Оптимизация будет продолжаться

Процесс образования не стоит на месте, ему свойственны постоянные изменения. О ключевых вопросах сферы современного образования, о планах и перспективах мы говорим с председателем комитета по образованию А.С. Тупикиным.
-Александр Станиславович, на какие цели направляются средства инновационного фонда, размер которого в районе составил 1 миллион 890 тысяч рублей?
-Вообще инновационный фонд – это новшество, которое было впервые реализовано в Алтайском крае в 2013 году, сейчас, возможно, он есть и в других регионах. Общая сумма, выделяемая на инновационный фонд края, – 200 миллионов рублей, но нужно понимать, что инновационные технологии включают в себя не только современные образовательные технологии, это и новшества по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, развитие сетевого взаимодействия, дистанционные образовательные технологии.
Ежегодно в районах определяется несколько направлений, на развитие которых направляются данные средства, и в соответствии с некоторыми показателями происходит распределение средств между учебными заведениями. На уровне района мы взяли девять направлений расходования, из них каждая школа выбирает пять показателей, формирует для каждого учителя оценочный лист, и на этом основании педагог получает определенную доплату.
-Председатель комитета АКЗС по бюджету, налоговой и кредитной политике Александр Романенко на заседании Совета по взаимодействию АКЗС с представительными органами муниципальных образований сказал следующее: «Как по краевому бюджету, так и по бюджетам муниципальных образований заработная плата работникам бюджетной сферы должна быть одной из основных защищенных статей бюджета. Отрадно, что, несмотря на сложности, бюджет Третьяковского района был принят на 2016 год с объемом 100% фонда заработной платы работникам бюджетной сферы. У нас не такая высокая заработная плата, чтобы мы сегодня принимали решение о ее снижении или невыплате». Как обстоит дело с заработной платой педагогов в районе?
-Заработная плата учителей вот уже несколько лет зависит от количества учеников, от их распределения по ступеням обучения. У нас ежегодно сокращается количество школьников в районе. Самая «дорогая» ступень обучения – это старшие школьники. Мы в этом учебном году по сравнению с прошлым «потеряли» 32 ребенка на старшей ступени, в том числе и поэтому у нас произошло сокращение фонда оплаты труда. В последние два-три года мы каких-то серьезных оптимизационных мероприятий не проводим. Да, в прошлом году несколько школ мы сделали филиалами, но не закрыли.
В последнее время увеличивается заработная плата младшего обслуживающего персонала.
В районе сокращается количество учеников, но учительский состав остается практически прежним. При таких условиях происходит сокращение фонд оплаты труда. Заработная плата педагогов состоит из базовой и стимулирующей частей. Базовая часть осталась неизменной, а стимулирующая, к сожалению, в этом календарном году сократилась. По нашим предварительным прогнозам, заработная плата уменьшится на 6 — 7% в соотношении с прошлым годом из-за сокращения размера стимулирующих выплат. На сегодняшний день в школах созданы рабочие группы по выплате заработной платы, и мы рекомендовали всем учебным заведениям предпринять какие-то меры по внутренней оптимизации. В стимулирующую часть входит в том числе оплата за стаж, и каждая школа должна определить, что для нее важнее – чтобы работали стажисты или было больше молодых педагогов. Стажевые идут стабильно, а баллы необходимо зарабатывать, и тут надо определиться, поддерживать стажистов или всех поставить в равные условия, чтобы зарабатывали баллы.
-Понятно, что оптимизация в системе образования района будет продолжаться. Какие изменения ждут в этом году?
-Планы и варианты оптимизации всегда есть, но прежде чем что-то делать, мы обязательно пообщаемся и с педагогами, и руководителями, и родителями. Цель реструктуризации одна – чтобы она ни в коем случае не создала условий для ухудшения качества образования. Просто взять и закрыть учреждение образования – так вопрос не стоит. В прошлом году мы предприняли оптимизационные действия по переводу трех школ в филиалы, — в Усть-Гавриловке, Червянке и Озеро-Петровском, объединили несколько детских садов со школами в одно юридическое лицо, и для детей, которые там занимаются, фактически ничего не изменилось, поменялось только название учебного либо дошкольного учреждения. Минусов в объединении гораздо меньше, чем плюсов. Прежде всего, в объединении «детский сад и школа» мы получили плюсы в увеличении контингента. Родители, может, еще не совсем понимают значимость дошкольного образования, они считают, что детский сад – это место, где за ребенком присмотрят, поиграют с ним, а вот школа – это уже получение образования. И когда детский сад стал работать под «крышей» школы, родители стали осознавать, что ведут ребенка практически в школу. И с точки зрения экономики мы тоже получили плюсы, в том числе сокращение расходов. Минусы тоже есть, они связаны с нагрузкой на руководителей.
В этом году в плане оптимизации мы прорабатываем несколько вариантов. Первое направление – расширение филиальной сети школ, рассматриваем переводы в филиалы школ в Хайрюзовке, Вершинине и Многоозерном. Второе направление – детские сады в Тюмени, Красноярах объединить со школами. В райцентре есть варианты объединения ТСШ №2 с детским садом «Родничок» и перевод ТСШ №1 в основную школу. У родителей сразу может возникнуть вопрос: как ребятам ходить через железную дорогу? У нас есть школьные автобусы, которые могут возить детей. Мы задумались о переводе старшеклассников в ТСШ №2 в связи с тем, что в ТСШ №1 на старшей ступени учится 29 школьников, это порядка семи процентов от общего количества учеников школы. Если объединить старшеклассников двух школ, то можно создать три-четыре полноценных профиля, чтобы у детей был выбор. У многих родителей одна мечта – чтобы дети хорошо учились до 11 класса, а в выпускном классе мы хотим, чтобы они успешно сдали ЕГЭ. Возникает вопрос: почему про ЕГЭ мы думаем только в 11 классе, а не начиная с восьмого? Когда больше параллелей, то больше выбора для профиля. Почему у нас сегодня идет пробуксовка по профилю в селе? Потому, что одна параллель и выбор небольшой. Если есть сильный учитель, например, по химии, то и профиль будет соответствующий. А как быть тем детям, которым химия не нужна?
С учетом нынешних реальностей у нас много школьников уходит после 9 класса, и не исключено, что в последующие годы мы будем средние школы переводить в основные, потому что не будет учеников.
Не так давно президент поставил задачу перевести всех детей на обучение в одну смену. Сегодня у нас две младшие параллели в троицких школах учатся во вторую смену, и повторюсь, что один из вариантов – это объединение школ и детских садов (в которых сегодня имеются свободные места), где могут обучаться начальные классы. У нас, кстати, уже был такой опыт, когда в детском саду райцентра работала начальная школа.
Для людей, не связанных со школой, например, родителей, вопросы внутреннего функционирования образовательного учреждения малоизвестны. Мало кто знает, что в каждой школе существуют образовательная программа, учебный план, у каждого учителя есть рабочая программа, и вот эта внутренняя часть – она очень объемная и затратная в плане времени, ее нужно разработать, написать, адаптировать под себя. А если школа становится филиалом, то для нее большая часть этой работы снимается.
Повторюсь, что те планы по оптимизации, о которых я сказал выше, – это не окончательные. Мы определимся примерно к середине февраля этого года, когда досконально изучим все варианты.
-В Алтайском крае существует концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года, и в нашем районе разработан план мероприятий на 2016-2020 годы. В чем его суть?
-Это значит, что к 2020 году у нас в районе должно быть охвачено дополнительным образованием 75% детей в возрасте от пяти до 18 лет. Дополнительное образование – это не только кружки и секции, а любой процесс образования, который осуществляется не только школой искусств, ДЮСШ и ДЮЦ, но и учреждениями культуры.
-Не за горами сдача выпускных экзаменов. Есть ли какие-то изменения?
-В этом году девятиклассники сдают четыре экзамена: два обязательных (русский язык и математика) и два на выбор. Обязательные влияют на оценки в аттестате, а выборочные пока пробные и не влияют на итоговые оценки. В девятых классах у нас в этом году 228 выпускников, из них 158 собираются сдавать обществознание, 108 – биологию, 54 – географию, 42 – историю и далее в порядке уменьшения. Для одиннадцатиклассников изменений в сдаче нет, в этом году у нас их 108. По строгости экзаменов все остается так же. Еще раз хочу напомнить родителям и детям, что на экзамены нельзя проносить с собой сотовые телефоны, везде установлено видеонаблюдение. Массово опять будут сдавать «общество» — 78 человек, 34 – историю, 28 – биологию и так далее.
-ЕГЭ ученики стали сдавать с 2003 года. Как результаты в нашем районе выглядят на фоне остальных в крае?
-Недавно министр образования сказал, что по результатам ЕГЭ не надо оценивать работу школы. Взять наши показатели: по математике профильного уровня мы входим в десятку лучших по краю, по русскому языку мы каждый год улучшаем показатели, а вот по выборным предметам каждый год разные показатели. Мы можем быть 50-ми, а на следующий год – 20-ми или, наоборот, можем показать очень хороший результат, выше краевого, а можем ниже, нет какой-то закономерности, потому что это выборные предметы. А дети почему выбирают тот или иной предмет? Потому что знают, куда собираются поступать. Почему у нас массово сдают «общество»? Потому что практически во всех вузах это нужно для поступления.
-Спасибо за интервью.
Подготовила Наталья ЗАБОЛОТИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.