Кирпичик в фундаменте государства (Рассуждения на основе личного опыта)

Оценка власти
Бывает так, что в селе жизнь бьет ключом, а люди недовольны, жалуются вышестоящим. А в другом селе – тишь да гладь, божья благодать. Живут по принципу: ты меня не тронь, и я тебя не трону. Так какой же глава лучше? Может, тот, на которого не жалуются?
В одном из сел депутаты были настолько недовольны своим главой, что настояли вызвать его с отчетом о работе на районную сессию. Подготовить содоклад было поручено мне. Сразу скажу: ничего путного из этого не получилось. В сельском Совете необходимые документы о финансово-экономической деятельности выдать отказались. Хотя обязаны были это сделать.
Сельский глава отчитался, как все прекрасно у него в селе, даже рождаемость выросла. В своем выступлении я сообщил, что у меня нет ориентиров для оценки работы главы. И предложил организовать соревнование между сельскими Советами. Примерно раз в полгода подводить итоги и печатать результаты в районной газете. Лучших премировать из резервного фонда главы администрации. Тогда все жители района будут знать рейтинг своего руководителя и делать выводы, особенно в предвыборный период.
Честно говоря, я и предположить не мог, какая последует реакция на мое предложение. Оно так возмутило глав, что двое или трое даже демонстративно вышли из зала заседаний. Видя это, глава районной администрации тоже не поддержал предложение. Я и сейчас не пойму, почему. Детей уже со второго класса начинают сравнивать, выставляя им оценки. Соревнуются между собой доярки, механизаторы, врачи, учителя и т.д. Почему бы и сельсоветам не включиться в соревнование?
P.S. При обсуждении краевого бюджета на 2015 год фракция «Единая Россия» внесла предложение о резервировании денег на премирование лучших сельских глав.
В период перестройки и гласности в «Литературной газете» появилась рубрика «Если бы президентом был я». Там печатались такие дельные предложения, что Совет министров создал специальную комиссию по их рассмотрению и внедрению. Мне идея так понравилась и запомнилась, что через много лет захотелось ее внедрить на уровне района. После того как меня избрали заместителем председателя райсовета, включили в комиссию по аттестации районных чиновников, я решил, что время пришло. И предложил редактору сделать рубрику в газете «Если бы главой был я». Даже согласился вести ее сам. Но… Подумав, редактор отказала. Как я понял, из опасений: а вдруг глава администрации района сочтет это косвенной критикой в свой адрес? Лучше не рисковать.
К сожалению, большинство без указания сверху «взять на себя ответственность» не способно.

Общественный контроль
Не так давно в Налобихе построили новую школу. Из краевого бюджета на нее было израсходовано 200 млн. рублей. Стройка уже в прошлом, но выводы, как она проводилась, могут пригодиться в будущем.
Первый КамАЗ загрузили грунтом из будущего котлована под фундамент на школьной линейке 1 сентября. Присутствовали тележурналисты, высокие гости и бригада вспомогательных рабочих, набранных из местных жителей. Сельских строителей тоже фотографировали и говорили, что стройка даст не только новую школу, но и рабочие места в селе, где много безработных.
Через месяц работы из разговора со старшим этой бригады выясняется, что им срезали расценки в два раза. Потому что руководство ошиблось и применило городские расценки. А так как у сельчан есть огороды и скотина, то они и так проживут. Еще через пару месяцев выясняется, что рабочим дают расписываться в ведомостях за одну сумму, а на руки выдают в два раза меньше. На вопрос, а где остальные, следует ответ: «Не нравится – можешь завтра не выходить на работу». Работать зимой на стройке, на нулевом цикле, за такие деньги оказалось мало желающих. И начали увольняться. Стройку курировал вице-губернатор Я.Н. Ишутин. На планерке он заявил, что сельские жители совсем обленились и не хотят работать.
А что же с качеством работ? Вскоре после начала заливки фундамента по селу прошел слух, что на стройке можно по дешевке купить цемент. Но первые покупатели были разочарованы в его качестве.
Однако школа возводилась быстро, и к следующему лету появились уже стены трехэтажного здания. В это время проходило партсобрание сельской организации «Единой России». Разговор пошел о школе, в том числе о грубых нарушениях в строительстве.
На собрании посчитали, что строительная компания частная и мы не вправе вмешиваться. Да нас туда и не пускали под тем предлогом, что на строительном объекте посторонним нельзя находиться в соответствии с техникой безопасности. И только примерно через год после описанных событий губернатор А.Б. Карлин стал постоянно говорить об общественном контроле строительных работ, проводимых на бюджетные деньги. Но как на практике это сделать? Ведь не придешь просто с улицы и не скажешь: я хочу вас проверить. Прогонят и всякого наговорят. Другое дело, если заказчик, в лице районной администрации, подведет представителя, к примеру, родительского комитета и познакомит с руководителем стройки. При этом сообщит, что у общественного контролера будет номер телефона, по которому он будет сообщать свои замечания в администрацию. А также он будет включен в приемную комиссию, и без его подписи деньги на счет исполнителя не поступят.
Возможно, тогда и цемент будет нужной марки, и обмануть приемную комиссию будет гораздо труднее.

Где деньги взять?
Когда вы откроете устав, неважно – районный или сельский, то увидите, что одна из глав посвящена референдуму. Вы прочитаете, что он является высшим проявлением власти народа. Его решения обретают силу закона и обязаны быть исполнены.
Уважаемые читатели, в скольких референдумах вы участвовали? Лично я – в одном, когда решалось, нужен СССР или нет, перед самым его распадом. Ни про краевой, ни про муниципальные референдумы никогда не слышал. Зато примерно раза два в год сообщают про референдумы в Швейцарии. Неужели там такие глупые чиновники, что им обязательно надо посоветоваться со своим народом?
Сейчас стали много говорить о прозрачности власти. Чтобы люди доверяли ей и знали: их услышат. Именно на уровне самоуправления должна быть смычка народа с властью. А может, чиновники и так хорошо знают, о чем думают люди? И потому не хотят тратиться на референдум? Тогда уберите из устава главу о референдуме, не смущайте пытливые умы.
Самый главный закон года, который рассматривают депутаты всех уровней, – это принятие бюджета. Я знаю, с какими предложениями по увеличению доходов на федеральном уровне выступали руководители фракций. А вот как идет обсуждение в районе, я не слышал. И не знаю, кто самый активный депутат. Хотя прожил здесь уже два года. Может, это не интересно обывателю? Смотря как подать!
Приведу пример из прошлой активной жизни. Перед обсуждением бюджета администрация постоянно пыталась провести через депутатов повышение коэффициентов (то есть налогов) для предпринимателей и арендную плату на землю фермерам. Но среди народных избранников было большинство тех, кто и должен был пострадать от этих инициатив. И они всячески этому сопротивлялись. В ответ говорили, что необходимо расширять налоговую базу. Приводили примеры, где искать деньги: есть много частников, которые занимаются заготовкой дров на продажу, ремонтом автомобилей, и при этом не платят налогов. Или косят сено в промышленных масштабах на продажу, а за аренду земли не платят. Есть фермеры-универсалы, которые одновременно пашут на тракторе, убирают на комбайне и отвозят на автомобиле. Техники у них полный двор, а ни одного наемного работника (официально), вот и приходится им надрываться. И даже анекдотичный пример: пчеловод в одной из деревень содержал 200 ульев, двух наемных работников, дом обшил сайдингом и покрыл металлочерепицей, но при этом состоял на учете в Центре занятости как безработный и получал пособие.
Но для того чтобы получить дополнительные доходы, как на это указали депутаты, необходимо поработать. А можно не утруждаться, просто повысить налоги законопослушным. Результат тот же. К чести исполнительной власти, после той сессии она провела определенную работу по расширению налоговой базы. Вывод: администрации необходимо подсказывать и подталкивать ее в нужном направлении.
Если бы обсуждение бюджета шло с широкой гласностью, не сомневаюсь, предложений было бы гораздо больше. Как и работы чиновникам.
После повышения кадастровой стоимости земли в десятки, а для предпринимателей – в сотни раз районные депутаты-предприниматели создали согласительную комиссию. На ее заседание пригласили глав сел и попытались их убедить не принимать коэффициенты по максимуму, а посоветоваться с людьми и предпринимателями, какую сумму они готовы платить за землю без особого ущерба для себя. Но наш призыв был тщетным. Всем не хватало денег (а когда их хватало?), и главы у себя на сессиях приняли коэффициенты по максимуму. Кстати, как и в Троицком районе, о чем я прочитал в районке.
Тогда я спросил у сельского депутата, предпринимательницы, собственника магазина, как она могла проголосовать против своего бизнеса. Та ответила, что им объяснили: от них ничего не зависит, все принято в Москве, а проголосовать – пустая формальность. Для сравнения: в Б-Ключах Первомайского района на сессию пришли председатели уличных комитетов (сейчас они называются ТОС – территориальное общественное самоуправление) и заявили: мы посмотрим, кто как проголосует, и сообщим избирателям. В результате депутаты приняли средние показатели, а не по максимуму.
Когда моя собеседница поняла, что их на сессии обвели вокруг пальца, она, чтоб впредь быть умней, попросила написать для всех права депутатов (у нас тогда издавалась сельская газета). Появившаяся соответствующая статья в газете очень не понравилась главе. Оказывается, не депутаты должны ходить по своему округу и требовать от хозяев домов навести порядок на прилегающей территории, а, наоборот, депутат должен спросить главу, почему он не навел порядок в его округе. Потому что депутат не имеет права подменять исполнительную власть. И второй момент. Депутат занимает более высокий ранг, чем глава. Народного избранника глава не может лишить статуса, а депутаты могут главе выразить недоверие. Обо всем этом написано в уставе села, который должен находиться в общедоступном месте (у нас был в библиотеке).
Что касается цены на землю. Приведу собственный пример. До повышения стоимости я платил за участок, находящийся в собственности, в пределах 100 рублей. Готов был согласиться на 800 рублей. Когда же пришел счет на 16 тысяч, пришлось в срочном порядке переводить участок в категорию парковой зоны. С тех пор в сельский Совет стал платить 10 рублей в год. Так как я в то время возглавлял районный совет предпринимателей, то свои рекомендации по оптимизации оплаты за землю постарался довести до широкого круга деловых людей.
Может, все же лучше было договориться полюбовно? Кстати, многие бизнесмены тогда обиделись, что с ними так обошлись, и заявили: чтоб больше с просьбами о спонсировании к ним не обращались.

Послесловие
«Что голос одного? Песчинка». Поэтому в европейских демократических странах более 50% населения состоит в различных общественных организациях, а то и одновременно в нескольких. Через эти организации оказывается давление на власть с целью принятия нужных для общества решений. Все вместе это называется гражданским обществом. Существование его – залог стабильности в стране. В этом мы все заинтересованы.
Так кому же нужно самоуправление? Когда-то давно я прочитал, что наиболее быстро развивается не та страна, где много природных богатств, а та, где созданы условия для самореализации ее граждан. Мое мнение: самоуправление (вникните в это слово!) – один из главных кирпичиков в фундаменте нашего государства. И ему надо уделять гораздо больше внимания.
Е. ВЕРКОШАНСКИЙ.
С. Троицкое.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.