Объединение сельсоветов: плюсы и минусы

Несколько лет назад это была нашумевшая тема: пять сельсоветов степной зоны района – Горновской, Ельцовский, Новоеловский, Хайрюзовский, Усть-Гавриловский – объединялись в один, Хайрюзовский. Прошло шесть лет, и вот во время недавних встреч главы района с жителями Горнового и Ельцовки тема объединения сельсоветов всплыла вновь. Люди спрашивали, какие плоды это дало, а некоторые доказывали, что объединение принесло мало пользы. То есть мнения разные – кто-то требует восстановить органы власти в своем селе, кто-то безразличен, а кого-то вполне устраивает существующее положение.

Конечно, власть не оставила без внимания села, которые лишились самостоятельности, войдя в состав большого сельсовета, – в каждом из сел есть староста, специалист по похозяйственному учету выдает необходимые справки, бюджет распределяется в соответствии с нормативными актами. К тому же хозяйствующие субъекты – крестьянско-фермерские хозяйства – участвуют в решении проблем жизнедеятельности сел. Но все же тема сама по себе заслуживает внимания, тем более что по прошествии нескольких лет уже можно сделать определенные выводы.

Кстати, фермеры, от помощи и желания которых решать проблемы сел во многом зависит их благополучие, высказываются о целесообразности объединения по-разному. Так, А.В. Беломытцев (с. Горновое) на встрече односельчан с главой района выступил с требованием восстановить сельский Совет, а Н.К. Токарев (Ельцовка) сказал следующее:

-Наверное, Совет в свое время работал неэффективно, раз принято было решение об объединении. Для себя лично я не вижу особой разницы, тем более, что жители достаточно мобильные, а текущие вопросы решаются старостой.

Староста Ельцовки и Талдинки А.К. Гроо отмечает:

-К объединению сельских Советов отношусь отрицательно: жителям за справками приходится ездить в Хайрюзовку, и у села теперь нет пусть хоть и маленького, но собственного бюджета, которым распоряжались депутаты. Если уж и возникла необходимость в объединении, то надо было это делать не так кардинально, создали бы единые сельские Советы двух сел, например, Горнового и Ельцовки, Хайрюзовки и Новоеловки и так далее.

Глава Хайрюзовского сельского Совета А.С. Ерохин, прежде работавший главой администрации сельсовета, высказался так:

-Нельзя утверждать однозначно, что объединение сельских Советов – это плюс или минус. В чем-то это минус, например, при слиянии обещали, что суммарный бюджет объединенного сельского Совета будет не ниже, чем общая сумма всех объединяемых бюджетов, а по факту наблюдаем снижение. Кроме того, минус заключается в том, что для жителей доступность правовых действий из-за больших расстояний уменьшилась. Плюс только в одном – в возможности концентрировать финансовые средства для реализации каких-либо затратных проектов.

Начальник организационного отдела администрации района В.Д. Котыхов говорит:

-На мой взгляд, плюсов несколько. На момент объединения все те, кто работал главами, так в основном и остались работать, только уже старостами сел. Далее: они освободились от множества обязанностей по ведению документации в правотворческой деятельности: нормативная база, все постановления, решения, после объединения стала единой для всех сел сельского Совета. Теперь же староста занимается хозяйственной деятельностью, чтобы обеспечить нормальную жизнь села, не нужно ездить по различным поводам и вопросам в район, отчетность сведена до минимума. При этом замечу, что ведение документации и отчетность – это довольно большая нагрузка для глав администраций сельсоветов.

Минус для населения вижу только в одном: села – те, в которых были сельсоветы, так сказать, утратили «статус». А вот Талдинку или Гордеевку это вообще никак не коснулось. Доступность обращений к должностному лицу нисколько не пострадала – староста является представителем администрации на селе.

Процедура объединения Советов следующая: инициатива может исходить от органов местного самоуправления района, а может быть инициирована местным населением; затем назначаются и проходят публичные слушания, учитываются мнения жителей (но это, кстати, не обязательно), и Совет депутатов принимает то или иное решение, в каком виде будет действовать объединенный Совет, как будет избираться глава, прочие решения по другим организационным моментам. Далее эти решения направляются в районный Совет, и если они утверждаются, то Алтайское краевое Законодательное Собрание уже вносит изменения в соответствующие законы Алтайского края. После принятия закона в течение шести месяцев должны быть проведены новые выборы депутатов, а они, в свою очередь, обязаны определиться с избранием или назначением главы своей администрации. Потом осуществляется техническая работа по закрытию счетов, уведомлению налоговых и иных органов, работа по прекращению договорных отношений и иная процедурная деятельность.

Администрацию района волнует проблема, которая на протяжении ряда последних лет стоит остро, – трудно подобрать кандидатуру на должность старосты, а в некоторых администрациях сельских Советов с назначением глав тоже бывает не гладко: или никто не выдвигает свою кандидатуру, или наблюдается частая смена глав. А требования к кандидату на должность главы строгие, и даже пришлось в уставы сельских поселений – Кипешинского, Гордеевского – вносить изменения, своего рода послабления, чтобы люди могли выдвинуться на эту должность. Кадровую проблему нельзя сбрасывать со счетов, и если мы говорим о целесообразности объединений сельсоветов, этот вопрос играет не последнюю роль.

Итак, мы рассмотрели организационную сторону вопроса. Но есть и другая – финансовая. Какие выводы можно сделать с точки зрения экономии бюджетных средств и распределения доходов?

Поясняет председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Е.А. Вишнякова:

-В Алтайском крае всегда было большое количество муниципальных образований, больше, чем в любом другом регионе Российской Федерации. Я против бездумного объединения, но объединение сельских Советов на сегодняшний день – насущная необходимость, потому что федеральный закон предполагает, что численность населения в одном сельском поселении должна быть не менее тысячи человек, постоянно проживающих и зарегистрированных. Поэтому большая часть степной зоны попала под эту процедуру – ни один из сельских Советов не имел необходимой численности жителей. Ереминской сельской администрации в то время повезло, на ее территории был зарегистрирован 1001 человек.

У нас есть такие сельские Советы, как Южаковский, Кипешинский, в которых проживает менее 500 человек, придет время – и их придется объединять. На сегодняшний день закон это не требует, но рекомендует, а требование обязательного референдума исключено. Считаю, что если старосты будут активными и добросовестно относиться к своей работе, так, например, как старосты в Горновом или в Загайнове, то в этих селах и не будет возникать каких-либо серьезных вопросов или они будут решены. К тому же есть люди, которые могут выдать нужные жителям справки и к которым можно обратиться со своими проблемами. Староста не должен быть обременен бумажными делами, он призван заниматься только вопросами жизни села, транслировать проблемы (если он не может решить их сам) главе сельской администрации.

В соответствии с федеральным законом каждый сельский Совет имеет свой бюджет, и на орган местного самоуправления возлагается большое количество обязанностей. Сокращение юридических лиц разгружает официальные сайты администраций, а также работников, которые ими занимаются.

Еще один немаловажный аспект: в каждом конкретном селе все труднее и труднее найти толкового и грамотного финансового работника, который мог бы отвечать за финансовую деятельность, смог бы вовремя и качественно составить отчет о деятельности своего поселения, сформировать и разместить его на официальных сайтах.

Финансовая сторона вопроса очень важна, и если сравнивать поселения, то картина разнородная. Например, Горновое – одно из самодостаточных поселений, своего рода донор, в отличие от других. Но все территории должны развиваться, и чем виноваты жители Талдинки, что у них нет предприятия, отчисляющего немалую сумму налогов? Сейчас «везет» Троицкому – фермеры перебираются на жительство в райцентр, тут же и регистрируются, и налоги идут по месту жительства. Я бы, например, Петровский и Кипешинский сельсоветы присоединила к Троицкому сельскому Совету, у которого достаточно высокие доходы, – в конце года, как правило, на счету остается около пяти миллионов рублей.

Финансовые моменты объединения также в плюсе – например, расходы по содержанию администрации Беловского сельского Совета на сегодняшний день составляют 43 процента от общей суммы расходов, а по Хайрюзовскому сельскому Совету экономия составила около 10%, и эти деньги можно потратить на более острые нужды. Хочется отдельно остановиться на доходной части бюджета Хайрюзовского сельсовета. Если в 2013 году доходы составляли 8 миллионов 768,5 тысячи рублей, в 2016 году – 9 миллионов 99,4 тысячи, то в 2017 году – 16 миллионов 137,7 тысячи рублей, и по состоянию на 1 января 2018 года на счете администрации переходящий остаток собственных средств составил 1 миллион 141,7 тысячи рублей.

В начале февраля глава района подписал соглашение с Правительством края о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета Троицкого района на 2018 год, которым, в частности, предусмотрена ликвидация малочисленных сельских Советов. Так что рано или поздно Южаковский и Кипешинский сельские Советы будут присоединены к более крупным. Кстати, собственные доходы Южаковского Совета составляют за год всего 176 тысяч рублей, а расходы, между тем, — около миллиона. Вывод, думаю, напрашивается, сам собой.

Мы поинтересовались также мнением главы администрации Хайрюзовского сельсовета Н.В. Камчатного. Он сказал, что минусов в объединении не видит, зато отмечает положительные моменты в виде концентрации финансовых средств и транспортных возможностей, экономии рабочего времени, и отмечает, что старосты сел имеют практически те же самые полномочия, что и глава.

Подготовил Виктор РЯБОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.