
Постепенно я пришла к мысли, что очень важно с раннего детства говорить с детьми о том, что такое душа и как влияет на жизнь человека его воля. Ответы на эти вопросы дает главная книга человечества – Библия. Поэтому на внеклассном мероприятии «В этих срубах есть сердце и вены», проведенном в форме посиделок, мы стремились раскрыть и восстановить не только архитектурный образ Преображенской церкви, но и духовные истоки родной Хайрюзовки, приобщить детей к культурному наследию села и народа, помочь в осмыслении того, что церковь – это православная святыня, которая вдохновляет человека на добрые дела.
На посиделки пригласили старожилов: Нину Александровну Сохареву, Александра Николаевича Красова, Зинаиду Федоровну Савину, Василия Семеновича Колыванова. Их воспоминания стали для собравшихся настоящим открытием.
Дети изобразили церковь в рисунках. Лучший получился у Анжелы Солдатовой. Полина Авдеева, Настя Загайнова, Слава Куприянов сделали макет церкви Преображения Господня.
Гости посиделок рассказали о традициях и праздниках, а затем настоятель Свято-Троицкого прихода Александр Жгунов освятил место бывшей церкви, здесь же поставили крест.
Нина Александровна Сохарева поведала: «Церковь была большая, бревенчатая. Окна располагались наверху и были зарешечены металлической сеткой. Потолок – куполообразной формы зеленого цвета с голубым отливом. На праздники в церковь приходило много людей, ставили свечи, крестили младенцев, венчались, слушали церковное пение. При любом событии, будь то радость или беда, звонил колокол. Здание привлекало и своим внешним видом. Карниз церкви был украшен резьбой, колокольня и купол – голубого цвета, крыша – красного, над куполом возвышался крест. Коммунисты уничтожили церковь в 1953 году, колокол сбросили, иконы свалили в кучу, но односельчане разнесли их по домам, а храмовую Казанскую икону Божьей Матери переправили в Петровский молельный дом. Когда ее несли на полотенце к повозке, то жители, стоя на коленях, молились и плакали. Потом из церкви сделали колхозную контору, но она вскоре сгорела. Ничего не удалось спасти».
Из воспоминаний Александра Николаевича Красова: «Церковь была бревенчатая, но без углов, круглая, огороженная высокой деревянной оградой. В церкви находилась большая Библия, очень тяжелая, так как обложка была деревянная, молитвы написаны на картонных листах. Много труда, сил и души было вложено в строительство церкви нашими предками, они знали, что Божий храм оберегает нашу землю».
Из воспоминаний Зинаиды Федоровны Савиной: «Помню, по праздникам звонил колокол. На Троицу рвали траву, застилали пол в церкви. К иконам относились бережно. В рукописании (книжечка, разделенная напополам) записывались имена живых и умерших. Люди на Пасху святили куличи».
«Звонница церкви состояла из двух колоколов, большого и малого, — вспоминает Василий Семенович Колыванов. – Центральное место занимала Казанская икона Божией Матери, и престольный праздник отмечался 4 ноября, в день почитания иконы. Отмечали праздник широко и весело, с утра ходили в церковь целыми семьями, благочестиво молились, затем шли домой и ожидали гостей. Старостой церковной общины был Сергей Греков, в доме у него всегда была икона, хотя сын был коммунистом. В годы безбожия, где-то в 1934-1935-м, церковь разрушили. Люди говорили: «Церковь разрушать – богохульство, из этого ничего хорошего не выйдет». Сбросили колокола, а в церкви сделали «глубинку» для хранения зерна. Когда церковь разрушили окончательно, из нее сделали контору. Простояла контора два года и запылала огнем. Жители прибежали, но затушить не смогли, многие говорили: «Божий храм горит в наказание, не затушить его».
О том, что в этом селе была православная церковь во имя Преображения Господня, свидетельствует и «Отводная запись Томской губернии»: «Примерный год постройки Хайрюзовской церкви – 1884 год. Земли при ней нет. Причта по штату: священник и псаломщик. Содержание руги 475 пуд. Расстояние от Томска в 523 версты, от благочинного в 50 верст. Хайрюзовский приход (приписной к Беловскому). Церковь Преображения Господня посещали жители Хайрюзовки и Усть-Гавриловки. Прихожан мужского пола 1843, женского пола 1842. В школах грамоты обучалось 45 мальчиков и 5 девочек. В разное время здесь служили священники: Павел Иоаннович Чемоданов, Павел Никитич Сорокин, Георгий Григорьевич Сребрянский, псаломщики: Василий Осипович Данилов, Николай Павлович Плотников, Аркадий Степанович Вознесенский, Павел Павлович Новосельцев. Хайрюзовский Преображенский храм считался одним из красивейших храмов в округе, стоял он на пригорке, недалеко от трактовой дороги, которая проходила из Барнаула до Бийска. Богатые иконы и церковная утварь переливались золотом в сиянии свечей».
Хочется отметить огромную заслугу библиотекаря Анны Васильевны Милехиной, учителя Марины Николаевны Скибо и других жителей села в их благородном деле возрождения истоков православия на земле хайрюзовской.
Каждый из нас рано или поздно приходит в храм за верой и душевной гармонией. Вера делает нас терпимыми, отзывчивыми, учит ценить простые истины – семью, любовь, мир. В тяжелые моменты своей жизни, когда человеку не к кому обратиться, он обращается к Богу. Церковь всегда была той живительной силой, которая спасала в тяжелые дни. Хоть мы и крещеные, но состояние наших душ порою бывает поругано и осквернено подобно разрушенным храмам. И мы должны сделать все, чтобы вновь, как и много лет назад, «в этих срубах ожили сердце и вены» во имя настоящего и будущего.
Валентина КАРКАВИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.