Изменения в порядке регистрации налогоплательщиков

В 2011 году большое внимание со стороны Правительства РФ уделялось системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Приняты соответствующие поправки в законодательные акты, касающиеся улучшения вопросов оказания услуг гражданам и юридическим лицам и, в частности, затрагивающие сферу государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 Получение сведений, необходимых для государственной регистрации

C 1 июля 2011 года вступили в силу изменения, внесенные в закон №129-ФЗ (ФЗ от 01.07.2011 г. №169-ФЗ, 03.12.2011 г. №383-ФЗ).  Согласно поправкам юридические лица и индивидуальные предприниматели больше не обязаны уведомлять регистрирующие органы в случае изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей – физических лиц, руководителей и индивидуального предпринимателя. Эти сведения предоставляются органами, осуществляющими выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, либо регистрацию физических лиц по месту жительства, в электронной форме.

В свою очередь, органы, оказывающие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые уже находятся в их распоряжении. Это норма установлена пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Данные положения учтены и в изменениях, внесенных в закон №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Так, например, при государственной регистрации создаваемого в результате реорганизации юридического лица, ликвидации юридического лица, а также прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, если в пакете документов, представляемых заявителем, отсутствует документ, подтверждающий сдачу соответствующей отчетности в ПФР, с 1 октября 2011 года регистрирующий орган самостоятельно запрашивает этот документ в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.

Если физическое лицо намерено заниматься предпринимательской деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, то при государственной регистрации в качестве ИП необходимо представить в регистрирующий орган справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям лица, обратившегося за государственной регистрацией (статья 22.1 Федерального закона №129-ФЗ).

Если указанный документ не представлен заявителем, регистрирующий орган получает его самостоятельно путем направления межведомственного запроса в МВД России.

 Электронное взаимодействие с банками

С 1 января 2012 года  согласно Федеральному закону №229-ФЗ банки обязаны представлять в налоговый орган сведения о счетах в соответствии с пунктом 1 статьи 86 Кодекса только в электронном виде.

Пункт 1 статьи 86 Кодекса с 1 октября 2011 года дополнен положением, устанавливающим обязанность для банков сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о предоставлении права или прекращении права использовать корпоративное электронное средство платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.

Также в пункт 2 статьи 23 Кодекса добавлено положение, возлагающее аналогичные обязанности на налогоплательщиков – ЮЛ и ИП (сообщать в налоговые органы о возникновении или прекращении права использовать корпоративное электронное средство платежа для переводов электронных денежных средств).

Формы и форматы сообщений (и по 86, и по 23 статьям Кодекса) устанавливаются ФНС России.

Порядок заполнения форм сообщений, предусмотренных пунктом 2 статьи 23 Кодекса, а также Порядок представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются ФНС России.

 Новая  обязанность хозяйствующих субъектов

С 1 января 2012 года вступают в действие еще одни изменения в закон о государственной регистрации, непосредственно не касающиеся электронного взаимодействия, но затрагивающие обязанности хозяйствующих субъектов.

Внесены они Федеральным законом  от 18 июля 2011 года №228-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов».

В частности, в случае принятия юридическим лицом, являющимся хозяйственным обществом, решения уменьшить капитал ему необходимо в течение трех рабочих дней после даты принятия такого решения сообщить о нем в регистрирующий орган и опубликовать уведомление об уменьшении в установленном органе печати дважды с периодичностью один раз в месяц. Ранее данное требование касалось только юридических лиц, являющихся акционерными обществами.

В то же время, с 01.01.2012 г. прекращает действовать положение, в соответствии с которым в ЕГРЮЛ вносились сведения, касающиеся  стоимости чистых активов акционерного общества.

Е. Дунаева, начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков УФНС РФ по Алтайскому краю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.